Эксперимент над Саратовом – 2016

Оценить
Губернатор будет отвечать за все процессы в областном центре со следующего созыва думы

Главе администрации Саратова Александру Буренину изменили чин. Он был действительным муниципальным советником 2-го класса, а теперь дослужился уже до первого. И с этим единогласно согласились в минувший четверг на своем заседании депутаты Саратовской городской думы. За новую конструкцию городской власти, где не будет разделения на главу города и главу администрации города, депутаты тоже проголосовали. Так что скоро в Саратовской городской думе всё будет как в Государственной, где исполнительная власть контролирует представительную. Кто давно мечтал об этом, может начинать обратный отсчет.

О чем ни слова не сказали на заседании городской думы

Работа над поправками в Устав города Саратова, которые закрепляют новую конструкцию городской власти, велась долго и кропотливо. Отказаться её делать городской уровень власти не мог. Всё за него решили законодатели федерального и областного уровня. Причем федеральные депутаты, можно сказать, даже расширили пространство для маневра регионам своими корректировками от 3 февраля 2015 года.

Федеральное законодательство с тех пор предлагает регионам зафиксировать любой из трех способов избрания главы муниципального образования. Это могут быть прямые выборы первого лица населением, или его выборы депутатами муниципального собрания из собственных рядов, или первым лицом можно стать после того, как муниципальные депутаты проголосуют за кандидатуру, отобранную конкурсной комиссией. При этом региональные законодатели имеют право выбрать не один, а разные варианты для своих муниципальных образований.

Депутаты Саратовской областной думы 28 апреля 2015 года выбрали третий вариант для всех МО. Четверговые поправки в Устав муниципального образования «Город Саратов» определены именно этим решением региональных законодателей. Они означают, что глава города Саратова будет теперь и сити-менеджером, то есть «два в одном». Но это не главное.

Глава города Саратова по этому закону только формально избирается городскими депутатами. Фактически же они будут голосовать за предложенную губернатором кандидатуру. Дело в том, что по федеральному закону комиссию, подыскивающую кандидатов, наполовину формирует именно первое лицо области. Вторую депутатскую половину, как легко догадаться, можно убедить проголосовать так, как надо. И для этого совсем необязательно включать административный ресурс, или запугивать, или сулить золотые горы. Достаточно разъяснить некоторые нюансы федерального закона.

Олег Васильевич сменит профессию

В новой редакции закона очень четко прописано, что первое лицо муниципального образования, избранное по варианту, который так приглянулся губернатору Валерию Радаеву и депутатам Саратовской областной думы, не будет являться муниципальным служащим по контракту (как сейчас сити-менеджер Александр Буренин) и не будет депутатом с особым статусом председателя городской думы (как сейчас глава города Олег Грищенко). А будет это первое лицо города всего лишь специалистом, замещающим муниципальную должность.

Вроде малюсенькая такая поправочка, а сразу убирает все сложности по замене одного человека другим во главе города или района. Ни контрактов не надо расторгать, ни запускать процедуру отзыва. Основанием для прекращения полномочий главы Саратова может быть, например, утрата доверия президента РФ. Подавать наверх информацию о доверии-недоверии, конечно, проще всего губернаторам.

Назначение главы города Саратова по новому областному закону (рука не поднимается написать «избрание») состоится сразу после окончания полномочий депутатов Саратовской городской думы нынешнего созыва, то есть осенью 2016 года. Олег Грищенко после выборов не имеет никаких шансов остаться в своей нынешней должности первого лица власти Саратова. Не исключено, что именно для того, чтобы не допустить очередного его пришествия в муниципальную власть, областной уровень выбрал самый недемократичный вариант, фактически убивающий местное самоуправление. Но кто-то ведь пролоббировал его в федеральный закон? Хотя наверняка у многих российских губернаторов есть свои местные грищенки.

Не время голосовать тайно

Депутаты Саратовской городской думы весь этот расклад наверняка понимали. И то, что их загнали в угол, и то, что они сами «доигрались» в крепкую монолитную вертикаль, когда в тяжелые для страны времена все уровни власти работают, как один, на приоритеты, выстроенные в федеральном центре. Короче, депутаты на заседании думы в минувший четверг, после формального доклада Елены Злобновой о поправках в Устав, предпочли бы помолчать. Но сценарий покорного технического голосования нарушили депутаты-коммунисты. Сначала Геннадий Турунтаев поинтересовался, как шло обсуждение вариантов избрания главы города.

Желающих рассказать, были ли дебаты, не нашлось. Намекнули только, что никакой особой самостоятельности в исполнении федерального закона у областных депутатов не было.

– Короче, перевожу, – не выдержал хождений вокруг да около сути Олег Грищенко. – Субъект (Федерации. – Прим. ред.) принял решение, какое он считает нужным, по устройству власти муниципального образования «Город Саратов». Вертикаль власти выстраивается по аналогии с федеральным законодательством. На данный момент так удобнее.

Докладчица Елена Злобнова после этой правды-матки осмелела и тоже начала говорить яснее.

Депутат Олег Комаров спросил, как она относится к тому, что глава города, избранный по новому закону, будет иметь право отклонять решения думы. Сейчас-то на­оборот: дума контролирует исполнительную власть. Докладчица посоветовала депутату обратить внимание на практику, которая сложилась в Государственной думе. Дескать, президент ведь имеет право накладывать вето на решения законодателей. Теперь вот такая конструкция взаимоотношений дошла до муниципального уровня.

Андрей Карасев– Данные изменения в Устав города Саратова уменьшают и принижают роль Саратовской городской думы, то есть местного самоуправления, увеличивая роль исполнительной власти. А раз так возрастает роль первого лица, то оно должно быть более самостоятельным», – начал рассуждать вслух депутат Андрей Карасев. И даже многолетний опыт строителя социализма не помешал ему сделать дерзкое предложение от имени депутатской группы коммунистов: избирать главу города, который будет одновременно и сити-менеджером, всеобщим тайным голосованием на муниципальных выборах в единый день голосования. Да еще и попенял коммунист Александру Сундееву, который является заместителем председателя областной думы и отвечает там за вопросы госстроительства и местное самоуправление, что тот не любит ни свою работу, ни свой город. Иначе бы не лишал демократических прав саратовцев.

– Андрей Андреевич, вы хорошо разбираетесь в вертикали власти, которая есть и которая выстраивается? – спросил у Карасева Олег Грищенко. И на всякий случай объяснил, что следующий глава города Саратова «никогда не будет самостоятельным в данной ситуации». – И мне нравится идея, когда все саратовцы выбирают главу города. Но всенародное голосование не приведет к тем последствиям, которые нужны людям.

Откровенность Олега Васильевича была просто пугающей. Ну а с другой стороны, он уже не первый год прощается со своими иллюзиями. Еще пару лет назад Грищенко смело делился с журналистами своими надеждами на пересмотр межбюджетных отношений, на разворот налоговых потоков на муниципальный уровень, но наконец ему доходчиво объяснили сверху, что не время сейчас ждать муниципальную финансовую революцию. И он объяснение, похоже, усвоил и теперь всем советует понять, что нормативы, по которым расщепляются налоги, не относятся к компетенции первого лица города. Что он может сколько угодно желать сделать город краше и зеленее, но эти желания без денег не реализуются.

– Ну он хоть сможет возражать! – в сердцах выпалил в ответ Андрей Карасев, представляя себе в уме гордого и смелого градоначальника.

– Да его посадят через две недели, если он будет возражать, – сказал Грищенко. Он уже не знал, как еще говорить, чтобы отдельные непонятливые депутаты осознали, что есть правила управленческой игры, которые чревато нарушать. И предлагаемую новую систему управления придется опробовать, хочешь не хочешь, чтобы посмотреть, что из этого получится. – Сегодня решено больше полномочий отдать губернаторам. И мы сами выходим с предложением, чтобы у нас забрали горэлектротранс, водоканал. Потому что сами сделать так, чтобы эти предприятия работали рентабельно, мы не можем. Это не в наших силах. Мы нормативы не устанавливаем. За льготную перевозку граждан нам не платят. Водоканал тоже. Тарифы маленькие, и мы на них не влияем. Собственных денег, чтобы модернизировать систему, у городской власти нет. Поэтому, конечно, нам лучше эти предприятия отдать на областной уровень.

– А городская власть будет отвечать всё равно за всё, – не хотел верить в новый порядок депутат-коммунист.

– Губернатор будет отвечать за все процессы в областном центре со следующего созыва думы, – закрыл ненужную полемику Грищенко. И предложил голосовать. Все, кроме коммунистов, подчинились неизбежности и одобрили эксперимент, спущенный сверху.

Хвост достали, клюв увяз...

Вторым вопросом повестки дня был бюджет города Саратова. Уже несколько лет его доходная часть не растет. Балансирует где-то на уровне около 12 миллиардов рублей. (Для сравнения можете держать в уме, что бюджет города Москвы составлял лет пять назад чуть больше триллиона рублей, а сейчас зашкаливает за два триллиона.)

Когда-то Саратовская городская дума была переполнена радужными надеждами. Депутаты и администрация Саратова провели очень большую работу по наполнению бюджета платежами, связанными с использованием земли. Сначала право контролировать землю, права на которую не разграничены между уровнями власти, отвоевали у области, потом постарались поставить ее на учет и оформлять каждый факт использования. Но чем больше платежей за использование земли собирала муниципальная власть, тем резче ей срезали нормативы по другим налогам. И в итоге доля собственных налоговых и неналоговых доходов практически не росла. А доля подбрасываемых из областного уровня денег тоже оставалась примерно одинаковой.

За последние пять лет инфляция обесценила 12 миллиардов в доходной части бюджета Саратова только официально процентов на 30. На практике с учетом девальвации рубля, можно, наверное, говорить и о 60–70 процентах. Понимая, что 12 миллиардов рублей в 2012 году не равняются 12 миллиардам рублей в 2015-м, вернемся на заседание думы.

Областной уровень власти наконец передал городу Саратову 205 миллионов федеральных рублей, которые пришли из федерального центра по программе развития и модернизация дошкольного образования. Решение на областном уровне принималось больше месяца. И чем дольше обсуждали, тем больше усыхала сумма, предназначенная для передачи Саратову. (Первоначально на заседании комитета по бюджету Саратовской областной думы говорилось о том, что областному центру на детские сады дадут из федерального транша чуть ли не полмиллиарда.)

Кроме целевых денег на улучшение доступа дошколят к детсадовской жизни, городской комитет по финансам предложил увеличить собственные налоговые и неналоговые доходы на 24 миллиона рублей. В городском комитете по финансам работают очень осторожные люди, и предложения о корректировке доходной части со знаком «плюс» звучат здесь, только если этот «плюс» виден наверняка. Основную часть прибавки составит выручка от распродажи муниципального имущества – 14 миллионов рублей. Остальные набираются по мелочам. На миллион рублей больше, чем планировалось, купят патентов мелкие предприниматели. Почти на миллион больше соберут с тех, кто должен платить единый сельхозналог. Два миллиона плюсом дадут дивиденды по акциям и прибыль от доли в уставных капиталах хозяйственных обществ.

Александр БуренинКуда потратить прибавку, тоже вроде было заранее ясно. На покупку мебели для детских садов, на содержание ливневой канализации, на содержание стадиона «Сокол». Самые большие деньги администрация хотела отправить на вывоз мусора – обычного и крупногабаритного. Присутствующий на заседании думы Александр Буренин лично просил, чтобы депутаты добавили по этой статье 20 миллионов рублей для СпецАТХ – «потому что мы зарастаем ТБО». Но у депутатов оказались другие предпочтения. И они предложили 10 из 20 запланированных мусорных миллионов отнять и передать Саратовводоканалу на организацию бесперебойного водоснабжения. И за это предложение все дружно проголосовали. А Буренину предложили смириться с таким своим решением. Совесть у депутатов была чиста, потому что на этом заседании они голосовали за то, чтобы присвоить главе администрации высший, первый чин классности муниципального служащего, которого они наняли по контракту.

Первый этот класс вместо второго – дело, кто бы спорил, приятное. Денег-то точно будет Александр Буренин теперь больше за свой труд получать. Но, по большому счету, работе главы администрации города не позавидуешь.

Не 700 квартир, а в два раза больше!

Накануне заседания городской думы состоялось заседание областной думы. И там в доходах бюджета отразили 1,1 млрд рублей на областную часть программы по переселению жителей аварийных и ветхих домов. Причем это были деньги федерального бюджета, которые только еще устно были обещаны Саратовской области в форме бюджетного кредита. Но депутат городской думы Денис Шумихин воспринял эти деньги всерьез и подозрительно спросил, почему же администрация города не говорит о них. Ведь Саратову из 1,1 миллиарда точно что-то причитается.

– Ни слова, ни полслова про программу переселения из ветхого и аварийного жилья, – упрекнул он, на всякий случай помянув главу российского правительства Медведева, который пообещал самые жесткие санкции к тем, кто до первого августа не начнет проводить программу. – У нас Саратов собирается в ней участвовать? Насколько я знаю, Саратов порядка 700 квартир должен построить.

Оказалось, что Шумихин знает матчасть плохо. Саратову нужно оплатить для переселенцев не 700 квартир, а 1468. Но городские власти не могут начать отселение.

– Я прошу вас очень внимательно послушать то, что я скажу, – обратился к депутатам глава администрации Александр Буренин. После присвоения ему высшего чиновничьего класса он стал говорить громче и напористей на заседаниях думы. Он рассказал, что программа финансируется из трех источников. И на сегодняшний день в бюджете Саратова есть федеральная часть финансов для её исполнения, и городская. А доли области в бюджете Саратова нет до сих пор, хотя, да, уже 30 июля. Буренину известно, что в областной бюджет федеральные деньги завели, но ему известно и то, что вместо того, чтобы передать их в город, как субсидию или дотацию, их пытаются оформить как бюджетный кредит городу под 0,1 процента годовых. Плата, конечно, символическая, но в области никак не могут решить, не нарушит ли данный кредит закон Саратовской области о предоставлении субсидий и дотаций на программу переселения. И вот приходится ждать, когда утрясутся все заморочки правовой основы под эти деньги. Да, как только это произойдет, придется собирать внеочередное заседание Саратовской городской думы, чтобы отразить поступившие миллионы (уже известно, что их будет 485) в городском бюджете. Без этого нельзя двигаться в покупке квартир. – Мы сегодня не можем объявить конкурс на покупку 1,5 тысяч квартир, потому что у нас нет лимитов финансирования. Даже если всё у нас сложится хорошо и мы с вами споро соберемся и заведем деньги в бюджет, то 40 дней нам еще нужно на размещение аукциона по закону. Сверхнапряженные усилия надо приложить с целью исполнения второго этапа программы до конца года, но у нас другого пути нет.

Шумихин на всякий случай предупредил всех, что «мы стоим на грани огромного федерального скандала», если не справимся. Глава города Олег Грищенко спросил Шумихина, не перевести ли ему на понятный язык всё, что сейчас говорил Буренин. Депутат понял, что понятный язык может быть и матерным.

Тем временем для вопросов созрел депутат Олег Комаров. Он до сих пор продолжает верить в то, что бюджет можно сильно увеличить собственными доходами. Одно из постоянных комаровских предложений – активнее взыскивать просрочки по выплатам и штрафы. Все цифры по этой статье его не радуют. Вместо их видимого роста он вынужден наблюдать, как из бюджета уходят средства на оплату работы судебных приставов. Вот снова можно говорить о четырех миллионах рублей. «Эти деньги бюджет потерял из-за плохой работы юридического отдела администрации?» – спросил Комаров.

Александр Буренин отчитал Олега Комарова за такую любознательность.

– У нас на исполнении в комитете по имуществу находится 485 исполнительных листов, по которым мы должны предоставить людям, выигравшим суды, либо жилье, либо компенсацию. Как только мы этого не делаем, нам приставы выписывают штраф.

И мы вынуждены эти штрафы платить. Мы добросовестно исполняем закон. Вот если бы так работали приставы с должниками по соцнайму муниципального жилья...

Глава администрации Саратова предложил Олегу Комарову выйти с законодательной инициативой, обеспечивающей ему, главе администрации, право после трех судебных решений по неуплате соцнайма выселять жильцов из квартиры. Потому что на сегодняшний день такой возможности у администрации нет. Олег Комаров предпочел не вникать в эти трудности Буренина, а перешел к исследованию вопроса по муниципальным ценным бумагам, которых у Саратова нет.

Чуть-чуть подняли зарплату заведующим в библиотеках

Большой блок вопросов на заседании был связан одной темой повышения денежного содержания работников начальной и средней школы, детских садов. Там были и повышающие коэффициенты, и единовременные выплаты, и другие корректировки, которые позволят довести зарплаты по отдельным должностям и профессиям до целевых показателей в президентском указе 2012 года.

Депутаты проголосовали также за повышение оклада по должности «заведующий библиотекой». Дело в том, что после серии повышений зарплат рядовым работника библиотечной системы, должностной оклад библиотекаря стал выше, чем у заведующего (9132 рубля против 8370). После исправления ошибки оклад начальника увеличится до 10409 рублей.