Моральный облик бюрократа
Всеобщая страсть вводить кодексы поведения добралась и до чиновников. Министерство труда России выставило на обсуждение кодекс этики государственных и муниципальных служащих.
Проект документа опубликован на официальном портале для размещения государственно-правовой информации Regulation.gov.ru. Сам по себе кодекс этики чиновников не является сколь-либо обязывающим документом. «Соблюдение кодекса этики должно быть внутренним убеждением государственного (муниципального) служащего, что призвано соответствовать высокому званию человека, взявшего на себя обязательства быть государственным (муниципальным) служащим, и способствовать укреплению доверия общества к государственным органам, органам местного самоуправления», – говорится в проекте соответствующего указа президента.
Соответствие кодексу станет одним из критериев при оценке служебной деятельности. Также служащих обяжут изучить кодекс (знание документа тоже включено в критерии оценки), но вряд ли это составит большую сложность для чиновников. Кодекс расписан всего на двух листах и состоит из 12 пунктов. Положения кодекса в целом составляют достаточно расплывчатые требования о безупречном и беспристрастном выполнении своих обязанностей, корректном поведении с гражданами и соблюдении опрятности и приличия во внешнем виде.
Но есть несколько особенностей, которые обращают на себя внимание. Например, согласно п. 6 чиновник обязан «действовать в общенациональных интересах и преданно служить государству». Эксперты теряются в догадках, что следует понимать под «общенациональными интересами», а формулировка «преданно служить государству» им напоминает больше обязательство присяги, причем присяги, принесенной правителю.
Еще добавляется, что поведение чиновника во внеслужебное время может повлечь причинение вреда репутации и авторитету госоргана. Также желательно не принимать «подарки и иные знаки гостеприимства», если это может повлечь за собой «сомнения в объективности» чиновника.
Интересной кажется одно из требований «действовать честно, руководствуясь нравственной чистотой, простотой и скромностью в общественной и частной жизни».
Образ идеального чиновника дополняет пожелание «уважительно относиться к институту семьи», не «ущемлять интересы физических и юридических лиц, этнических, социальных и иных групп и конфессий». «Составители кодекса из министерства труда нарисовали достаточно живую картину бюрократа – преданно служащего государству, внимательно относящегося к консервативным традициям и обязанного соблюдать нормы, взятые из морального кодекса строителя коммунизма, принятого в 1960-х годах», – делает вывод обозреватель «Газеты.Ру».
Министр, депутат и общественник областного уровня поделились с «Газетой недели», что вкладывают они в образ идеального чиновника, нужен ли подобный свод правил поведения и изменит ли он внутренний мир чиновника.
Борис Шинчук, министр-председатель общественных связей и национальной политики Саратовской области:
ЕСЛИ ОКЛЕИТЬ КОМНАТУ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ЛОЗУНГАМИ И ЗАГНАТЬ ТУДА ЛЮДЕЙ – УЙДУТ ЛИ ОНИ ОТТУДА ПАТРИОТАМИ?
Морально-этический кодекс хорош как общий ориентир, но ведь воспитание духа должно сопровождаться какими-то другими действиями, а не простым декларированием ценностей. Образование, чтение книг, посещение театров и так далее – это всё элементы, которые прививают общую культуру поведения людей, вне зависимости от их рода деятельности.
Примечательно, что в данном проекте кодекса государственных и муниципальных служащих многое сказано про уважение к представителям других национальностей и конфессий. Но если мы пропишем «а давайте уважать, допустим (не хочу называть ни один народ), марсиан», то люди спросят: «а кто это?». Вначале нужно рассказать, что у них за культура, традиции, что этот народ живет по соседству с нами веками. Ведь неуважение и напряжение происходит от незнания чужого. Всё сопряжено с обучением, разъяснением.
Сказано в кодексе и про преданность родине. Но патриотом нельзя стать по команде: «Будь патриотом!» Я всегда привожу пример: давайте вместо обоев обклеим комнату политическими лозунгами, загоним туда людей, пусть сидят там весь день – уйдут они оттуда патриотами?
В целом же любой чиновник, вне зависимости от существования или отсутствия прописных правил, должен держать морально-этические принципы в голове – быть порядочным и честным, профессионалом своего дела. У нас в комитете общественных связей и национальной политики нет каких-либо правил и кодексов, но я всегда стараюсь добросовестно исполнять свои обязанности и требовать того же от своих подчиненных.
Сергей Афанасьев, депутат Саратовской областной думы (КПРФ):
НУЖНО СМОТРЕТЬ, КАК ЧИНОВНИК ОБСЛУЖИВАЕТ НАСЕЛЕНИЕ, А НЕ ТО, ГЛАДКО ЛИ ВЫБРИТ ЕГО ПОДБОРОДОК
Человек не может жить без заповедей. Как вы помните, сначала бог дал заповеди людям, потом сын его Иисус Христос в нагорных проповедях добавил еще свои заповеди. Дальше, стремясь создать бесклассовое общество, в нашей стране был провозглашен моральный кодекс строителей коммунизма. В принципе, если без ёрничания, надо сказать, что все люди должны придерживаться каких-то принципов. Любая вера – это и есть свод определенных принципов, которые не только могут быть определены нормами права, но и должны засесть в душе человека.
Теперь что касается кодексов чиновников и тому подобных вещей, мне, по большому счету, это дело не нравится. Поскольку мы сейчас не имеем единой идеи в стране, наше общество расколото, власть старается придумать вот такие вот кодексы профессиональной этики. Таким путем можно дойти до абсурда: потом пойдут кодексы этики депутатов законодательных собраний, членов общественной палаты, участников «Общероссийского народного фронта»... На мой взгляд, это всё игра. Существуют определенные нормы права, которые регулируют деятельность всех чиновников: закон о госслужбе, внутренний регламент и т. д. Мало этого? Давайте создадим комиссию по этике. Дополнительные шаги на этом пути ведут не в сторону содержания, а в сторону формы – начинается соревнование, кто интереснее сформулирует фразу, ничего под собой не несущую. Прежде всего, нужно смотреть, как чиновник исполняет свои обязанности по отношению к населению, которое обслуживает. И судить его работу должно население. А не смотреть, какими абстрактными моральными качествами он обладает, гладко ли выбрит его подбородок, попахивает ли от него одеколоном.
Александр Ландо, председатель Общественной палаты Саратовской области:
КОНЦЕНТРАТ ЧИНОВНИЧЬИХ ПРИНЦИПОВ
Я считаю, что кодекс этики госслужащего – это необходимый аспект. Он задает какие-то нравственные ориентиры, к которым чиновнику нужно стремиться. Если он лишний раз прочтет, то это ему напомнит о необходимости следовать принципам своей профессии. Думаю, что ничего плохого от этого не будет, будут только положительные моменты. Что касается ответственности – в чистом виде она, конечно, не может наступить, но с точки зрения приема на работу, продвижения по службе, расторжения договора в одностороннем порядке это будет учтено.
Понятно, что многие принципы уже прописаны в Библии (не убий, не укради и т. д.), в нормативно-правовых актах, но именно в этическом кодексе чиновника это будет систематизировано, детализировано и представлено в концентрированном виде.
Есть кодексы судейской этики, адвокатской этики, профессиональной этики журналиста, масса всяких кодексов – это всё нормально, так и должно быть. Но для членов общественных палат и общественных советов введение такого кодекса было бы излишним. Скажем, в законе об общественной палате уже провозглашены этические нормы, и у нас в общественной палате есть комиссия по этике и регламенту. Когда мы разбирали персональный случай одного члена общественной палаты (имеется в виду Светлана Мартынова. – Прим. авт.), мы как раз этими нормами и руководствовались.