Ну какой из Радаева Мюнхгаузен?
Назвать губернатора Радаева мечтателем было бы неправильно. Уж скорее он продукт времени, когда политическую элиту в ходе подготовки любых выборов учат обещать, не думая о том, что эти обещания в принципе невыполнимы. Просто некоторые принимают это правило со здоровым цинизмом, а иные в ходе дрессировки политтехнологами навсегда усваивают, что именно в пустых обещаниях – ключ к успеху и людскому уважению.
Разговорившийся о новых музеях и спортзалах Валерий Радаев наверняка где-нибудь в подкорке крепко держит и чужой опыт по выбиванию из федерального центра денег к знаменательным датам. Параллельно с разговорами о дворцах спорта и музеях он эти даты активно выуживает из любого разговора и хотел бы, наверное, все их год за годом отмечать. Но наиболее реальным всё же ему представляется празднование 80-летия Саратовской области.
На самом деле совершенно напрасно он эту дату поставил во главу угла. Потому что последний июльский доклад Минфина России российскому же правительству меняет сложившиеся правила игры. Минфин предложил изменить подходы к рассмотрению инициатив, связанных с празднованием памятных дат субъектов Российской Федерации. Для Федерации значимыми будут считаться даты, кратные 100 годам. Празднование дат в границах субъекта может проводиться хоть каждый год. Но в том же докладе сказано, что рассматривать заявки на материальную федеральную помощь Москва будет не чаще чем раз в 10 лет. И если даже решит выделить деньги, то с четкой установкой, что средства федерального бюджета в целях софинансирования подготовки и проведения памятных дат субъектов Российской Федерации могут направляться только на мероприятия, непосредственно относящиеся к проведению празднования памятной даты субъекта. Так что зря наш губернатор нафантазировал миллиардов на пять уже в общей сложности.
Может быть, деньги из Москвы дадут на то, чтобы накрыть банкет для почетных гостей праздника, или оплатить билеты на родину знаменитым землякам, или напечатать приветственные адреса. Но в любом случае дворцы спорта к 80-летию Саратовской области на эти деньги не разрешат построить.
И даже ледокол со дна Волги зря Валерий Радаев надеется на них поднять. Потому что, конечно, не 1,5 миллиона рублей стоит этот масштабный проект, на который не замахнулся даже губернатор Аяцков, а как минимум миллионов 500. И если уж их Москва выделит, то тут же наш ледокол себе и умыкнет.
Что же делать Валерию Радаеву, наобещавшему людям с три короба в расчете на федеральную помощь? Для начала выделить приоритеты. Необычный ледокол пусть все-таки еще полежит на дне Волги хотя бы до 2068 года. И про спортзалы пока лучше забыть. Пусть их строят и открывают коммерсанты. А вот предложение сделать музейный квартал из складов Рейнеке – это действительно круто. И даже если Федерация откажется финансировать задумку, миллиард рублей на квартал не обязательно полностью искать в областном бюджете. В конце концов, у Валерия Радаева есть опыт создания музея трудовой славы на пожертвования бизнесменов. Почему бы его не закрепить? А если еще привлечь на реконструкцию волонтеров? Ну согласитесь, что «народный музейный квартал» звучит громче «народного музея трудовой славы». И он дольше сохранит имя губернатора Радаева в истории Саратовской области.