Уничтожить нельзя отдать неимущим
С 6 августа санкционные продукты подлежат уничтожению. Указ, согласно которому сельскохозяйственная продукция, запрещенная к ввозу в Россию, подлежит уничтожению, был подписан на прошлой неделе президентом Владимиром Путиным.
«Установить, что ввезённые на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению с 6 августа 2015 года», – говорится в тексте указа.
Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что указ президента об уничтожении санкционных продуктов должен четко исполняться.
Минсельхоз уже разработал постановление об уничтожении конфиската, сейчас оно проходит согласование в службах. Санкционные продукты, вероятно, будут изымать и уничтожать не только на границе, а везде, где их обнаружат, в том числе и в торговле.
Как именно будут их уничтожать, рассказал помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко в интервью «Русской службе новостей»:
«Обычно растительные продукты просто запахивают в специально отведенных местах. Мясо отправляют на утильзаводы, где их перерабатывают в мясо-костную муку. Эта мука может быть использована в качестве корма для животных, потому что она будет полностью обезврежена в процессе переработки. С молоком, как и с любой другой жидкостью будут поступать, то есть выливать в определенных местах. Сыры, скорее всего, пройдет бульдозер, а потом – на свалки». При этом он выразил надежду, что большое количество продуктов уничтожать не придется.
В обществе неоднозначно отнеслись к подобной перспективе.
На портале общественных инициатив Change.org появилась петиция с просьбой отменить закон. По состоянию на вчерашний день (3 августа) было собрано около 46 тысяч подписей из необходимых 50 тысяч. СМИ публиковали мнения узников концлагерей и блокадников. Общественные деятели напоминали, что в России всегда недоедали, и уничтожать еду – кощунство. Почему бы не отдать продукты неимущим? Предлагается отменить действие указа, а санкционные продукты передать малообеспеченным категориям граждан. «Российские пенсионеры, ветераны, многодетные семьи, инвалиды и другие нуждающиеся граждане в результате этих санкций пострадали в первую очередь, и вынуждены сильно ограничивать себя в еде, вплоть до голодания», – отмечают авторы инициативы.
Глава КПРФ Геннадий Зюганов предложил передавать конфискованную еду в детдома, православные общины и в самопровозглашенные республики. В Русской православной церкви предложили распределять продукты через благотворительные организации. Мнение протодьякона Андрея Кураева: «Как-то это не по-людски на самом деле. Лучше бы собрали все эти продукты и тем же своим знаменитым гуманитарным конвоем на Донбасс направили и раздали там людям. Если идет трындёж по радио и телевидению, что мы за традиционные ценности, так уважительное отношение к еде – это одна из традиционных ценностей русской культуры».
Кураеву вторит депутат Госдумы Андрей Крутов, направивший в минсельхоз предложение отправлять санкционные продукты в Донецкую и Луганскую область, а не уничтожать их на границе. Россия оказывает гуманитарную помощь этим регионам, однако ситуация там непростая, поэтому запрещённые продукты пригодились бы, уверен депутат.
Против уничтожения санкционных продуктов выступил Совет по правам человека при президенте РФ. По мнению главы организации Михаила Федотова, подобные идеи в условиях, когда за чертой бедности находится почти 23 миллиона россиян, «чем-то сродни самодурству».
Однако эксперты разошлись во мнениях о предложении парламентария. Кто-то считает, что санкционные продукты стали бы хорошей помощью малоимущим россиянам и жителям Донбасса. А кто-то уверен, что уничтожение еды – это яркий политический шаг, который продемонстрирует миру, как Россия относится к западным санкциям.
Стоит ли уничтожать санкционные продукты? На этот вопрос отвечали политики Саратовской области.
Депутат Саратовской городской думы Андрей Карасев:
ЕСЛИ ТАМОЖНЯ ПРОПУСТИЛА, ЗАЧЕМ УНИЧТОЖАТЬ?
Если у нас такое богатое общество, как кажется инициаторам уничтожения продуктов, то можно и уничтожать. Но в стране много организаций, те же дома престарелых, интернаты, детские дома, куда можно было бы поставлять эти продукты, если нет сомнений в их доброкачественности и если у них нормальные сроки годности. Конечно, их не надо раздавать на улице, как было, например, во время предвыборной кампании в Чернигове. Если нам не нужны продукты, как, впрочем, и любые другие товары, подпадающие под запрет, то нечего их было через таможню пропускать. А если таможня пропустила – должна отвечать.
А уничтожение продуктов, когда часть населения лазает по помойкам, – это глупость и дикость.
Депутат Саратовской областной думы Алла Лосина:
ТЕХ, КТО ЗАВОЗИТ, НАДО НАКАЗЫВАТЬ
Тех, кто завозит в Россию продукты в обход санкций, безусловно, надо наказывать – они пекутся вовсе не о нашей пользе, а о своей прибыли. Да, министр сельского хозяйства Ткачев предложил уничтожить санкционные продукты. Надо понимать, что это мера вынужденная, потому как следует положить конец и деятельности контрабандистов, и тому, что продукты, не прошедшие необходимый контроль, попадают в магазины.