Сохраняя суть профессии через века
Земский доктор с потертым медицинским саквояжем в любую погоду и время суток спешит к пациентам. Одно столетие сменяет другое, но ничего в профессии российского врача не изменилось: по тому же бездорожью торопится он оказать первую медицинскую помощь.
Общение с Любовью успокаивает
Усаживаясь перед объективом фотоаппарата, гинеколог Новобурасской районной больницы Любовь Евстафьева кокетливо предупредила, что ночью у нее был вызов к пациентке, поэтому утром толком не было времени и в зеркало поглядеться. Напрасно она переживала. Ее открытое лицо и обаятельная улыбка очаровывают с первых минут, а красота идет изнутри. Слушая рассказ Любови Михайловны, я думала, как это некоторые пациентки могут не слушаться такого заботливого и участливого врача. Любовь Евстафьева старается установить доверительные отношения с женщинами. С одними – как друг, с другими – как мама...
О профессии врача Любовь Евстафьева мечтала с детства. Поступила в мединститут легко, училась с увлечением. Вернулась в родные Новые Бурасы в 1978 году, а места педиатра в больнице не было. Главврач Анатолий Степанович Калинин предложил переквалифицироваться на гинеколога. Детей Любовь Михайловна любила, новая специальность связана с их рождением. Недолго думая, Любовь Михайловна с головой ушла в новую область медицины. Ей было у кого учиться – у супруги Калинина заслуженного врача Ирины Леонидовны.
– Гинекология – хирургическая специальность, – рассказывает Любовь Михайловна. – Сопряжена со сложной диагностикой, экстренными состояниями, операциями, наркозом, кровью, порой и смертью. От переживаний и недостаточно твердого характера я заработала гипертонию. Врач, особенно моей специальности, должен быть предельно корректен. Бывает, что женщины даже извиняются, если допускают грубость. Я не жалуюсь. Ведь мы, врачи, больны своей профессией. Постоянно говорим о пациентах. Мы, наверное, будем с ними до конца своих дней. Если у женщины какой-то сложный случай и нужно повышенное внимание, главврач Марина Борисовна Елесина всегда рядом. Переживая вместе со мной, она практически стала гинекологом. За несколько месяцев мы привыкаем к беременным и относимся к ним, как членам семьи, пестуем их: Танечка, Оленька... Ведь несем ответственность за две жизни. Если у женщины муж, ребенок, хозяйство, ее очень трудно уговорить поехать в Саратов.
Некоторые женщины обижаются на Любовь Михайловну, думают, что она отправляет их заранее в областной центр, чтобы не создавать себе лишних проблем. Любовь Евстафьева считает, что женщины до конца не понимают сути ее действий. А надо ли им это понимать? Любовь Михайловна достаточно много оперировала, и эта работа ей тоже нравилась. К тому же ей в помощь больница приняла молодого врача-гинеколога. Другой начинающий специалист сейчас в отпуске по уходу за ребенком. В новобурасской больнице есть хороший родильный зал, операционная, дыхательная аппаратура, кровезаменители, кровь, но нет анестезиолога. Здесь разрешены лишь экстренные роды. Ведь поблизости в Саратове есть два перинатальных центра. Это большое везение для женщин. При необходимости беременных довозят туда за 50 минут. По статистике более 50 процентов беременных в Новых Бурасах не со средней, а с высокой степенью риска, заслуживающие особого внимания.
– Мы присматриваемся к каждой мелочи – только бы не пропустить начало развития патологии, – продолжает Любовь Михайловна. – Я боюсь ночных телефонных звонков, ведь в экстренных случаях, когда делать надо всё быстро, мы можем рассчитывать только на санавиацию или приезд анестезиолога из соседнего района. При этом теряем драгоценное время. К нашей работе предъявляются самые серьезные требования. Если у женщины возникают проблемы со здоровьем, мы обязаны ежедневно контролировать состояние пациентки на дому. В Саратове много специалистов, которые могут посоветоваться друг с другом, чтобы принять решение. Там есть современное диагностическое оборудование. У перинатальных центров больше возможностей, чтобы помочь женщинам. Благодаря этому младенческая смертность снижается. Задача районной больницы – раннее выявление заболеваний, ранняя постановка на учет, оказание первой медицинской помощи для больных и ведение беременности женщин до родов. А когда приходит срок, будущая мама поступает в учреждение более высокого медицинского уровня.
Что бы ни происходило в стране и в семье, надо рожать
Любовь Евстафьева – православный врач. По ее мнению, если женщина «просмотрела» беременность, ребенок не виноват, он не должен идти в мусоропровод. Раньше количество родов перекрывало число абортов. Теперь ситуация изменилась. Нежеланный ребенок – большая проблема, особенно если мама – подросток.
– В рамках работы кабинета планирования семьи мы проводим беседы с учащимися школ и ПТУ, – говорит Любовь Михайловна. – Пытаемся объяснить, в чем разница между любовью и обычным подростковым интересом и какая потом наступает расплата за интерес. Мама должна объяснять это девочке, а мама либо пьет, либо деньги зарабатывает. Потом она приводит беременную дочь на прием. Но даже если девочке 15–16 лет, мы – за сохранение ребенка, за роды. Поэтому уговариваем маму подростка.
В среднем Любовь Михайловна ведет 50 беременных. А в 1980-е годы было и по 150 человек. Сейчас становится матерями женщины, родившиеся в 1990-е годы, когда была низкая рождаемость. Соответственно, упал общий показатель рождаемости.
Любовь Михайловна мечтает, чтобы в школу приходили не только врачи, но и священники. По ее мнению, проблема подростковой беременности существует из-за распущенности, от отсутствия должного воспитания в семье. А еще ей хотелось бы установить связь с ЗАГСом, чтобы молодые пары заботились о своем здоровье, прежде чем решатся завести детей, чтобы не было нежеланных беременностей, чтобы число разводов сокращалось. К счастью, несмотря на экономическую ситуацию, появилась тенденция заводить не по одному, а по двое и даже трое детей. За шесть месяцев в Новобурасском районе из 67 родов – 47 повторных. У самой Любови Евстафьевой двое внуков. Как бы она ни уставала на работе, работой же Любовь Михайловна и заряжается. Новая жизнь ее питает.
Радует результат
На первичном осмотре педиатр, как правило, видит вялого, нездорового ребенка. Врач назначает лечение, а буквально через несколько дней ребенок уже радуется жизни. У педиатра в 90–95 процентов случаев (если у детей нет врожденной патологии) виден положительный результат – полное выздоровление. Тем и замечательна эта специальность.
Краснодарская школьница Наталья о профессии врача и не мечтала. Она готовилась поступать в Ленинградский кораблестроительный институт. Но в последний момент передумала. После окончания Саратовского мединститута педиатр Наталья Воротникова поехала за мужем в Новые Бурасы. Переквалифицироваться на гинеколога отказалась. Наталье Викторовне все-таки нашли ставку педиатра. Любит она лечить детей, потому и в ее трудовой книжке за 30 лет стажа всего одна запись. По словам доктора Воротниковой, получить диплом врача может каждый, но не всякий останется в профессии.
Как только ребенок появляется на свет, Наталья Викторовна навещает его и продолжает наблюдать до 18 лет. За последние 25–30 лет количество родов в Новобурасском районе сократилось с 340 до 70 в год. Сейчас в месяц рождается от одного до трех детей, а раньше было по пять-десять человек. Работы от этого меньше не стало. Повышаются требования к врачам, они выполняют программы диспансеризации, в том числе сирот. У докторов много отчетности, которую значительно облегчает компьютерная техника. Ведут педиатры и фельдшера работу с социально неблагополучными семьями. Таких в районе 37 семей. Приходят в дом, смотрят, ухоженный ли ребенок. Интересуются, есть ли чем покормить его, что в холодильнике, прибавляет ли малыш в весе. О проблемах семьи медики сообщают в администрацию района, в отдел образования.
И с благополучными семьями педиатру порой бывает непросто. На прием приходят два-три человека – ребенок и его беспокойные родители, бабушки, дедушки. Со всеми надо быть внимательным, всех успокоить – без знания психологии никак не обойдешься.
– В одном из сёл района беременная женщина по собственным религиозным соображениям не вставала на учет, – рассказывает Наталья Викторовна. – Кое-как согласилась на дородовую госпитализацию, но и после рождения ребенка отказывалась от наблюдения местного врача. Пришлось мне ехать к этой семье. Бывает, берет робость, когда не знаешь, как тебя примут родители малыша. И действуешь по ситуации: либо нужно повысить голос, либо «включить лису». К моему удивлению, приняли меня нормально, причем на патронаж в эту семью я приходила, как положено, несколько раз. Видимо, материнство изменило взгляды женщины.
Наталья Викторовна подчеркивает, что острые заболевания у детей до года протекают более непредсказуемо, развиваются быстрее, чем у малышей постарше. Некоторые родители обращаются к врачу лишь тогда, когда ребенку становится заметно хуже. Малыш страдает, промедление опасно для его жизни. Многие мамы считают себя грамотными в вопросах здоровья детей. Неправильное лечение тоже несет вред ребенку.
– У каждого сейчас есть свой доктор – интернет, консультируются в аптеках, – продолжает Наталья Воротникова. – Чуть поднялась у ребенка температура, родители дают антибиотик. По этой причине медикаменты становятся неэффективны. Мы советуем не залечивать ребенка. Даже если у четырех человек одно и то же заболевание, протекать оно может по-разному. Одному поможет обычный пенициллин, другому – антибиотик нового поколения. Мы назначаем препараты индивидуально, учитывая и склонность к определенным заболеваниям в семье маленького пациента. На участке у меня 1200 детей. Конечно, каждый доктор знает всех своих пациентов. Бывает, по прошествии лет стираются из памяти имена, но помнишь пациентов по их диагнозам.
В целом поколение молодых родителей и в сельской местности сейчас нездоровое. Виноват неправильный образ жизни, вредные привычки. Поэтому и у детей появляется немало заболеваний. Ежедневно Наталья Викторовна принимает 25–30 пациентов, а потом идет на патронажи и по вызовам. Три новобурасских педиатра делят между собой ургентировние (оказание экстренной неотложной помощи в любое время суток), поскольку в поселке нет постоянного дежурного педиатра. Ежемесячно в течение 10 дней круглосуточно Наталья Воротникова не выпускает из рук телефон: в любое время в стационар могут привезти больного ребенка, которого надо осмотреть и назначить лечение. Особенно приходилось тяжело, когда у самой Натальи Викторовны были два маленьких сына. Теперь они взрослые, появилась внучка. Но по-прежнему педиатр Воротникова в дни ургентирования не может планировать никаких личных семейных дел.
Появление уникальных технологий, прогресс в медицине не влияют на суть профессии врача. Он должен быть готов в любую минуту выслушать пациента, во время внимательного осмотра за неторопливой беседой успокоить человека, вернуть его к полноценной жизни, исцеляя душой.