«Старые» и «малые»
Судя по всему, в ближайшие политические сезоны нас ждут занимательные вещи. И, вероятнее всего, все неожиданности следует ждать со стороны областной думы. Конечно, это при условии, что никаких глобальных изменений на политическом поле Саратовской области не случится. Потому как при кардинальных переменах жизнь начнет бурлить на всех этажах власти. Но пока предпосылок этого практически не наблюдается, витают только невнятные слухи. А вот то, что в областной думе накапливаются проблемы, – очевидно.
История вопроса
Собственно, областная дума всегда была своеобразной лакмусовой бумажкой, которая раньше всех показывала начало каких-либо изменений в политической жизни области.
Об этом писали множество раз, потому тезисно напомним о предсказательной роли областной думы.
Итак, с момента избрания в 1994 году и до1996 года депутаты Саратовской областной думы были самыми главными критиками Юрия Белых – главы администрации области. Именно администрации, потому как правительством орган исполнительной орган власти начал называться уже после того, как его возглавил губернатор Дмитрий Аяцков. Стоит напомнить также, что тогда в главе облдумы стоял Александр Харитонов, а его заместителями были Вячеслав Володин и Валерий Рашкин.
В апреле 1996 года исполнять обязанности губернатора назначили Аяцкова, который быстро нашел общий язык со многими депутатами, пригласив их в свое правительство. Более того, до принятия соответствующего закона народные избранники легко совмещали свою депутатскую деятельность с работой в правительстве. Впрочем, это продолжалось недолго, да и речь не об этом.
Следующий депутатский бунт случился в конце 2001 года, когда депутаты областной думы второго созыва восстали против своего председателя. И есть подозрение, что не без согласия Дмитрия Аяцкова, которому всегда не хватало драйва, «движухи».
Тогда главной официальной причиной недовольства депутатов была руководитель аппарата думы Наталия Старшова, которая, при молчаливой поддержке председателя думы Харитонова, выстроила и вымуштровала не только аппарат, но пыталась сделать это и с депутатским корпусом. Корпус возмутился и переизбрал председателя. Думу возглавил Владимир Чуриков. Справедливости ради надо сказать, что сегодня профессионализм думского аппарата в основном базируется именно на том заделе, который некогда сделала Старшова, которая в этой жизни не потерялась ни разу. В отличие от Александра Харитонова, который после окончания срока полномочий второй думы ушел из публичной политики.
Третий бунт таковым назвать можно с большой натяжкой. После отставки Дмитрия Аяцкова новый губернатор Павел Ипатов попытался перекроить думу под себя. Председателя заксобрания Сергея Шувалова отправили в Совет Федераций, его заместителей Владимира Чурикова и Николая Чернобурка разжаловали в рядовые депутаты. По большому счету, Павел Ипатов этим подложил под собственное кресло мину замедленного действия.
Руководить думой поставили Павла Большеданова, который был, в общем-то, фигурой номинальной и досидел в председательском кресле лишь до окончания созыва.
Очередной думский бунт привел к смене губернатора. Дума четвертого созыва под руководством Валерия Радаева единым фронтом пошла против губернатора Павла Ипатова. Дума принимала законы, которые, с одной стороны, были очень популярными, потому как предоставляли льготы всем и вся. С другой стороны, эти льготы требовали финансового подтверждения, и правительству приходилось брать кредиты. Которые дума одобряла и одновременно жестко критиковала Ипатова за неуклонно растущий долг области. Итог был очевиден: Ипатов ушел в отставку, и на его место мгновенно заступил Валерий Радаев. Случилось это в апреле 2012 года, когда до окончания полномочий думы оставалось менее полугода.
Седьмой
Нынешний председатель Саратовской областной думы – седьмой по счету руководитель заксобрания. До него думой руководили Александр Харитонов, Владимир Чуриков, Сергей Шувалов, Павел Большеданов, Валерий Радаев и Марина Алешина.
Если обо всех думских руководитеях было уже сказано выше, то Марина Алешина заслуживает короткого, но отдельного упоминания. Марину Владимировну избрали на пост председателя думы практически в один день с избранием Валерия Радаева губернатором. Так сказать, пост сдал – пост принял. И большому счету, Алешина стала одной из немногих женщин – спикеров региональных заксобраний. Но, увы, у Марины Владимировны что-то не заладилось, и она быстро была откомандирована в аппарат полномочного представителя президента округа в должности главного федерального инспектора, где обитает до сих пор.
Председательское кресло Владимир Капкаев занял в сентябре 2012 года, буквально за месяц до окончания срока полномочий депутатов пятого созыва. Впрочем, сразу после выборов думы очередного созыва он подтвердил свой статус.
С самого начала Владимир Васильевич занял очень хорошую позицию спокойного, деликатного и понимающего руководителя. Он спокойно вёл думские заседания, умело сглаживая и нивелируя иногда возникающие дискуссии. Было время, когда Капкаев, который за долгие годы работы в думе уже очень прилично разбирается в вопросах нормотворчества и иных бюджетно-социальных премудростях, начал задавать вполне себе острые вопросы на заседаниях правительства и даже стал выходить в один ряд с губернатором. Но потом запал исчез, и Капкаев продолжал спокойно играть свою вторую скрипку. Без конфликтов, скандалов и иных недоразумений. Продолжалась эта спокойная жизнь достаточно долго. До тех пор, пока не стало понятно, что в думе назревают проблемы, связные с конфликтом поколений. Или с тем, что кому то надоела спокойная политическая обстановка, читай «болото», в думе и в области. Впрочем, тут возможна масса вариантов.
Раскол
Раскол в областной думе начался не сразу, конфликтная ситуация назревала постепенно. Возможно, процессы шли давно, на но поверхность взаимное недовольство вышло не сразу. Катализатором процесса выступил депутат Александр Гайдук, который как-то сразу вошел в клинч с Александром Сундеевым, председателем комитета по государственному строительству и местному самоуправлению, членом которого Гайдук является.
Александр Александрович – младший регулярно выражал недовольство деятельностью Александра Александровича – старшего. Гайдук регулярно требовал слова, которое ему, собственно, предоставляли. Но молодой депутат так сложно, витиевато и продолжительно выражал свои мысли, что его начали останавливать. Понятно, к большому неудовольствию Гайдука.
Потом случился казус с бродячим домашним скотом, который топтал клумбы и огороды населенных пунктов в Марксовском районе. Александр Гайдук, который является депутатом-списочником, но прикреплен по партийно-депутатской линии именно к этому округу, за страдающий народ вступился. И потребовал внести изменения в региональный закон об административной ответственности. Заверения юристов о том, что этот вопрос находится в юрисдикции федерального законодательства, результатов не принесли. Гайдук требовал повлиять на бродячий скот, пытаться внести изменения в закон. Причем делал очень жестко и не всегда корректно, обвиняя Сундеева в волоките и просто нежелании заниматься проблемой. Ситуация эта разрешилась относительно недавно и весьма причудливым образом.
Но речь не об этом, а о том, что конфликт Гайдука и Сундеева получил развитие, и в процесс были вовлечены другие депутаты. Пресловутая проблема трех комиссий – по почетным грамотам, по почетным званиям и по проверке доходов – по большому счету, ни в коей мере не демонстрирует желание депутатов заниматься проблемами избирателей, а напоминает соревнования по измерению амбиций.
Конфликт, собственно, на июльском заседании думы был разрешен, но осадочек, как говорится, остался.
Собственно говоря, все эти думские междоусобные междусобойчики могли бы остаться незамеченными. Если бы масла в огонь, причем масла квалифицированного, не подливал один популярный сайт, принадлежащий депутату Сергею Курихину.
Помимо подробного описания всех вышеизложенных проблемок, сайт регулярно выступал с разоблачениями, расследованиями и информировал своих читателей, что некоторые депутаты ведут себя неправильно. Под огонь «Взгляда» попали депутаты Николай Семенец, Николай Кузнецов, Алексей Мазепов и, понятное дело, спикер заксобрания Владимир Капкаев.
Собственно, внимательно изучив ленту «Взгляда», можно приблизительно понять, кто с кем и против кого дружит в думе. И кто всеми этими процессами руководит.
Вообще-то стороны конфликта стали называть молодыми и старыми, но это градация весьма и весьма относительная, потому как в обеих депутатских группах есть как великовозрастные избранники, так и их юные (относительно) коллеги.
Расклад
Итак, группа аксакалов. Николай Семенец, Николай Кузнецов, Александр Сидоренко, Виктор Щербаков, Галина Комкова, Алла Лосина, Мария Липчанская и Ирина Титаренко. Правильнее было назвать их сторонниками Капкаева и стабильности. Можно, конечно, назвать стабильность стагнацией, но в случае Саратовской областной думы нынешнего созыва стагнация лучше революции.
Сергей Курихин |
Вторая группа – молодые. Или революционеры. Тоже очень условно, потому как 66-летнего профсоюзного лидера Михаила Ткаченко трудно назвать юным. Помимо Ткаченко, в эту группу входят Виктор Володин, Александр Гайдук, Татьяна Ерохина и Сергей Курихин. Есть подозрение, что негласным лидером этой группы является именно он.
Более того, есть подозрение, что именно Сергей Георгиевич, с его гипертрофированным честолюбием и амбициями, режиссирует все процессы, происходящие в думе. Все остальные, включая спикера, выполняют роли статистов. Иногда, правда, пытающихся вырваться из нитей, которыми их опутал главный кукловод.
В думе нынешнего созыва работают 45 депутатов. 13 из них уже названы выше.
Попробуем предположить, кто из народных избранников относится к тому или иному лагерю.
Понятно, что спикер заксобрания Владимир Капкаев и его заместитель Александр Сундеев относятся к группе аксакалов. Скорее всего, сюда можно отнести и Алексея Мазепова, которого курихинский «Взгляд» регулярно и истово обвиняет во всех смертных грехах.
С большой долей вероятности к группе молодых можно отнести Сергея Нестерова, который в последнем конфликте выступил миротворцев. Но есть подозрение, что он выполнил чьи-то указания. Одно время не было сомнений в том, что в этом лагере состоит и Владимир Писарюк, но в последнее время позиция этого депутата, судя по всему, изменилась. Леонид Писной хотя и не был в числе авторов конфликтных законопроектов, является сторонником Курихина.
Итог пока 11 на 7. Но лиха беда начало. Самое забавное, что депутатский конфликт не имеет никакого отношения к партийным делам, и депутаты от оппозиции вполне смогут быть сторонниками какой-либо группы. Есть подозрение, что и Зинаида Самсонова и Сергей Афанасьев примкнут к группе аксакалов.
Тем не менее несколько особняком в «дружном» депутатском коллективе стоят «рабочие лошадки» Владимир Дерябин, Олег Алексеев, Павел Артемов.
Директорский корпус тоже пока абстрагируется от конфликта. Это Владимир Архипов, Николай Бушуев, Сергей Михайлов, Александр Стрелюхин, Леонид Чернощеков, Семен Глозман.
По некоторым косвенным признакам в группу молодых может войти депутат Сергей Кузнецов. Говорят, что мир и дружба снова воцарились в отношениях Сергея Курихина и главы города Олега Грищенко. А Сергей Кузнецов очень слушается Грищенко.
Есть вероятность того, что молодой Олег Черняев примкнет к аксакалам, а еще в эту группу войдет (а он войдет) Сергей Суровов.
А вот куда метнутся Андрей Беликов, Сергей Гнусарев, Юрий Кондратьев, Елена Меринова, Олег Подборонов, Александр Романов, Алексей Сергеев, Владимир Соловьев, Альберт Старенко, Анатолий Ципящук, Евгений Шлычков и Олег Шокуров, совсем не ясно. Можно, конечно, предположить, что три или четыре человека из этой компании останутся вне схватки, но остальные обязательно примнут к одной из противоборствующих групп. И вот когда силы соперников сравняются... Тогда начнется такое...
Но этот занимательный спектакль мы будем смотреть уже в следующем политическом сезоне.