Поезд начинается с головы

Оценить
Чем отличаются плацкартные места в старых вагонах от новых

Многие с детства любят поезда. Пейзажи, меняющиеся за окном, мерный стук колёс – даже поездка на две-три сотни километров навевает мысли о дальних странствиях. Только цена билета не всегда радует. И в целях экономии некоторые путешественники предпочитают купейному вагону плацкартный.

Старая добрая плацкарта

На минувшей неделе мне довелось стать пассажиром поезда, следующего из Ижевска, столицы Удмуртии, в Адлер. На саратовский железнодорожный вокзал поезд прибыл поздно ночью, так что все прелести путешествия в плацкартном вагоне я смог полностью ощутить на себе только ближе к утру, когда стало светать.

Билеты на поезд я заранее покупать не стал. Результат моей недальновидности – боковое (правда, нижнее) место возле туалета.

На табло высвечивается информация о том, на какой путь прибывает мой поезд. Беру сумки и неспешным шагом направляюсь на нужную платформу. Мой вагон – предпоследний. «Ни разу не ездил в хвосте поезда. Как-то не привычно даже», – признаюсь проводнице. «Не переживайте! В хвосте поезда ехать намного безопаснее, чем в начале. Если что случится, то случится с головой поезда», – оптимистично уверила меня женщина в форме. Мне ничего не оставалось делать, как вздохнуть и отправиться занимать своё место.

Ночь. Большинство моих попутчиков смотрели седьмые сны. А я был вынужден смотреть на их ноги, которые свисали в проход с верхних полок. Но это, так сказать, неизменный атрибут плацкартного вагона.

Заняв место, я попытался пристроить сумки. Ставить их под сиденья не решился. Даже при тусклом свете было понятно, что там давно не бывала швабра. Мне повезло. Верхняя боковая полка была не занята. Правда, пришлось немного помучаться, прежде чем я её опустил. Не могу похвастаться тем, что регулярно путешествую на поездах, поэтому навык раскладывания боковых верхних полок остался в далёком детстве. Не прищемив пальцы, я разложил верхнюю полку, поставил на неё сумки и в ожидании, пока поезд тронется, осмотрелся.

Меня поразила полная антисанитария. Грязный пол, пыль на полках... И это притом, что билет стоит далеко не одну сотню рублей.

Недёшево и сердито

Наконец-то поезд тронулся. Ко мне подошла проводница проверять билеты, после чего принесла постельное бельё. «Уже можно идти умываться?» – спрашиваю у неё. На вопрос получаю ответ: «Нет! Ещё же санитарная зона. Не смотрите на то, что на туалете написано «био». Никакой он не био, а обыкновенный туалет. Вот когда зону санитарную проедем, я туалет открою, и пойдёте спокойно себе умываться». Санитарная зона для нашего вагона закончилась достаточно быстро. Поезд не успел проехать станцию «Саратов-2» (район политеха и магазина «Магистраль»), как проводница пошла открывать туалеты. Никогда бы не подумал, что технический университет расположен на выезде из города.

Вагон оживился. Пассажиры проснулись и стройными рядами потянулись в уборную. И вся эта армия чистоплотных людей проходила мимо меня, хлопая дверью, на протяжении всей ночи.

После такого нашествия пассажиров санузел превратился в океан. Проводник нашла простой способ навести порядок. На пол в туалете она просто кинула тряпку. Видя, что в туалете никто не следит за чистотой, некоторые подумали, что и в тамбуре перед туалетом нечего церемониться. Так пассажиры перестали утруждать себя складывать мусор в специально отведенные для этого мешки. Попал в мешок – хорошо, не попал – тоже ничего страшного.

Во время стоянок в вагоне была невыносимая духота – окна оказались закупоренными намертво. «О кондиционере здесь и не слышали. Окна закрыть-то закрыли, а кондюшник установить забыли. Когда твоё место пустовало, то мы спали с открытой в тамбур дверью. Хоть не так душно было», – рассказала мне попутчица, которая ехала из Ижевска.

Утром спросил проводницу, где можно зарядить телефон. «У нас розетки не работают. Теперь их починят только тогда, когда мы приедем обратно в Ижевск. Если надо телефон очень срочно зарядить, то сходите в соседний вагон», – был ответ проводницы. В соседний вагон я, естественно, не пошёл. Спасибо хотя бы за то, что поезд прибыл в пункт назначения.

«Это ещё цветочки. Я в конце июня ехала на поезде Тамбов – Адлер. Вот это было действительно незабываемо! – делилась со мной впечатлениями попутчица. – В вагоне была жара градусов 30, все места заняты, о кондиционере пассажиры могли только мечтать, за сутки проводник уборку ни разу не сделал, а из контейнеров для мусора всё так и сыпалось. Поезд часто останавливался где-то в поле и пропускал по два-три скоростных состава. Представляете, каково было в поезде, стоящем 40 минут посреди поля под палящим солнцем? Во время движения есть хоть какая-то надежда на случайное дуновение ветерка. В туалете была грязь такая, что прежде, чем туда войти, надо хорошо подумать. В следующий раз возьму в такой поезд с собой «доместос» и самостоятельно залью им туалеты. И это всё за не такие уж и маленькие деньги!»

По рассказам моей попутчицы, хотя формально курить в поезде запрещено, но заядлых курильщиков этот запрет не останавливал. Они регулярно отправлялись курить в тамбур, подальше от проводника.

Плацкарта по-новому

Обратно в Саратов мне пришлось также ехать в плацкартном вагоне. Поезд следовал из Новороссийска. Мысленно я был готов к повторению той картины, которую я уже наблюдал в поезде из Ижевска. Но был приятно удивлён. Домой мне предстояло приехать в новеньком, чистом вагоне.

Не могу сказать, что конструкторы изменили кардинально устройство вагона. Так же как и в вагонах старого образца, в новых могут разместиться 54 человека. В конце вагона уместилось два туалета (зато в начале вагона, как в старых поездах, его нет). На этот раз био. Из крана текла не только холодная, но и горячая вода.

Над входом в тамбур установили электронное табло, которое информировало пассажиров о том, какая температура воздуха снаружи поезда, а какая внутри вагона, о том, свободен туалет или занят.

Прямо над моей спальной полкой оказалась розетка. «Она работает?» – поинтересовался я у проводницы, которая принесла мне постельное бельё. «Сейчас нет. А вот когда тронемся, то можете спокойно ей пользоваться», – ответила мне девушка.

В этом вагоне был кондиционер! И был не для вида, а работающий. Кстати, в вагоне можно было открывать окна, но лишь на длительных стоянках. Как только поезд начинал движение, проводник проходила по вагону и требовала закрыть фрамуги.

Конечно, плацкартные места и в новых вагонах вовсе не для привередливых пассажиров. Но содержать в чистоте и порядке 54 места, санузел и тамбуры под силу проводникам не только вагонов новых образцов, но и старых. Ведь пассажиры платят за билет одинаковые суммы. Или путешествие на поезде – это рулетка? Улыбнулась тебе удача – значит поедешь в чистоте. Не повезло – будь добр довольствоваться тем, что есть.