Красивый цинизм, надоедливая забота
Летом, особенно в августе, журналистам нередко приходится жаловаться на безтемье: все в отпусках, информационных поводов – ноль. Вот и мы решили сходить в «Дом кино», чтобы познакомиться с его новинками и обнаружить невольную параллель в темах, поднимаемых в иностранных лентах.
Гадкие утята Франции
Первая работа – «Молодая кровь» Эмманюэль Берко.
Истеричная Северин (Сара Форестье) врывается в кабинет к судье Флоранс (Катрин Денёв) с требованием немедленно забрать у нее сына, который, по ее словам, агрессивен и мешает ей нормально жить. Судья просит ее успокоиться, но в конце концов разъяренная мать покидает кабинет.
После этой прелюдии мы переносимся на десять лет вперед: Малони (Род Парадо) уже 16 лет, он – трудный подросток с неконтролируемыми приступами агрессии, которому ничего не стоит по малейшей прихоти угнать машину, чтобы проверить свои навыки экстремального вождения. Походы к судье стали чем-то обыденным, точно так же, как и игнорирование предупреждений о том, что еще одна такая выходка, и Малони придется судить как взрослого.
Ну а там, где идет рассказ о трудностях людей с таким поведением, там и история первой любви – неказистой и грубоватой. Понятно, что Малони прогнозируемо неромантичен и воспринимает полюбившую его ровесницу поначалу исключительно как сексуальный объект. Здесь же и история сложных отношений с матерью – женщиной легкого поведения, для которой дети всегда были строго на втором месте после мужчин. Взросление Малони идет по синусоиде: он может с легкостью совершить как героический поступок, так и омерзительный, ударив беременную женщину в порыве ярости из-за того, что ему не дают встретиться с матерью. Впрочем, не только он является главным героем этого фильма, еще одной замечательной ролью стало больше в копилке Катрин Денёв, которая прекрасно знает о трудностях воспитания в одиночку: когда она родила от Роже Вадима, то была старше Малони на несколько лет.
И все же «Молодая кровь» – фильм не столько о людях, сколько о самой системе и ментальности. В некотором роде это кредо современной Франции – толерантность в хорошем смысле, удивительно человеческий подход везде ко всем, даже в маленьком провинциальном Дюнкерке, где разворачивается действие. И это, конечно, не панегирик ювенальной юстиции, а четко высказанная позиция: мы готовы вести себя по-человечески со всеми. Даже с таким, как Малони, и другими трудными детьми (любопытный момент: в интернате, куда он попадает, практически все остальные подростки являются этническими арабами и представителями бывших колоний в Африке).
К сожалению, послание фильма, как и его удивительная линейность (сюжет ленты ни разу на протяжении двух часов не отходит от генеральной линии), является как сильной ее стороной, так и слабой. Впрочем, если кино не скучное и высказывание не плохое, то почему бы просто это не принять?
Соучастие
«Стрингер» оказался в российском прокате непозволительно поздно – попросту говоря, его пропустили, а когда он наконец вышел на широкие экраны, многие успели скачать его с торрентов.
Стрингеры – это «свободные художники», или, точнее, свободные, не прикрепленные к какому-то конкретному СМИ операторы, которые снимают жестокие убийства, пожары, автокатастрофы – корочё, все то, что у них готовы купить рвущиеся за рейтингами каналы. Главный герой Луис Блум, которого играет Джейк Джилленхол (фамилия говорящая: единственное живое существо, за которым ухаживает Луис, – это его цветок, «bloom» на английском), – это стрингер в своем идеальном воплощении. Поначалу его дела не клеятся: он – мелкий воришка, крадущий и сбывающий за копейки металл. Дела его резко меняются, когда в одну из ночей он сталкивается со стрингерами, и в его голове быстро прокручивается вариант построения карьеры. Недолго думая, он покупает камеру и перехватчик переговоров полицейских. Так начинается его «триумфальный» путь наверх, в ходе которого Луис переходит от не всегда удачных с технической точки зрения съемок аварий к продуцированию информационных поводов для сюжетов. До убийства человека он не дойдет, впрочем, вполне возможно, это следующий его шаг. Во всяком случае смерть коллег он снимать научился.
На первый взгляд может показаться, что этот фильм – злая и желчная сатира на современные средства массовой информации, для которых, как говорит директор новостей одной из лос-анджелесских ТВ-компаний Нина Ромина (Рене Руссо и жена режиссера Дэна Гилроя), идеальный сюжет выглядит как видео бегущей и кричащей женщины с перерезанным горлом. Но это типичная путаница следствия с причиной, поскольку кровь на ТВ – это работа под зрителя, которому обязательно надо чувствовать, что его жизнь не находится в безопасности. И тогда на авансцену выходят такие, как Луис Блум, – человек без чувств и тем более сочувствия, человек эпохи дикого капитализма, для которого принципы морали не то чтобы отходят на второй план, они просто находятся вне поля зрения. Как верно замечено в одном из отзывов в интернете, Блум – это грибоедовский Молчалин – карьерист с лицемерной улыбкой на лице, строго следующий своему бизнес-плану. В сущности, Луис – это уже не совсем человек, это камера, которая сама решает, куда ей идти и как снимать.