Минфин придумал, на чём сэкономить
Минфин России подготовил революционный доклад под названием «Об основных направлениях повышения эффективности расходов федерального бюджета» и передал его в правительство. Могу поспорить, что многомиллионной армии российских телезрителей не разжевали его основные положения. Потому что иначе плач бы уже пошел по всей Руси великой.
Ольга Копшева
Но всё тихо. Люди не знают о том, что нас ожидает сокращение бюджетных учреждений и понижение пенсий, если уж не удается поднять пенсионный возраст. А это означает одно из двух: либо решено оглушить плохими новостями обывателей ближе к сентябрю-октябрю, либо всё написанное в докладе останется «для внутреннего пользования» в правительстве. Но в последнем случае со стопроцентной вероятностью можно прогнозировать, что рубль потеряет свою покупательскую способность очень заметно для всех и каждого.
Бюджет пора резать. А не то придут страшные и ужасные девяностые
Всё содержание этого доклада – сплошная критика бюджетных расходов. Если в двух словах, то: всё, что делалось с 2000-го по 2015 год, делалось неправильно. Оправданию этому бюджетному разгильдяйству Минфин России находит легко: денег было достаточно много, чтобы не считать каждую копейку. Но потом случился «внешний шок» в виде спада цены на нефть и всяких разных санкций, и вот нашим государственным властям приходится на всё это реагировать.
В начале 2015 года пришлось подкорректировать валютный курс. После этих мер доллар стал стоить почти в два раза больше, а это означало, что как минимум в полтора раза дороже стали все импортные товары и услуги. Потом соотношение доллар-рубль немножко устаканилось, и власть вздохнула облегченно, решив, что запустила естественный механизм адаптации экономики к внешним шокам. После этого власть решила приналечь на инфляцию и попытаться сдержать ее разгон. Рассуждает при этом власть, надо думать, так: если рубль не будет обесцениваться, то люди в основной своей массе и не заметят, что что-то не так в нашем славном царстве-государстве. Иначе зачем ей еще бороться с инфляцией? Какая нам разница, в конце концов, стоит хлеб 20 рублей, если мы получаем 20 тысяч в месяц, или 40 рублей, если зарплату увеличат до 40 тысяч? Хотя люди, конечно, у нас нервные. И если зарплаты начнут так сильно увеличиваться, то могут подумать, что возвращаются «проклятые девяностые», когда с едой было трудно и ее было не достать, зато с кредитами хорошо – их отдавать было значительно легче, да и не отдавать тоже.
Инфляцию решили сдерживать сокращением государственных расходов. Причем самыми наипервейшими кандидатами на сокращения уже названы социальные выплаты российским гражданам – пенсии там всякие, пособия, зарплаты бюджетникам. И это понятно. Потому что получателей этих социальных выплат много. И если уменьшить каждому из этого множества людей его сегодняшний доход «на копеечку», то это будет не так заметно, как если взять и совсем лишить зарплат 450 депутатов в Государственной думе или всему правительству РФ перестать платить денежное довольствие. Это ж предательство будет для них, нож в спину. Не все от такого удара и оправятся. Кто-то и мозгами может повернуться не в ту сторону.
Зачем это Минфину, вместе с проклятиями в свой адрес? Лучше уж тихонько изменить существующее законодательство, где прописан механизм индексации основных социальных выплат, убрав оттуда все привязки к индексу потребительских цен. После этой небольшой манипуляции повышать пособия можно уже как захочется – на три, на пять, да хоть на один процент. Главное – хотя бы раз в год. Как без этого привычного маленького удовольствия людей оставить? А людям всегда можно объяснить, что, во-первых, отечество в опасности, потому что все кругом хотят нас уничтожить, а во-вторых, есть еще и макроэкономика. Если продолжать индексировать всё и всем по существующим законам, то механизм адаптации к внешним шокам снова разладится. Что «в конечном счете приведет к необходимости дополнительной корректировки валютного курса и усилению инфляционной спирали». Вот такие аргументы нашли в Минфине.
По-простому и по-русски говоря, семафорит Минфин России остальному правительству, что скорей нужно применить политическую волю и порезать бюджетные расходы, иначе впереди у России обесценивание рубля, рост цен на зарубежные товары, задержка выплат пенсий и зарплат, то есть те самые лихие «девяностые», которые нынешнее же правительство не давало забыть, всё время сравнивая тот страх и ужас с прекрасными последними пятнадцатью годами.
Минтруда пока не определился с ветеранскими выплатами. Но четыре категории льготников готово бросить под нож
У Минтруда России вызрело тем временем собственное небольшое предложение. Это министерство сказало, что незачем косить всех сразу страшными мерами. Надо соблюсти социальную справедливость. И если уж совсем приперло и дошло до того, что социальные выплаты надо сокращать, то сокращать их надо попробовать творчески. Минтруда предлагает взять всех льготников и просмотреть наконец степень их нуждаемости. После этого у кого-то вообще можно отнять все государственные дотации, а кому-то, как и раньше, индексировать на инфляцию.
Где-то в документах уже проскочило, что лишать субсидий собираются тех, у кого доход больше 2,5 минимальных оплат труда. Но это очень условный порог отсечения. Потому что непонятно еще даже, что понимать под доходом – то ли зарплаты и пенсии, выплачиваемые конкретному человеку, то ли доход в пересчете на члена семьи. Во втором случае нужно как-то определяться, кого считать членами семьи и как реальность этой семьи проконтролировать.
В общем, предложение пока рождает вопросов больше, чем ответов. И потому в Минтруда склоняются к тому, чтобы переложить работу по созданию критериев нуждаемости на губернаторов. Что означает практически замыливание инициативы. Какой региональной администрации понравится, что именно ей придется брать на себя ответственность за непопулярные меры и вместо московских умников огрести на себя гнев и негодование народных масс?
Минтруда предлагает губернаторам испробовать критерий нуждаемости на четырех категориях получателей бюджетной помощи – на родителях маленьких детей, на фармацевтах, медиках и на сельских учителях. Добросовестно посчитать доход на члена семьи – и люди из этих категорий в большинстве своем окажутся бедными в среднестатистическом российском регионе. Особенно если учесть, что Минфин в своем докладе дает совет притормозить в исполнении майских указов президента по повышению зарплат медикам и учителям.
Если Минтруда не знает о том, что в регионах большинство людей еле сводят концы с концами, то ему подсказали на первых же слушаниях новой инициативы, что бедных в результате ее исполнения станет больше на пять миллионов человек. То есть было то ли 22 миллиона, то ли 29 миллионов, а станет 27 или 34.
Совсем исключать рвения отдельных губернаторов исполнять все предписания из федерального центра нельзя. Особенно если начнет исполняться пока негласное предписание Минфина сокращать расходы региональных бюджетов под угрозой неполучения бюджетных кредитов. Бюджетные дешевые кредиты сейчас спасение регионов и муниципалитетов, которые, исполняя указы президента, нарастили уже задолженность до двух триллионов рублей. Их вымаливают в Москве, а получив, гордятся. Так что каждый губернатор будет крепко думать, какое из двух зол выбрать. И те, кому еще не скоро на выборы, вполне могут решиться ввести у себя все-таки критерии нуждаемости льготников в расчете на то, что люди, у которых заберут льготы, позлятся-позлятся и забудут. Российский народ быстро адаптируются к новым условиям. Охнет от боли и обиды, да и дальше живет.
Проще всего будет с теми, кто хорошо жить еще и не привык. В докладе Минфина говорится о том, что в целях повышения эффективности бюджетных расходов надо бы упорядочить требования к присвоению звания «Ветеран труда» – сократить перечень оснований для назначения указанного звания и увеличить трудовой стаж, необходимый для его получения.
Минтруда пока молчит. Но получается, что тем, кому звание уже присвоено, разрешат доносить его гордо, хотя льготы, вполне возможно, порежут, а новые претенденты могут не торопиться за льготами. Как говорится, кто не успел, тот опоздал.
Для медиков и учителей пришли иные времена
Хорошие шансы на успех имеет еще одна инициатива из доклада Минфина. Речь о том, что хочешь не хочешь, а придется сокращать число бюджетных учреждений – школ, больниц, клубов и библиотек.
Минфин России прямо предлагает всё маленькое объединить с большим, и даже не обязательно школы со школами. По мысли Минфина, вполне возможно, чтобы в одном здании располагались общеобразовательная школа, библиотека и спортивная школа, например. Конечно, в этом случае возникает угроза массовых увольнений учителей. Но она осознается Минфином, и он готов еще и на большие сокращения. В докладе прямо прописано, что нужно рассмотреть вариант работы учителей-предметников сразу в нескольких школах. И не только в пределах одного муниципального образования. Ничего страшного, если один географ, математик или физик будет учить детей в школах соседних районов. День тут, день там, ну или утром одна школа, вечером другая.
Медикам пока бегать между больницами вроде не предлагают. То ли они более легкие на протест, то ли велик расчет на результативность других мер по экономии бюджетных средств. В которые входит, например, сокращение дней госпитализации, ну и коек, соответственно.
Главное, что придется осознать и затвердить: Минфин увидел наконец проблему в избыточной численности работников бюджетной сферы и по отношению к численности занятого населения, и по отношению к обслуживаемым людям. В министерстве посчитали, что доля работников в бюджетном секторе в нашей стране (не включая работников органов государственной власти, военнослужащих, работников госкомпаний) более чем на два процентных пункта выше среднего по странам ОЭСР (Организация экономического сотрудничества, в которую входят 34 страны капиталистического развития. – Прим. ред.). У нас таких бюджетников почти 18 процентов от общего числа занятого населения.
Вдумайтесь в цифры: в Российской Федерации число учителей на тысячу учеников в средней школе в 1,6 раза превышает среднее значение по странам ОЭСР, и при этом уровень грамотности детей год от года только снижается.
И число врачей на 10 тысяч населения – в 1,6 раза больше. При этом, по данным Bloomberg, по итогам 2014 года Россия заняла последнее, 51-е, место в рейтинге ведущих стран мира по эффективности систем здравоохранения.
Сокращение работников бюджетного сектора при таком удручающем раскладе неминуемо. Да, когда этой армии людей было чем платить, им платили. Сейчас – извините. Пришли иные времена. И в новых условиях надо понимать, что военнослужащих и работников правоохранительных органов сокращать нельзя – на них возложена обязанность сохранять порядок и покой внутри страны и даже за ее пределами. Госкомпании все-таки в основном сами для своих специалистов золотые парашюты зарабатывают и не стоят с протянутой рукой у дверей Минфина ежемесячно. Ну а с госчиновниками тоже будет особый разговор.
Минфин пересчитал госслужащих и часть из них решил обидеть
Очень большая часть доклада Минфина посвящена чиновникам. Составители этого документа до того обнаглели, что посмели указать, что численность чиновников зашкаливает за разумные пределы и сильно опережает показатель на 10 тысяч человек в странах, сопоставимых с нами по уровню экономического развития и географическим особенностям. Так, в Индии на 10 тысяч человек приходится 29 госслужащих, в Казахстане – 51, в Китае – 72, а у нас в РФ – 108.
Их же кормить всех надо. И обеспечивать дополнительные жизненные удобства. Вот только маленький пример из доклада Минфина: в 1998 году законом было прописано, что для комфортной работы госслужащего достаточно 9 квадратных метров площади рабочего места. А в нынешней реальности в среднем на одного выходит уже более 35 квадратных метров.
Минфин предлагает всех уплотнить, а образовавшиеся избыточные площади продать или выгодно сдать в аренду. Лишить всех, кроме совсем уж верхнего эшелона власти, служебных автомобилей и отдыха в ВИП-залах во время поездок по стране и миру. Отменить привычные удобства в виде билетов в вагоны «люкс» в поездах и «бизнес-класс» в самолетах. Отменить бесплатное лечение в санаториях-профилакториях, а сами эти санатории снять с баланса министерств и передать их в ведение регионов, где они и расположены.
И еще – сократить 20 процентов госслужащих. Потом, правда, выяснилось, что не на улицу их предлагается выгнать, что останутся все на своих рабочих местах. Просто госслужащими быть перестанут. Ну и, соответственно, автоматом лишатся привилегий в виде ведомственного медицинского обслуживания, доплаты к пенсии и всего остального, что им сейчас причитается и о чем даже Минфин не всегда знает.
Только вот почему-то мне кажется, что именно эту часть предлагаемой социальной реформы правительство изо всех сил попытается оттянуть или вообще замылить. Мазохистов там нет.
Александр Ландо, председатель Общественной палаты Саратовской области:
НАДО ЧИНОВНИКАМ ЛЬГОТЫ ОТМЕНИТЬ, РАЗ ТАКАЯ СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ
У нас вся страна – собес. Ни в одной стране мира нет такого количества льгот. Ситуацию, когда льготами начинают пользоваться совсем не те люди, которым они положены, мы наблюдаем на примере использования льготных проездных в Саратовской области. Эти проездные продают четыре фирмы, у каждой из которых своя база, а общей базы пассажиров-льготников нет. Один человек может купить четыре проездных, и ими будут пользоваться все кому не лень. В итоге страдает областной бюджет (нагрузка на него доходила до миллиарда двухсот тысяч рублей в год) и транспортные предприятия. Сейчас мы начали следить за этой проблемой, в итоге удалось отсеять несколько тысяч человек, которые пользовались льготами незаконно.
Или вот мы приняли закон Саратовской области о ветеранах труда. Там прописано, что ветераны труда области – это люди, достигшие определенного возраста и имеющие определенный стаж. Областной минфин, выходя с предложением, посчитал, что это обойдется бюджету в 400–600 миллионов рублей. Но на льготные выплаты ветеранам труда стало уходить более миллиарда рублей в год. Пришлось срочно закон менять. Сегодня ветераном труда может быть только тот, у кого стаж, возраст и грамота губернатора или облдумы за заслуги.
По каждой подобной категории можно найти массу людей, которые не нуждаются в льготах. Но системного механизма, который бы смог решить проблему выявления действительно нуждающихся в помощи, я пока не вижу.
Как я смотрю на то, чтобы отменить льготы чиновникам? Для примера: летать бизнес-классом и занимать места в ВИП-зале ожидания стоит в два раза дороже обычного билета в экономе. А что такое у нас бизнес-класс? Просто сектор в самолете, отгороженный шторкой. Но у нас губернатор давно запретил министрам летать бизнес-классом. Надо и другие льготы отменить. Ну раз такая ситуация в стране.
Дмитрий Аяцков, экс– губернатор Саратовской области:
СОЦИАЛКУ ТРОГАТЬ НЕЛЬЗЯ!
Ситуация с бюджетом всех уровней у нас непростая и будет со временем только усугубляться. Сейчас уже муниципалитеты не могут себе позволить ручку с бумагой купить. Понятно, что Российская Федерация в лице правительства ищет способы, как сохранить программы и параметры бюджета, чтобы не нарушить социальных обязательств.
Как мне кажется, надо на 100 процентов сократить выплаты безработным. Это такой сектор, куда уходит огромное количество денег, в которых мало кто на самом деле нуждается. Плюс годами пособие по безработице получают те, кто работает в теневом секторе.
Конечно, надо бороться и с неэффективными расходами. Чиновники у нас отказались от иностранных автомобилей. Но на деле же это не так. Ну и что, что машины собираются в Калуге? Они же всё равно стоят очень дорого. А Автоваз и ГАЗ сейчас делают неплохие машины, к тому же эта мера поддержит отечественного автопроизводителя. Вообще было бы неплохо количество машин у чиновников сократить.
Можно отказаться от поездок за границу, от участия в ВИП-форумах, от отдыха в ВИП-залах, и перейти на экономкласс в любых видах транспорта. Все эти льготы надо убирать, только зарплаты трогать нельзя. Иначе коррупция в разы вырастет.
Параллельно надо заниматься ростом доходов, поиском дополнительного финансирования для бюджета. До 30 процентов доходов по Саратовской области – и граждан, и предприятий – находится в теневом секторе экономики. Массу услуг оказывают люди, не платя налогов.
Плохо, что земля не работает как финансовый инструмент. Она используется только для получения урожая. Но ее нельзя заложить в банк для получения льготного кредита под три процента. А это был бы мощный инструмент поддержки агробизнеса. В общем, есть еще сферы, которые могут принести реальный доход в казну.
А социалку трогать нельзя ни в коем случае.
Сергей Шувалов, политик, экс-вице-губернатор Саратовской области:
НАМ НУЖНЫ ДОХОДЫ И ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА
Министерство финансов – это, по сути, ведомство расходов. А вот министерства доходов в России как не было, так и нет, хотя оно было в правительстве Саратовской области в годы моего вице-губернаторства. Нам нужны доходы, а для этого необходима растущая и открытая экономика, рабочие места, а не импортозамещение. Импортозамещение в мировой экономике ушло в небытие более пятидесяти лет назад. Сегодня пытаться воспринимать его всерьез – это все равно как изобретать велосипед.
Лишить чиновников льгот – это популизм. Экономия будет смешная, а коррупция расцветет еще пышнее!
Социальные расходы идут на широкий спектр получателей – от врача и учителя до пенсионеров. В основном для содержания соцсферы и создается сам бюджет. Отдельная тема – малоимущие, инвалиды, сироты и другие категории граждан, о которых обязано заботиться государство. Однако наше государство здесь, мягко говоря, не самое передовое в мире. Знаменитый 122-й закон знаменит тем, что понятие «социальная защита» было заменено понятием «социальная поддержка», а это огромная разница! Причем нищими у нас считаются люди с доходами ниже прожиточного минимума, размер которого определяется чиновниками по методикам образца пятидесятых годов прошлого века. В цивилизованных странах этим минимумом считается сумма расходов большинства населения. У кого ниже – тем дают субсидии.
Владимир Чернышев, экс-министр социального развития Саратовской области:
А КАКИЕ ЛЬГОТЫ У ЧИНОВНИКОВ?
Насколько я помню, Минфин всегда порывается сократить льготы и прочие соцвыплаты. И выплачивать только пособия по нуждаемости. Ряд пособий так и выплачивается. Есть адресные социальные пособия – детские, например. Так называемые статусные льготы получают ветераны труда, к примеру. По статусным можно предложить размер выплаты поставить в зависимость от уровня материального благосостояния получающего. Какое-то время назад проводилось социологическое исследование (в том числе и в Саратовской области) с целью выяснить, готовы ли сами ветераны труда на такой шаг. И большинство такую идею поддержало – чувство социальной справедливости у старшего поколения очень сильно. Но при этом все как один высказались против того, чтобы единую денежную выплату (ЕДВ) по ветеранству отменить совсем, даже если уровень дохода в два и более раза превышает прожиточный минимум. Потому что эта льгота воспринимается как признание заслуг.
Что касается выплат по нуждаемости, то я считаю, что от многих мелких пособий, размер которых 50, 100, 200 рублей, надо избавляться. Во-первых, они затратны с точки зрения администрирования – нужны люди, которые будут их считать, выдавать и т. п. Во-вторых, какова их экономическая целесообразность? Семья с доходом на рубль меньше прожиточного минимума, получив 50 рублей по уходу за ребенком, не улучшит свое материальное благосостояние.
Мне вообще кажется, что все выплаты, которые носят характер материальной поддержки, должны трансформироваться в какое-то одно государственное пособие, которое выравнивает уровень материального благосостояния человека или семьи. Технически все эти вещи сделать несложно. Сложнее понять и объяснить, какие цели преследуем, оказывая помощь тем или иным группам населения.
Подавляющее большинство различных категорийных льгот было введено в предвыборные периоды, начиная с 90-х годов. И перед каждыми выборами к ним плюсовали то «членов семей», то «совместно проживающих». В результате был нарушен сам принцип предоставления льгот и компенсаций. Для ситуации 90-х годов, когда половина населения жила за чертой нищеты, да и сами законы о предоставлении этих льгот зачастую не выполнялись, это было политически допустимо. Сейчас, когда ситуация принципиально иная, пришло время навести в этом деле порядок. По моему мнению, нас ждет интересный предвыборный год.
Что касается отмены льгот чиновникам, то я не очень понимаю, какие льготы отменять региональным и муниципальным? Да, если человек проработал на госслужбе 15 и более лет, он имеет право на прибавку к пенсии. Но какая же это льгота? Точно так же врач или учитель имеет выслугу лет и может претендовать на пенсионное обеспечение раньше прописанного в законе возраста. Я понимаю, людей в основном будоражат рассказы о том, что какой-то чиновник живет не по средствам. Но это не льготы виноваты. Это факты коррупции, которые надо расследовать. Надо понимать, что подавляющее большинство чиновников – это обычные трудяги.
С экспертами беседовала Анна Мухина
[кстати сказать] У нас никто спрашивать не будет За последнее десятилетие оклады греческих бюрократов удвоились и стали втрое выше средних зарплат в частном секторе. Льгот у чиновников, которые довели свою страну до дефолта, тоже было очень много. Им доплачивали даже за переезд с этажа на этаж. Как вы думаете, правительство РФ чему-нибудь научится на плачевном опыте Греции? В частности, какая зарплата и какие льготы должны быть у российских чиновников? Подготовила Яна Конченко Кирилл Фенин, аспирант кафедры экономической теории и национальной экономики СГУ им. Н. Г. Чернышевского: В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ВЫСШИЕ ЭШЕЛОНЫ ВЛАСТИ СДЕЛАЮТ ТАК, КАК БУДЕТ ВЫГОДНО ИМ История учит нас тому, что она нас ничему не учит. Тем более когда это касается событий, которые мало имеют к нам отношение. Это я про Грецию. Насчёт российских чиновников вопрос не совсем корректен. Существует очень много служб, ведомств, где чиновники работают за низкую заработную плату и почти без льгот. Думаю, говоря о льготах и сверхдоходах чиновников, точнее об их образах, которые возникают в нашем общественном сознании, следует понимать высшие эшелоны власти. Так вот, они уже один раз смягчили давление нашего внутреннего кризиса конца прошлого года, переложив бремя девальвации рубля и роста цен на простых граждан. Уверяю как экономист, что Центральный банк мог удержать курс рубля на уровне, приемлемом и для развития экономики РФ, и для стабильности благосостояния населения. Но не стал этого делать. Что помешает им повторить этот положительный для них опыт в той или иной форме во второй, третий раз? В любом случае наши высшие эшелоны власти сделают так, как будет выгодно им. Однако надо понимать, что все разговоры о том, что мы платим из своих налогов зарплату чиновникам, не совсем верны. Большая часть налоговых поступлений в бюджет идёт от крупных бизнес-структур, в том числе и от тех, кто заниматься добычей и экспортом энергоресурсов. Вот их интересы, как главных кормильцев, в первую очередь и отстаивают наши чиновники. Сергей Шевелёв, веб-дизайнер: ЛЬГОТЫ И БЕСПЛАТНЫЙ ПРОЕЗДНОЙ ТОЛЬКО НА ВРЕМЯ ЗАНИМАНИЯ ДОЛЖНОСТИ Никакой зарплаты у чиновников не должно быть. Только премии за успешную работу, за результат. Льготы и бесплатный проездной – только на время занимания должности. А тех, кто раньше выплачивал им что-то, надо посадить в тюрьму лет на пять и конфисковать всё имущество у них и близких людей. И у чиновников нынешних отнять всё и вернуть в казну. Михаил Родионов, учитель истории и обществознания: ЗАРПЛАТА У ЧИНОВНИКОВ ДОЛЖНА БЫТЬ НА УРОВНЕ СРЕДНЕЙ ЗАРПЛАТЫ ПО КОНКРЕТНЫМ ОТРАСЛЯМ В настоящий момент зарплата чиновников в России сокращена на 10 процентов, но она по-прежнему выше средней по стране. Полагаю, что зарплата у чиновников, в том числе федерального уровня, должна быть на уровне средней зарплаты по конкретным отраслям (например, в министерстве здравоохранения на уровне средней зарплаты врачей). Льготы у чиновников также должны быть на среднем уровне. Алла Кутьина, пенсионерка: Я ИСКРЕННЕ НЕ ПОНИМАЮ, ЗАЧЕМ ВООБЩЕ ЧИНОВНИКАМ ЛЬГОТЫ Я не слежу за новостями из Греции, уж больно заумно там об этом говорят. И что-то мне подсказывает, что большинству наших чиновников это тоже не особо интересно. Они по мере своих сил и способностей смотрят за своей отраслью и думают, как бы получить денежек не меньше, чем в прошлом месяце, и больше, чем кто-нибудь еще. Я искренне не понимаю, зачем вообще чиновникам льготы. Они что, бедствующая категория граждан? Льготы нужны тем, кто действительно концы с концами не всегда может свести. Врачам, учителям нужно помогать, еще кому-то, у кого адова работа. Но уж никак не народным избранникам нашим. У моей внучки, студентки, стипендия полторы тысячи. И практически половину она тратит на проезд. Как это назвать? Скидки на железнодорожные билеты есть только у школьников, и то с ограничением в летние месяцы. Школьники что, постоянно в разъездах по стране, да еще и во время учебы? А вот тем, кому эта скидка действительно нужна, студентам, ее не дают. А самое время ведь для них – молодые пока, и пока ни забот, ни хлопот – поездить, страну посмотреть. Так нет. Вот за это и обидно. Какие они там меры будут принимать в этом году, в следующем – я не знаю. Но точно такие, чтобы самим без рубля не остаться, а у нас никто спрашивать не будет. |