Хорошая мина при плохой картине

Оценить
Хорошая мина при плохой картине
Фото Вера Салманова
Строительная отрасль региона зашла в тупик, власти делают вид, что ничего не происходит

В последнее время чиновники разных уровней и мастей проявляют чудеса изобретательности и изворотливости. Давая официальные комментарии по поводу положения в той или иной отрасли, им приходится говорить так, чтобы ничего по существу не сказать. А ещё лучше – убедить аудиторию в том, что «всё плохое уже случилось» и «счастье уже близко».

Примерно по тому же принципу на минувшей неделе свой диалог с журналистами строил министр строительства и ЖКХ Саратовской области Дмитрий Тепин. Он провёл пресс-конференцию на крыше только что построенного дома, откуда попытался рассказать об итогах работы стройиндустрии в первом полугодии текущего года.

Несмотря на 50-процентное падение объёмов жилищного строительства и 40-процентное падение ипотеки, самым часто употребляемым словом в монологе министра было слово «отрадно».

При этом сами строители заявляют, что положение в отрасли не просто сложное, а очень и очень тяжёлое. И как из него выходить, сами они не знают, как не могут и предсказать перспективы на ближайшее будущее.

Как бы своевременные решения

Перед тем как рассказать о делах сегодняшнего дня, министр Дмитрий Тепин напомнил результаты работы строительной отрасли 2014 года. Напомним, что вплоть до декабря тот год у строителей складывался очень даже неплохо. Но, по словам министра, он был одним из самых удачных за всю историю строительства. Саратовская область успела занять первое место по Приволжскому федеральному округу и девятое место по России по строительству жилья экономкласса. У нас в регионе в прошлом году его сдали свыше 400 тысяч квадратных метров. Но потом случился декабрь с его «чёрным вторником», и всё испортилось.

«Мы все помним события, которые произошли в декабре 2014 года, – повышение ключевой ставки ЦБ, которое повлекло рост процентных ставок по банковским кредитам, в том числе и ипотечным, общую нестабильную ситуацию в экономике страны. В связи с этим начало 2015 года было для стройиндустрии очень сложным. И первый квартал года задал те жёсткие условия, в которых мы находимся и сегодня», – пояснил Дмитрий Тепин.

Хорошая мина при плохой картине

Жёсткие условия – это прежде всего перекрытые денежные потоки в отрасль по всем направлениям. За последние полгода в 10 раз сократилось кредитование проектного финансирования (с 8 миллиардов до 800 миллионов рублей). А высокие ставки по ипотеке сделали недоступными для граждан все банковские продукты. То есть ни напрямую, ни через население банки больше не участвуют практически в финансировании строительной системы.

Единственным денежным источником для строителей на сегодняшний день является государственный бюджет и государственные программы.

Тепин напомнил, что очень своевременно в начале текущего года правительство РФ приняло решение выделить в поддержку строительства 20 миллиардов рублей из федерального бюджета. Деньги отдали банкам и Агентству ипотечного жилищного кредитования. Появилась так называемая более доступная ипотека от государства. За счёт выделенных 20 миллиардов банки смогли выдавать кредиты населению под 12,5% годовых. По линии АИЖК начала реализовываться программа «Жильё для российской семьи», где кредиты стоят 10,5% годовых.

Другие приемлемые цифры

Всё бы ничего, но никого из граждан эти кредиты, похоже, не интересуют. Или интересуют, но не многих. Присутствовавший на пресс-конференции – в помощь Тепину – глава Ипотечной корпорации Саратовской области Евгений Ворошев не стал говорить, сколько именно якобы «доступных» кредитов уже было выдано в текущем году. Поделились только надеждами, что до конца года будет заключено 600–800 договоров на социальную ипотеку (ту, при которой большую часть процентов по кредиту за гражданина выплачивает государство). Что касается обычных, а не льготных кредитов, то, по словам Ворошева, ставки по ипотеке сейчас не намного выше прошлогодних, поэтому спрос есть.

«И я думаю, он будет расти. Просто сейчас лето и все отдыхают, ездят в отпуск, занимаются своими делами. А вот осенью традиционно рынок оживает, и в этом году будет так же. Будем надеяться, что всё будет хорошо», – вот и всё, что сообщил Евгений Сергеевич. Дмитрий Валентинович от себя добавил на это свое фирменное: «Отрадно».

Отрадно, мол, что по результатам ежемесячного мониторинга в строительстве наблюдается положительная динамика.

«Июнь показал лучшие результаты, чем май, например. И это, конечно, радует. На 23% ипотечных кредитов в июне было больше, чем в мае, – победно констатировал Тепин. – Мы, конечно, отслеживаем эту тенденцию, максимально её фиксируем. Максимально призываем граждан, чтобы эта тенденция сохранялась. Если будет рост по ипотеке (а сегодня падение ипотечного кредитования – 30–40% по отношению к прошлому году), то мы сумеем выйти на уровень хотя бы 2013 года. То есть понятно, что на 1,5 миллиона квадратных метров мы к концу текущего года выйти не сможем, но на другие приемлемые цифры по вводу жилья сможем».

К слову, какие это «другие приемлемые цифры», вслух пока тоже не говорят. Может ведь оказаться, что приемлемой к концу года будет считаться любая цифра выше нуля.

Сейчас, сейчас

Чтобы назвать хоть какие-то числовые показатели, доказывающие, что «всё будет хорошо», Дмитрий Тепин пошёл на хитрость. Он заявил, что в первом полугодии 2015 года жилья было построено даже больше, чем в первом полугодии 2014 года. На целый один процент (385 тысяч квадратных метров всего). Но, видно, вспомнив, что чудес не бывает, тут же сознался, что высокие темпы строительства во многом объясняются завершением проектов, начатых ещё в прошлом году. А вообще, если смотреть на отдельные составляющие отрасли – строительные материалы, объёмы выполненных работ предприятиями стройиндустрии, – то везде фиксируется падение. Вот так. Без цифр сказано. Просто – падение.

«Конечно, хочется говорить предметно и не строить воздушных замков, – признался министр. – Но в сегодняшних условиях всё, что остаётся, – максимально использовать все возможные рычаги и механизмы для развития строительства».

А механизмов, как уже выяснилось, немного, и все они государственные. От программы расселения аварийных домов до программы капремонта.

С программой расселения ветхого жилфонда у нашего региона не заладилось ещё с прошлого года. Денег в бюджете области на софинансирование тогда не нашлось, и их пришлось выпрашивать в качестве кредита у федерального бюджета. Сейчас, по словам министра Тепина, многие вопросы урегулированы. Саратовской области, единственной из всех субъектов РФ, предоставили финансовую поддержку в размере 1,15 миллиарда рублей. «Эти деньги уже заведены в областной бюджет и в ближайшее время будут переданы муниципалитетам», – сообщил Тепин.

Однако уложиться в сроки и купить до конца года 87 тысяч квадратных метров нового жилья в регионе не успеют. Поэтому теперь Саратовская область уговаривает Москву переписать для неё сроки реализации программы.

«Сейчас мы должны доказать реальность выполнения наших обещаний, сейчас мы «законтрактуемся» и подтвердим реальные сроки вводов жилья. Сейчас мы обо всем говорим прямо и честно и ни от кого ничего не скрываем. Не пытаемся никого обмануть», – зачем-то добавил Тепин.

Хорошая мина при плохой картине

Не думали, не гадали

На самом деле создаётся впечатление, что именно обмануть всех вокруг саратовские чиновники и хотят. Потому что не говорят всей правды. Никто из официальных лиц не сообщает о том, что как минимум половина существующих сегодня в Саратовской области строительных компаний к новому году могут разориться. В том числе и по причине отсутствия расчётов за участие в государственных строительных программах.

Из бюджета на счета строителей, как выясняется, деньги ещё не поступали, хотя свои обязательства в рамках программных мероприятий компании выполнили.

Сами строители сообщают об этом шёпотом и, что называется, «не для протокола». Боятся последствий. Кроме того, в неофициальных беседах представители строительных организаций заявляют, что совсем плохи дела с продажами вне государственных программ. Квартиры в новых, построенных ими домах давно никто не покупает. Есть даже такие, у которых за последний год не было реализовано вообще ни одной квартиры. Но об этом тоже «конфиденциально» – без ссылок, паролей и явок.

По словам представителя НК «Межрегиональное объединение строителей (СРО)», тоже пожелавшего остаться неназванным, нежелание застройщиков, мелких и средних, открыто говорить о своих проблемах связано и с репутационными вопросами.

«Если они сейчас заявят, что у них нет продаж, от них отвернутся и банки, и потенциальные покупатели. Никто не захочет иметь дело с компанией, которая никак не может реализовать свой продукт, – объясняет наш собеседник. – Ведь сразу возникнут вопросы и предположения, что у этих компаний нет денег, а значит, довести строительство до конца они не сумеют».

Собственно, пока ничего нового строить компании и не планируют. Потому что вообще не видят перспектив. Наш собеседник из строительной СРО говорит, что обсуждение проблемных вопросов по большей части ведётся кулуарно.

«Мы, конечно, били в колокола. Особенно когда ЦБ поднял ключевую ставку и вверх поползли процентные ставки по кредитам и по ипотеке. Сейчас ставка снижена до разумных пределов, но у людей нет денег – зарплаты сокращаются и задерживаются. То есть и по низкой ставке ипотечный кредит сейчас берут буквально единицы, что практически никак не сказывается на самочувствии строительных компаний», – говорят нам анонимные эксперты. Подчёркивая тем самым, что все решения, принятые федеральными властями в начале года по поддержке строительной отрасли, оказались несвоевременными и запоздалыми.

На вопрос о том, нельзя ли было спрогнозировать сложившуюся ситуацию полгода назад, провести расчёты, как-то подготовиться, разработать антикризисный план, эксперты разводят руками. И добавляют, что на сегодняшний день выхода из тупиковой ситуации им не видно.

Для малого строительного без вариантов

Ситуация, сложившаяся в стройиндустрии Саратовской области, характерна и для других субъектов РФ. По словам экспертов, в регионах с жилищного строительного рынка в первую очередь уходят мелкие застройщики – от 30 до 50% компаний.

Причиной, по словам аналитиков, является не только общая неблагоприятная экономическая ситуация. Во-первых, административные барьеры становятся всё жестче, и конкурировать в этом вопросе с крупными застройщиками, которые «открывают дверь во властные структуры с ноги», мелким непросто.

Во-вторых, для малых застройщиков практически полностью недоступно банковское кредитование. Банки не хотят рисковать деньгами.

В-третьих, точечная застройка, популярная у малых компаний, сегодня фактически запрещена. И договориться о такой под силу опять-таки только крупным компаниям.

В-четвёртых, крупные застройщики расширяют предложение на рынке. По словам экспертов, продавать квартиры от малых застройщиков сегодня крайне невыгодно – их никто не знает, вложения в рекламу самих застройщиков минимальны, произошел массовый вброс нового жилья на рынок. Выросло не только количество продаваемых квартир, но и разнообразие их вариантов. Чтобы остаться на плаву, по мнению экспертов, малым застройщикам нужно искать себе новые сегменты. Например, уходить в нишу строительства частных домов или, как советует саратовский министр Дмитрий Тепин, становиться субподрядчиками у крупных застройщиков. Других вариантов нет. И, кажется, искать их никто не собирается.