«Факт, конечно, неприятен»

Оценить
Сотрудников энгельсской колонии подозревают в причастности к гибели заключенного

По решению суда арестованы два сотрудника энгельсской исправительной колонии № 13, подозреваемые в превышении должностных полномочий и применении насилия к заключенному. Тело 54-летнего мужчины, отбывавшего наказание, было найдено на территории исправительного учреждения в середине июля. В 2012 году в этой колонии произошло аналогичное преступление: в штрафном изоляторе было обнаружено тело Артема Сотникова. Как выяснило следствие, его забили дубинками сотрудники исправительной колонии.

Как сообщает областное Следственное управление, 54-летний мужчина, отбывавший наказание за убийство, был этапирован из саратовского СИЗО в энгельсскую колонию 16 июля. На следующий день сотрудники колонии нашли его мертвым «в одном из помещений». По данным судебно-медицинского исследования, причиной смерти стала сочетанная травма с повреждениями внутренних органов, на теле были обнаружены следы избиения. От одного из осужденных, отбывающего наказание за грабеж, незамедлительно поступила явка с повинной: он признался, что поссорился с новеньким и избил его.

Неделю спустя следственный отдел по Энгельсу возбудил уголовное дело по факту превышения должностных полномочий сотрудниками колонии. По мнению следователей, в день прибытия заключенного из саратовского СИЗО двое сотрудников применили к нему насилие. По ходатайству следователей суд вынес решение об аресте подозреваемых.

Напомним, что похожее преступление произошло здесь весной 2012 года: в ШИЗО было обнаружено тело 25-летнего Артема Сотникова, отбывавшего наказание за грабеж. Как выяснила медицинская экспертиза, молодой человек умер от болевого шока. Трагедия вызвала широкий резонанс в прессе. Мать погибшего Лариса Сотникова провела пресс-конференцию, где сравнила ситуацию в исправительной системе с порядками в фашистских концлагерях.

Первоначально руководство регионального ФСИН опровергало обвинения. Начальник управления Александр Гнездилов призывал «не драматизировать ситуацию» и «не делать преждевременных выводов». Как заявлял Гнездилов на пресс-конференции, Сотников мог упасть с лестницы во время конвоирования в ШИЗО. Этой версии придерживалась и Таисия Якименко, председатель общественной наблюдательной комиссии, работающей при УФСИН. «Сам факт смерти заключенного, конечно, неприятен. Но, тем не менее, колония остается одной из лучших в системе региональной УФСИН», – заявляла правозащитница.

Как выяснило следствие, в смерти Сотникова были виноваты пять сотрудников ИК – и. о. начальника, старший инспектор и инспектор отдела безопасности, оперуполномоченный оперативного отдела, инспектор – дежурный по производственной зоне. По решению дисциплинарной комиссии под председательством начальника колонии Сотников за нарушение распорядка дня был водворен на пять суток в штрафной изолятор. В течение двух дней сотрудники колонии избивали его дубинками. Кроме того, как сообщало следственное управление, обвиняемые оказались причастны к избиениям еще двух заключенных.

Во время следствия обвиняемые находились под домашним арестом. Они отрицали вину и отказывались от дачи показаний. Мать погибшего Лариса Сотникова заявляла, что считает выводы следствия неполными. По ее мнению, было необходимо рассмотреть вопрос о причастности к преступлению начальника колонии и тюремных врачей.

Пятеро сотрудников колонии были признаны виновными в превышении должностных полномочий, причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего, и приговорены к различным срокам лишения свободы. По решению суда они также обязаны выплатить Ларисе Сотниковой 2,5 миллиона рублей компенсации морального вреда.

Всего в исправительных учреждениях области содержатся около 13 тысяч человек

Большая часть из них (3,5 тысячи) сидит за убийства, 2,5 тысячи человек – за торговлю наркотиками, 1,8 тысячи – за кражи. Более 60 процентов осужденных выходят на свободу условно-досрочно. Под амнистию, объявленную в честь 70-летия Победы, могут попасть около 900 сидельцев – в основном это те, кому осталось отбывать наказание менее года, и те, кто совершил преступление по неосторожности. Кроме того, амнистия может затронуть около 3000 из 14 тысяч осужденных к условным срокам и исправительным работам. Более точные результаты амнистии могут стать известны к ноябрю.

В нынешнем году это не первый случай гибели заключенных в исправительных учреждениях региона

В январе на территории энгельсской колонии № 13 покончил жизнь само­убийством 24-летний мужчина, отбывавший наказание за грабеж. Как сообщало следственное управление, молодой человек, работавший упаковщиком, заступил на смену в производственном цехе. Через некоторое время он был найден повешенным. Как писали саратовские СМИ, мужчина был родом из Самарской области, отбывал небольшой срок – два года одиннадцать месяцев, мог бы выйти на свободу в мае 2017 года.

В феврале в балашовском лечебно-исправительном учреждении № 3 погиб 59-летний осужденный. Мужчина накачивал колеса тракторного прицепа, стопорное кольцо отлетело и попало человеку в голову. Врачи медчасти констатировали смерть.

В апреле в камере саратовского СИЗО скончалась 43-летняя женщина. Как сообщало следственное управление, ее сокамерница обращалась за помощью к дежурному, тот вызвал медработников. Они пытались провести реанимационные мероприятия, но безуспешно. По данным судебно-медицинского исследования, причиной смерти стала острая коронарная недостаточность.