136 дольщиков хотят в один реестр

Оценить
Для достройки дома «Молодости» появились неожиданные препятствия

Двадцатого августа в Двенадцатом арбитражном суде снова будут решать, может ли участник многолетнего недостроя на углу Шелковичной и Большой Садовой перейти из реестра в реестр со своими требованиями. Если суд подтвердит, что не может, это будет означать, что кто-то очень противится тому, чтобы все обманутые дольщики получили удовлетворение при достройке дома.

В последние месяцы старт этой достройки всё отодвигается и отодвигается. А по сплоченным рядам людей, которых водят за нос уже не первое десятилетие, поползли нехорошие слухи о том, что их решили то ли ополовинить, то ли обмануть окончательно сразу всех. Люди запутались и теряют надежду. Помочь им может только четкая позиция государственных органов.

Грязные делишки Николая Якимова

История ЖСК «Молодость-94» развивается с тех самых лихих девяностых, о которых с ужасом любит вспоминать большинство россиян. Но именно последние шесть лет стали самыми кошмарными для участников долевого строительства. Начиная с 2009 года, когда правительство пообещало закрыть все недострои до 2012 года, их надеждами так манипулируют, их доверие так обманывают, что люди уже всерьез заподозрили «государственно-правоохранительный заговор с участием бизнеса против жителей Саратовской области – граждан РФ».

Николай Якимов собрал деньги с дольщиков
Николай Якимов собрал деньги с дольщиков

Я видела такие слова в их очередном письме на имя депутата Госдумы Валерия Рашкина. На этого депутата-коммуниста у участников строительства дома на пересечении улиц Шелковичная и Большая Садовая самая большая надежда. Именно благодаря его вниманию к проблемам дома в июле полицейские завели уголовное дело. Участники строительства дома очень надеются, что ответчиком по нему станет экс-председатель «Молодости», великий комбинатор по отъему денег у саратовцев Николай Якимов. Но могу поспорить, что Николай Васильевич Якимов чувствует себя совершенно спокойно. Потому что он уже не раз мог отправиться на нары за свои делишки с ЖСК «Сигнал», ЖСК «Книга», ЖСК «Наташа». И не отправился. Всякий раз российская правоохранительная система не хотела связываться с этой могущественной фигурой на строительном рынке города Саратова. Пасовала перед его значительностью. Хотя по мне, например, он просто жулик и мошенник с преступными помыслами. И прокуратуре города, если уж у полицейских кишка тонка набросить на него лассо, давно пора потребовать уголовного дела сразу по всем эпизодам его махинаций, связанных с растратой денег участников долевого строительства.

Мы могли бы даже прославиться на российском уровне, если бы правоохранители заставили Якимова отвечать перед законом и перед обманутыми людьми всем своим имуществом. А если этого имущества не хватит, то пусть долг Николая Васильевича, с ежегодной поправкой на инфляцию, пострадавшим дольщикам выплачивают представители власти, которые покрывали его грязные делишки. Но пора из сказки о возмездии вернуться в реальную жизнь.

Павел Марчук пытался их найти
Павел Марчук пытался их найти

25 лет назад ЖСК «Молодость» и НП «Универсалдомстрой» решили строить дом на углу улиц Шелковичная и Большая Садовая. Начали собирать деньги на строительство, отселять людей. Третьим лицом в товариществе стало ООО «Поволжье Газэнергостройсервис». Ей предназначалось стать генподрядчиком и тоже разрешалось продать свою долю площадей.

На сегодняшний день в этом затянувшемся строительстве подтвердили свои права в судах 136 дольщиков. В отношении всех трех организаций была запущена процедура банкротства. НП «Универсалдомстрой» уже банкрот. И с него не возьмешь 13 миллионов рублей, которыми Якимов помог ему со счета ЖСК «Молодость». Сам ЖСК уже тоже – на стадии конкурсного управления, а «Поволжье» – в наблюдении. Арбитражные управляющие у оставшихся двух организаций, ответственных за отъем денег в ходе долевого строительства, разные. У «Молодости-94» – Сергей Морозов, известный как один из организаторов фирмы «Юрком», а у «Поволжья» – Антон Ефремов, чье имя достаточно хорошо знают как минимум участники долевого строительства из ЖСК «Дельфин и К». Получается, что участники строительства одного и того же дома разделены на две группы. 50 человек имеют договоры с «Молодостью», 86 – с «Поволжьем».

Казалось бы, при чем здесь Курихин?

Единственным источником денег для продолжения строительства на сегодняшний день реально могут стать только средства вот этих 136 человек. И люди, как ни странно, намерены еще раз скинуться деньгами и достроить дом. Но с условием, что до этого их объединят в рамках одного реестра. Второе условие состоит в том, чтобы именно та из двух организаций, к которой прикрепят реестр, получила возможность распоряжаться земельным участком под домом.

По документам земельный участок общей площадью 4618 кв. метров находится в собственности администрации города Саратова. Первоначально он был отдан в аренду «Молодости» для строительства 9-10-этажного дома в 1999 году. Постановлением главы администрации Саратова Вячеслава Сомова право на его аренду в 2009 году продлили еще на десять лет – до декабря 2019 года. Но в 2011 году Николай Якимов неожиданно продает это право аренды «Поволжье Газэнергостройсервису». За 50 тысяч рублей.

Несколько месяцев назад выяснилось, что право на этот участок земли вполне может перейти вообще в чужие руки некоей Татьяны Сукмановой. Новая фигура характеризуется как человек обеспеченный. В Саратове найти ее невозможно, потому что женщина живет то в Москве, то в Израиле. Зачем же ей понадобилось обанкротить ООО «Поволжье Газэнергосервис», с которого, кроме этого участка, взять нечего?

Сергей Морозов попытается достроить дом
Сергей Морозов попытается достроить дом

Поиски ответа на этот вопрос вывели на неожиданное предположение. Возможно, этими квадратными метрами недалеко от центра города Саратова заинтересовался недавно освобожденный из мест лишения свободы по амнистии в прошлом строитель, в прошлом депутат Саратовской областной думы, в прошлом глава Саратовского района Василий Синичкин. Его сын и дочь Татьяны Сукмановой состоят в браке. Но нельзя не заметить в этом деле с земельным участком и следы, которые ведут к действующему застройщику и действующему депутату Саратовской областной думы Сергею Курихину.

По некоторым данным, ООО «Поволжье Газэнергостройсервис» является «дочкой» ООО «Лик-М». А обе эти организации связаны с Александром Ермолаевым, товарищем Сергея Курихина. Летом 2011 года на Ермолаева и Курихина было совершено покушение. Саратовские СМИ, рассказывая об этой попытке убийства бизнесменов, не раз намекали на причастность к ней балаковского бизнесмена Андрея Белова, близкого к тогдашнему губернатору Павлу Ипатову. Да что там намекали – приводили даже слова адвоката Сергея Курихина о том, что «Белов должен находиться на скамье подсудимых». На свет лезли подробности про нарушенные бизнес-договоренности, связанные с потерей денег на строительстве нескольких домов ЖСК.

И вот оказалось, что этот самый Андрей Белов вложил через «Поволжье» в строительство дома на углу Шелковичной и Большой Садовой 37 миллионов рублей. И его миллионы и на доме «Молодости» не без помощи Ермолаева фактически оказались закопанными в землю. Может Белов их вернуть, если перехватит право на аренду земельного участка и на достройку дома? Шанс у него есть. Дело в том, что разрешение на строительство, выданное ермолаевскому ООО «Поволжье Газэнергостройсервис», действительно только до декабря нынешнего 2015 года. Если достраивать дом не начнут до этого срока, продлевать разрешение «Поволжью» будут вряд ли. Эта организация в любой момент может быть признана банкротом.

Кто-то повлиял на арбитражников

Вопрос о признании сделки по передаче земли недействительной слушался в Арбитражном суде Саратовской области. Представители ООО «Поволжье Газ­энергостройсервис» в судебном заседании признали, что сделку по земле нужно считать недействительной и возвратить право на аренду земельного участка ЖСК «Молодость-94». Но Арбитражный суд Саратовской области в лице судьи Кирилла Елистратова, неожиданно подменившем судью Людмилу Комлеву, оставил землю за «Поволжьем».

Из девяти аргументов, почему землю надо вернуть ЖСК, замененный судья отреагировал только на четыре. Половину ходатайств и заявлений с обеих сторон оставил за кадром своего решения. В том числе и ходатайство о том, что «Поволжье» согласно возвратить земельный участок. Аргумент истцов о том, что по уставу экс-председатель ЖСК Николай Якимов был ограничен сметой и не мог без согласия дольщиков распоряжаться землей, суд отмёл, сказав, что не находит в уставе ограничений на сделки с землей. Своим отказом аннулировать сделку судья Елистратов подтвердил законность продажи аренды 4,7 гектара земли неподалеку от центра Саратова за 50 тысяч рублей.

На собрании обманутых участников долевого строительства, куда ходят и те, кто сейчас находится в реестре ЖСК «Молодость-94», и те, кто закреплен за реестром «Поволжья», конкурсный управляющий «Молодости» Сергей Морозов упрекнул судью Елистратова в том, что он вынес «предвзятое необоснованное решение». И пообещал подать апелляцию. Несколько лет изучая механизм договорных решений в арбитражных судах в Саратове, могу утверждать, что если апелляционная инстанция поддержит решение Елистратова, то, значит, о нем кто-то с арбитражниками «договорился». Таким интересантом вполне может оказаться, например, Андрей Белов.

Это мое сугубо личное мнение. Но если предположить, что оно верно, то становится понятным, почему представители Сукмановой пытаются в судебном заседании наложить арест на землю. Если им не нужны деньги в размере 3,5 млн рублей, значит Сукманова просто страхует «Поволжье». Для Ермолаева земля – единственная реальная зацепка за стройплощадку. Даже если ее придется вернуть «Молодости», даже если для достройки дома нужно будет соединить всех обманутых участников долевого строительства в один реестр – это всё равно шанс остаться на ней застройщиком и получить с нее прибыль. На худой конец можно согласиться и на то, чтобы был один конкурсный управляющий. Но начать строительство нужно до декабря 2015 года. Только начав строительство, разрешение на него можно продлить. И процедуру наблюдения не превращать в конкурсное производство.

Однако решения, которые выносятся в Арбитражном суде Саратовской области, показывают, что у «Поволжья» есть противники. Конкурсный управляющий ЖСК «Молодость-94» Сергей Морозов неоднократно говорил мне о том, что изначально судьи правильно понимали, что все дела нужно вести к тому, чтобы в конце концов прикрепить землю ко всем дольщикам в одном реестре. Однако с начала лета что-то пошло не так. Когда стало ясно, что с иском о возврате контроля над землей «Молодости» могут отказать, сплоченный коллектив обманутых дольщиков решил провести эксперимент. И попробовал включить человека из реестра «Поволжья» в реестр «Молодости». Законом это разрешено. Но судья арбитражного суда Федорова вдруг отказалась узаконить такой переход.

В апелляционной инстанции жалобу приняли. В очередной раз к разбирательству вернутся 20 августа. Если решение судьи Федоровой там подтвердят и согласятся с тем, что «Молодость», передав землю «Поволжью», утратила с этой структурой всякие отношения, то это будет означать, что некие «третьи лица» не желают иметь общего реестра из 136 дольщиков. И сколько в том реестре вообще людей останется, можно после таких решений суда только догадываться.

Ситуацию могут подправить правоохранители...

Обо всех перипетиях вокруг достройки дома обманутые дольщики нынешним летом уже пару раз рассказали заместителю председателя саратовского правительства Валерию Сараеву. Записывались к нему на прием. Говорили, что препятствием для достройки в настоящее время является конкурсный управляющий Антон Ефремов. Его выбрала одна Сукманова, и она желает как можно дольше оставаться единоличным решальщиком судьбы «Поволжья». Такой вывод можно сделать хотя бы из того, что конкурсный управляющий Ефремов не подает объявление о своем назначении. А это автоматически лишает других дольщиков «Поволжья» права предъявить свои претензии на квартиры или деньги. А только после этого создавшимся перевесом голосов можно утвердить для конкурсного этапа банкротного производства одну кандидатуру управляющего на «Молодость» и «Поволжье». Без этого человеческого соединения двух процедур банкротства люди отказываются верить в то, что деньги, которые они принесут на достройку, дойдут по назначению.

Валерий Сараев, конечно, чиновник высокого уровня. Но он не вправе влиять на решения судов. Поэтому пообещал только отправить письма за своей подписью в прокуратуру и следственный комитет. Результатом этих писем, как надеются обманутые дольщики, могло бы стать открытие уголовного дела конкретно против Николая Якимова. Если реальная угроза заключения подвигнет экс-председателя «Молодости» добровольно вернуть десятки миллионов рублей, то на них можно начать достройку дома. А оживив стройплощадку, привлечь новых желающих вложить деньги в активную фазу строительства.

То уголовное дело, что в настоящее время открыто по просьбе депутата Госдумы Валерия Рашкина, к Якимову пока никак не относится. Подозреваемых в нем нет. И следствие сначала будет устанавливать, кто и на сколько потерпел, а потом уже доказывать, кто сотворил такое безобразие и каким способом. И всё это будет сколько угодно тянуться в рамках закона. Но на самом деле только реальное уголовное дело против Якимова с хорошими перспективами быстрого наказания могло бы дисциплинировать не только его, но и гендиректора «Поволжья» Александра Ермолаева. И он, возможно, взялся бы искупить свою вину и построил бы все-таки этот дом, чтобы не оказаться соучастником мошенничества Якимова. Перспективы у стройки вполне реальные.

Проект этого дома менялся уже несколько раз. Изначально речь шла о 9-10-этажном доме. Когда ситуация со стройкой в первый раз зашла в тупик, решать ее пытались увеличением высотности до 14-16 этажей. Сейчас проектировщики согласны переделать проект на 16-18 этажей. И дают гарантию, что фундамент выдержит и 22 этажа. При этом 16-18 этажей уже дадут дополнительные новые две тысячи квадратных метров. То есть и достроить дом, и вернуть людям веру в справедливость вполне возможно. Но нужны гарантии, которых, увы, нет.

Губернатор области Валерий Радаев не контролирует правоохранительные органы.

Все попытки обманутых дольщиков достучаться до московских небес не дали результата.

Обнадеживающие примеры решения проблемы обманутых дольщиков в других регионах нам не подходят. Наша власть не может взять на себя ответственность за допущенный на подконтрольной территории беспредел в долевом строительстве и расселить людей за бюджетные деньги. У нас бедная область с пустым бюджетом.

...или глава города Саратова Олег Грищенко...

И бюджету города Саратова решение строительства домов для обманутых людей сейчас не по силам. Но городская власть выдает разрешение на строительство. И она может забрать землю до истечения срока аренды. И отдать ее вместе с разрешением на строительство какому-нибудь нормальному инвестору, который возьмет на себя обязательство по предоставлению квартир для 136 человек.

Проект-то у дома очень неплохой.