Аэропонт
«Логическим политическим продолжением всего этого служит кампания по дискредитации проекта строительства нового аэропорта, которая ведется в СМИ Аркадия Евстафьева. На словах выступая за свободную конкуренцию, «либерал», похоже, ценит свою монополию выше идеологической последовательности».
Николай Лыков «Палочка Коха»
Обычная дискредитация и очернительство
Вообще-то когда юного Колю Лыкова учили азам журналистики в газете «Саратов», его просили писать коротко и внятно. Как видим, уроки не пошли впрок.
Теперь по существу. О дискредитации. Я не поленился и собрал всю информацию, которая выходила за полтора месяца на сайте «Свободные новости» и в «Газете недели» о строительстве аэропорта в Сабуровке. Итак, мы писали о том, что зампредседателя правительства Саратовской области Василий Разделкин посетил строительную площадку нового аэропорта. Там г-н Разделкин открыл в торжественной обстановке работы по прокладке газопровода. Сие мероприятие Разделкин сопроводил обязательной речью. Мы ее один раз процитируем и больше возвращаться к ней не будем, отметим только, что подобные слова произносили и губернатор Валерий Радаев, и исполнительный директор «СарАэроИнвест» Юрий Моисеев, и другие ответственные лица.
«У нас в области реализуется один из самых знаковых и самый инвестиционно емкий проект. Это проект по строительству аэропорта. Такие мероприятия очень важны. Мы видим, что заложенные сроки программы исполняются. Не вызывает никаких сомнений, что аэропорт будет сдан в 2017 году, как это определено федеральной целевой программой». Разделкин подчеркнул, что в этом году на реализацию проекта потратят 430 миллионов рублей из федерального бюджета. Отметим мизерность этой суммы по сравнению с масштабами задачи и двинемся дальше.
Комитет капитального строительства Саратовской области объявил очередной аукцион на право заключения контакта на выполнение комплекса работ в строящемся аэропорту «Центральный» в Сабуровке. Согласно документации, на строительство насосной станции на территории будущего аэропорта Саратова планируется потратить чуть более 8 миллионов рублей из средств областного бюджета. Заявки на участие в торгах принимались до 24 августа. Сообщений о том, кто выиграл подряд на проведение работ, не поступало.
Губернатор Валерий Радаев утвердил проект планировки и межевания территории для размещения объектов инженерно-транспортной инфраструктуры в составе аэропортового комплекса «Центральный». Речь идет о проекте планировки территории для размещения автомобильной дороги (южный автодорожный подход).
Бюджетный комитет областной думы изыскал 7 миллионов рублей на открытие пожарного депо в селе Сабуровка. Там появятся две пожарные машины – одна для сельских населенных пунктов, другая для комплекса аэропорта. Для сравнения: парк поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов международного аэропорта Курумоч в Самарской области состоит из шести аэродромных пожарных автомобилей. Это современные сертифицированные аэродромные автомобили, предназначенные для тушения возгораний на воздушном судне и объектах аэропорта, представляющие собой высокоманевренный комплекс для ликвидации пожаров, оснащенный новейшим оборудованием, электронной системой управления водопенными коммуникациями и забором воды.
Так вот, по поводу дискредитации – обо всем, что происходит в Сабуровке, мы пишем. Дискредитацией, очернительством – называйте, как хотите, – наверное, является тот факт, что мы пишем и том, что строительство аэропорта сталкивается с огромными трудностями. Что практически нет федерального финансирования (430 миллионов – это копейки для такого объекта). Пишем и том, что строительство взлетно-посадочной полосы не ведется. А это главное для любого аэропорта. Ту, что есть, нужно законсервировать. По мнению экспертов, если работы по консервации не будут проведены, то к весне будущего года не останется даже того, что сделано. По мнению тех же экспертов, сделано кое-как.
У семи нянек
Не знаю, посчитают ли бдительные коллеги дискредитацией большого проекта тот факт, что до сих пор непонятно, кто же, собственно, будет строить аэропорт. Глава Росавиации Александр Нерадько уверен, что это будет публичное акционерное общество «Волгомост». Вот его слова во время посещения Саратова: «Мы договорились с подрядчиком, что они должны вновь выйти на эту стройку 20 июля. Постараемся сделать это как можно быстрее, понимая настроения саратовцев». О настроении саратовцев г-н Нерадько оговорился не случайно. Московский гость имел в виду проблему дольщиков двух домов, построенных областным депутатом Сергеевым и приговоренных судом к сносу за нарушение правил строительства. «Мы приняли следующее решение. Мы выделяем в строящемся аэропортовом комплексе первый этап и будем здесь возводить аэродромный обзорный радиолокатор». Отметим: оборудование для радиолокаторов находится в списке товаров, запрещенных к ввозу в Россию. Второе: прошла уже первая декада августа, но к строительству никто не приступал – ни локатора, ни аэропорта.
Губернатор Радаев в свою очередь уверен, что строить аэропорт должна другая организация, что контракт с «Волгомостом» должен быть расторгнут. Исполнительный директор «СарАэроИнвест» Юрий Моисеев считает, что «Волгомост» должен отработать более 1,1 миллиарда рублей аванса. Сам «Волгомост» находится в плачевном состоянии. Еще 18 мая его работники написали открытое письмо президенту Путину. Пишут они в частности вот о чем: «Наши расчетные счета в банках арестованы, некоторые госзаказчики пытаются нас обворовать любыми средствами и методами, объемы работ распределяются непонятным образом между сомнительными новичками нашей ключевой отрасли, новая техника простаивает, превращаясь в металлолом. Ввиду резкого снижения заработной платы и систематических задержек с ее выдачей квалифицированные кадры уходят на любую более-менее оплачиваемую работу, зачастую не связанную с их опытом, только чтобы прокормить свои семьи». Не будем сейчас гадать, кто эти таинственные госзаказчики, которые пытаются обворовать строительную организацию.
Еще больше запутал эту таинственную историю директор проекта по капитальному строительству ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» Андрей Чистяков. В начале лета он говорил: «Мы планируем расторгнуть контракт с генеральным подрядчиком (ОАО «Волгомост») в связи с корректировкой проекта. Будет судебное разбирательство, возможно, досудебное урегулирование. Потом мы разыграем конкурс на сумму 430 миллионов рублей по федеральной части. Может, «Волгомост» его выиграет еще раз».
Совсем не внес ясности в нашу историю визит в Саратов председателя совета директоров группы компаний «Ренова» Виктора Вексельберга. «Ренова» назначена основным инвестором строительства. На встрече с Вексельбергом Радаев предложил «объединить возможности и находиться в постоянном контакте». В ответ Вексельберг подчеркнул, что «необходимы чёткая синхронизация и разграничение зоны ответственности каждой из сторон». Можно предположить, что губернатор предложил миллиардеру взять на себя что-то из несделанного саратовцами. Вексельберг отказался. В пресс-релизе правительства привлекают внимание слова «зона» и «ответственность». Вполне возможно, что зоной все и завершится.
Вексельберг приезжал в Саратов 25 июля, а тремя днями ранее корреспонденты информационного агентства «Свободные новости» побывали на строительной площадке и не обнаружили следов какой-либо работы. «В этом году вообще ничего не строили. И не начинали даже», – сообщил сотрудник ЧОП, охранявший въезд на стройплощадку.
Вокруг нашей истории с аэропортом ходит множество слухов Например, говорят, что одно важное лицо из числа ответственных за строительство (мы даже знаем, кто это) заявило, что аэропорт никогда не будет построен. По банальной причине: деньги украли. Даже называется сумма – три четверти от двух миллиардов, выделенных на строительство. Это же лицо утверждает: чтобы найти выход из ситуации, решено вернуться к старой идее совмещения гражданского и военного аэропорта на энгельсской военной базе. И якобы уже получено разрешение высших военных чинов. Идея не нова – с ней носился еще первый губернатор Дмитрий Аяцков. Но тогда военные зарубили проект. И понятно, почему: как пускать пассажиров на место базирования Ту-160 и других стратегических бомбардировщиков? Да еще в нынешней мобилизационной обстановке. А если это будут пассажиры с рейсов British Airways или Pan American World Airways? Придется их выводить из самолетов, предварительно надев на головы мешки, чтобы ничего секретного не увидели. |
Бросок на юг
Теперь перенесемся в Ростов. Почему туда? В вопросе строительства аэропортов у нас с этим городом много общего. Ну, например, такой факт: директор по взаимодействию с государственными органами власти ЗАО УК «Аэропорты Регионов» Юрий Моисеев вновь возглавил совет директоров ОАО «Аэропорт Ростова-на-Дону». Порадуемся за бывшего зампреда областного правительства и пойдем дальше. Именно после окончания строительства аэропорта в Ростове «Ренова» должна сосредоточиться на саратовской стройке. Чем не повод узнать, как там дела в городе на Дону. При этом обязательно нужно учесть тот факт, что Ростов – один из городов, принимающих чемпионат мира по футболу. Ему и внимания (и денег) больше. Интернет нам в помощь. Узнаем, что пишут местные СМИ, в частности информагенство «ДонИнформБюро», о своей стройке века.
Коллеги сообщают, что недавно правительство Ростовской области внезапно распространило оптимистичный релиз, в котором сообщило, что строительство аэропорта «Южный» все-таки вошло в программу подготовки к ЧМ-2018. Недоумение ростовских журналистов вызвал тот факт, что программа подготовки к чемпионату мира была утверждена еще в 2013 году. И зачем радоваться сейчас – непонятно. Впрочем, и мы у себя привыкли к выпуску победных пресс-релизов по поводу и без оного.
Но уже тогда, в 2013 году, строительство нового аэропорта вызвало у правительства РФ большие сомнения. Дмитрий Медведев вслед за своим заместителем Игорем Шуваловым назвал новый ростовский авиаузел «самым проблемным из всех объектов в рамках подготовки к ЧМ».
Глава правительства потребовал от чиновников гарантий того, что стройка, которая тогда еще не начиналась, будет завершена к концу 2017 года. Знакомая дата, не так ли?
Таких гарантий на заседании правительства не прозвучало. Вице-премьер Аркадий Дворкович попытался убедить премьера, что «если не будет проблем», то стройку удастся завершить в срок, на что Дмитрий Медведев пообещал своему заместителю, что «проблемы будут». Кстати, весной этого года тот же Шувалов побывал на стройплощадке и проследил за процессом расчистки стройплощадки от кустарника.
Ростовские журналисты внимательно изучили программу подготовки объектов к чемпионату мира и пришли к выводу, что в программу заложена реконструкция уже действующего аэропорта, но не строительство нового.
Эту информацию «ДонИнформБюро» подтвердили и в самом аэропорту, и в Росавиации.
В Ростове в нелегкое дело строительства аэропорта вмешалась политика, не исключено, что и в Саратове аналогичная картина и схожая мотивация – «Я памятник себе воздвиг» и так далее. Даже смешное вспомнилось: один из саратовских политологов всерьез утверждал, что новый аэропорт в народе будут звать радаевским. Ну-ну. На строительстве нового аэропорта настаивает ростовский губернатор Василий Голубев. Вот что пишут об этом местные журналисты: «Зачем начинать грандиозную стройку, не имея целью ее завершить к означенному сроку, понятно: у действующей команды не так уж много козырей на руках. За три года их работы никаких чудес не произошло: инвесторы осторожничают, область штормит от действий силовиков, судят журналистов, а остановить рост тарифов ЖКХ не помогло даже скандальное отстранение от работы областного прокурора». То есть всё как у нас, только прокурор на месте.
Но экономия скудных бюджетных средств оказалась важнее политических амбиций губернатора Голубева, и в программу правительства была включена реконструкция действующего аэропорта. Новый аэропорт, однако, не вычеркнут, но и финансированием в полном объеме не обеспечен.
На деле это может означать, что «Южный» (новый) аэропорт будут строить не спеша. Но если его не надо сдать к 2018 году, строить его можно сколь угодно долго – все знают, как ведется федеральное финансирование, если проект не является жизненно необходимым.
Есть такое мудрёное слово (даже более мудрёное, чем «дискредитация») – «экстраполировать», что значит «распространять выводы, полученные из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть или на всё явление в целом». Так вот если экстраполировать ростовскую историю на саратовскую, получается, что если саратовский аэропорт федеральным властям не нужен (доказательств обратного у нас нет), то финансирование его будет осуществляться по остаточному принципу, а строительство завершится бог весть когда. Можно выпускать победные пресс-релизы, обвинять журналистов в «дискредитации» и имитировать бурную деятельность, но без денег даже сарай не построить.
Полеты и мифы С сентября этого года немецкая компания Lufthansa прекратит полеты из Самары и Нижнего Новгорода в Германию. И не санкции тому причиной, а обычные экономические соображения: рейсы были нерентабельны. Самара и Нижний – города богаче Саратова будут и крупнее, но всё же. В Гумраке, аэропорту Волгограда, в день девять рейсов в Москву, один в Питер, чартер в Анталию, и всё. Как поток пассажиров в аэропорту Сабуровка будет доведен до обещанного миллиона в год – не знает никто. Какие рейсы каких компаний будут приземляться в мифическом саратовском хабе (крупный авиаузел) – тоже непонятно. |