Таблетка стабильности
В июле федеральные чиновники наперебой заговорили о благополучии в сфере лекарственного обеспечения россиян. «Роста нет стабильно», – заявила журналистам министр здравоохранения Вероника Скворцова в ответ на просьбу прокомментировать ситуацию с ценами и отметила, что осенью ведомство также не ожидает подорожания. «Никто не ушел с нашего рынка, нет такого, что препарат был и вдруг исчез», – подчеркнула Скворцова в интервью каналу «Россия-24», напомнив, что на закупку лекарств для льготников в антикризисном плане правительства предусмотрено 16 миллиардов рублей. «Мы сегодня не видим провалов с лекарственным обеспечением. Здесь всё стабильно», – сказала в интервью тому же телеканалу вице-премьер Ольга Голодец.
Противоположного мнения придерживаются эксперты Высшей школы экономики, опасающиеся скорого роста цен на медикаменты. Оппонентами действующих чиновников оказались и активисты «Общероссийского народного фронта». Московское отделение ОНФ провело контрольную закупку препаратов из списка жизненно необходимых важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), стоимость которых должна регулироваться государством, и обнаружило в аптеках нарушения. «Цены на некоторые лекарства – просто запредельные», – заключил член московского штаба ОНФ Алексей Кошель. Фронтовики предложили чиновникам проводить «регулярные проверки аптек, в том числе интернет-магазинов», и ужесточить ответственность нарушителей «вплоть до отзыва лицензии».
В Саратовской области, по оценке прокуратуры, ситуация с лекарственным обеспечением относительно спокойная. За полгода ведомство заметило 38 случаев «несвоевременного льготного лекарственного обеспечения» (всего по области выписано 85 тысяч льготных рецептов). Особенно часто не везет льготникам в Марксе (врачи районной больницы отказывались выписывать бесплатные рецепты) и в Энгельсе (здесь рецепты дают, но в аптеке нужного препарата не оказывается). В суды было направлено шесть исков, в различные ведомства – двенадцать представлений.
В мае сложности с «отовариванием» льготных рецептов были обнаружены в Аткарске: десятидневный срок с момента постановки рецептов на отсроченное обслуживание истек, препаратов в аптеке нет, то есть, по заключению прокуратуры, «гражданам фактически отказано в праве на льготное лекарственное обеспечение». Как выяснили проверяющие, нарушения возникли «вследствие ненадлежащего отношения сотрудников министерства к исполнению должностных обязанностей». С такими же проблемами сталкивались льготники в Хвалынске (здесь пациенту не выдали иммуносупрессивный препарат «Инфликсимаб» стоимостью около 40 тысяч рублей за флакон) и в Турках (инвалид второй группы длительное время не получал «Метилпреднизолон», «Амлодипин», «Никомед»).
Судя по сообщениям прокуратуры, наибольшие трудности возникают с получением льготных препаратов для лечения ревматоидного артрита. Например, в феврале прокуратура Балашова подала иск к областному минздраву с требованием возместить расходы пациенту, который в течение целого года был вынужден покупать противоревматический препарат за свой счет. Назначенные балашовцу таблетки «Арава» стоят 3–4 тысячи рублей за флакон. За год больной потратил 18,9 тысячи рублей.
В Саратове аналогичный иск подала прокуратура Ленинского района. Пациенту – инвалиду третьей группы специалистами областной клинической больницы был назначен такой же препарат. Поликлиника № 17, к которой льготник относится по месту жительства, летом 2013 года составила заявку на льготные препараты на январь-сентябрь 2014 года. В эту заявку были включены 27 упаковок противоревматического препарата. Министерство здравоохранения провело закупку за счет областного бюджета. Однако, как сообщает прокуратура, вместо 27 упаковок в поликлинику № 17 было разнаряжено только пять (куда делись остальные лекарства, купленные за бюджетные деньги, ведомство не уточняет). В результате инвалид потратил на таблетки 17,9 тысячи рублей. Для региона такая практика оборачивается двойными расходами, ведь бюджет оплачивает и закупку, и возмещение ущерба пострадавшему.
Примечательно, что областное министерство здравоохранения практически во всех случаях судится с пациентами до последнего, подавая апелляционные жалобы. Областной суд оставляет решения первой инстанции, вынесенные в пользу льготников, в силе. Надо полагать, что эту бурную юридическую деятельность медицинского ведомства тоже оплачивает бюджет.