Реализованные, реализуемые, мечтаемые
С тех пор как Саратовская область лишилась специального административного органа, отвечающего за инвестиции, о них стали очень мало говорить. То ли инвестиций стало меньше, то ли пиара. Но совсем инвестиционные проекты из региона не исчезли. По данным областного министерства экономики, отвечающего теперь и за инвестиционные потоки и привлечение инвесторов, на территории Саратовской области в настоящее время реализуется 54 проекта. А в прошлом году успешно завершилась реализация 19 проектов, половина из которых, правда, стартовала ещё при бывшем губернаторе Павле Ипатове.
После слияния министерства экономического развития региона с министерством инвестиционной политики вся информация об инвестициях для удобства потенциальных инвесторов аккумулируется на специальном интернет-портале. Интерфейс у сайта действительно удобный. Всё разложено по полочкам. Вот проекты реализованные, вот реализуемые, вот требующие инвестиций, вот вам свободные площадки (354 штуки, между прочим), а вот – законодательство региона, дарящее инвесторам льготы и преференции.
Одно только плохо на инвестиционном портале – информация здесь обновляется редко, а потому далеко не все опубликованные здесь данные актуальны на сегодняшний день.
Легко это заметить, изучая перечень, например, реализуемых проектов.
Как бы реализуемые
Из реализуемых сегодня 54 инвестпроектов 13 тоже начались при губернаторе Ипатове и его команде. Остальные 41 – уже во времена правления нынешнего губернатора Валерия Радаева. Из «радаевских» проектов 26 обещают новое строительство – заводов, жилых комплексов и торговых центров. Остальные связаны с реконструкцией, модернизацией и открытием новых направлений деятельности уже действующих в регионе предприятий.
Самыми крупными (по объёму инвестиций) можно назвать, наверное, создание и развитие агротехнопарка «Саратовский» в Советском районе (17,8 млрд рублей за 10 лет), реконструкцию и модернизацию цементного завода в Вольске (14 млрд за 6 лет), строительство завода глубокой переработки высокопротеиновых масличных культур в Балаковском районе (8,6 млрд за 4 года), агро-лесопромышленного комбината по производству ламинированной ДСП (7,5 млрд за 4 года), локомотивного завода в Энгельсе (6 млрд рублей за 3 года), птицеводческого комплекса по производству мяса птицы в Татищевском районе (5,9 млрд за 3 года), тепличного комплекса в Красноармейском районе (5,5 млрд), а также в Краснокутском районе (5,2 млрд).
Некоторые проекты из числа «реализуемых сегодня» оказались замороженными, о чём на сайте не сказано ни слова. Вот, например, проект ООО «Газпром трансгаз Саратов» (дочка Газпрома) по команде головной компании приостановил реконструкцию газораспределительных станций и строительство газопровода, производившихся в рамках реализации большого проекта «Южный коридор». Потому что от строительства восточной ветки «Южного коридора», проходящей через наш регион, Газпром недавно отказался.
Неизвестной остаётся судьба и проекта по строительству ТРК «Карнавал» стоимостью 6,5 млрд рублей от ЗАО «Олеонафта». Этот проект министерство экономики и инвестиционной политики Саратовской области зачем-то внесло в список реализуемых.
Торгово-развлекательный комплекс площадью 200 тысяч кв. м (больше ТРК «Триумф Молл» в 3,5 раза) должен был расположиться на месте рынка «Привоз» (между улицами Большая Горная, Университетская и Соколовая). Начало строительство планировалось на весну 2014 года, а окончание – на 2016 год. До сих пор, однако, никаких строительных работ на месте рынка не ведётся, а сам «Привоз» функционирует в привычном режиме.
Городские власти в свое время сообщали о том, что инвесторы не обращались за выдачей разрешения на строительство в этом месте каких-либо объектов, а на сайте самого ЗАО «Олеонафта» ТРК «Карнавал» находится в категории проектируемых проектов.
Чуть-чуть не сорвался
Едва не сорвавшийся проект по строительству завода по переработке фруктов и производству соков от ОАО «НПГ «Сады Придонья» на сегодняшний день успешно реализуется, и говорят, что в августе предприятие будет сдано в эксплуатацию.
Напомним, в конце прошлого года на одном из заседаний таких редких сегодня советов по инвестициям один из топ-менеджеров волгоградской компании «Сады Придонья» Владимир Бредихин выразил недовольство отношением к проекту региональных и муниципальных властей. В частности, он отметил, что компания не получила четких ответов по срокам подключения электроэнергии, газа и воды. Что из-за этой невнятицы ОАО вынуждено нарушать договорённости с иностранными поставщиками оборудования и рисковать заработать миллионные штрафы. Более того, Бредихин прямым текстом дал понять саратовским властям, что если завод по производству соков региону не интересен, «Сады Придонья» легко построят его в соседней Пензенской области. Тем более что там площадку под строительство им предлагают уже обеспеченную всей необходимой инфраструктурой, включая дорогу.
Угроза инвестора была воспринята властями всерьёз, и проблемы были через некоторое время решены. Оказалось, что недовольство инвесторов было связано с его желанием иметь в системе электроснабжения своего будущего завода резервную линию и дополнительную точку подключения. Однако желающих выложить на удовлетворение запросов компании 36 миллионов рублей не нашлось. Вроде бы сговорились обойтись более дешёвым вариантом – без резервной линии.
Говорят, что на проведение инженерных коммуникаций пришлось раскошелиться администрации Ртищевского района, на территории которого строится завод. Получить официальный комментарий на этот счёт в муниципалитете нам не удалось, но, судя по более ранним комментариям представителей Ртищевской администрации, муниципалитет выполняет все взятые на себя перед инвестором обязательства.
Завод ОАО «НПГ «Сады Придонья» в Ртищевском районе Саратовской области должен заработать уже в августе текущего года – аккурат к новому урожаю яблок, выращиванием которых инвестор занимается на территории Ртищевского района с середины 2000-х годов.
По плану завод будет перерабатывать до 22 тысяч тонн яблок в год. С 2017 года предприятие выйдет на проектную мощность в 50 тысяч тонн. Площадь под яблоневыми садами к этому времени должна вырасти до 2,5 тысяч гектаров.
Планируется создание 40–50 новых постоянных рабочих мест, а также привлечение 100–150 сезонных рабочих в сельскохозяйственное подразделение. Обещанная инвестором зарплата должна составить в среднем 23 тысячи рублей, а объём налоговых отчислений в бюджеты всех уровней после выхода предприятия на проектную мощность – 15 млн рублей в год. Общий объём инвестиций в саратовские активы ожидается в размере полумиллиарда рублей.
Если им не надо, то нам надо очень
Промышленные инвестпроекты выглядят вполне реальными и более устойчивыми. Так, например, в этом году ожидается завершение строительства Энгельсского локомотивного завода – совместный проект РЖД, «ВЭБ-Лизинг», «Первой Локомотивной компании», канадской компании Bombardier Transportation GmbH и правительства Саратовской области. Даже несмотря на то, что в федеральном правительстве и в ОАО «РЖД» весной 2014 года выражали сомнения в экономической целесообразности возведения данного предприятия.
Строительство Энгельсского локомотивного завода началось летом 2013 года. Проектная мощность нового предприятия должна составить 150 локомотивов в год. На заводе обещано создать более 700 рабочих мест со средней зарплатой 38 тысяч рублей. Общий объём инвестиций составит 6 миллиардов рублей.
Участники проекта с канадской стороны – Bombardier Transportation GmbH – после заявлений РЖД об обнаружившемся у них отсутствии необходимости в энгельсских локомотивах отметили, что новый завод может обеспечивать не только нужды «Российских железных дорог», но и частных железнодорожных перевозчиков и перевозчиков стран СНГ.
Правительство Саратовского региона в свою очередь тоже решило, что не стоит обращать особого внимания на мнения РЖД и вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, который заявил, что не видит «необходимости для экономики страны» в постройке локомотивного завода в Саратовской области. Региональной экономике наличие уникального производства электровозов двойного питания, аналогов которым в России пока нет, совершенно точно не навредит.
При этом, по данным областного министерства промышленности и энергетики, завершение строительства «Энгельсского локомотивного завода», ввод в эксплуатацию завода «Еврорадиаторы» («Роберт БОШ»), завершение проекта по расширению производства цианида натрия с реконструкцией производства нитрила акриловой кислоты на ООО «Саратоворгсинтез» и начало строительства завода ООО «ВолгаГидро» по производству гидротурбинного оборудования благотворно повлияют на работу всей промышленной отрасли региона и позитивно скажутся на её будущих результатах.
Похоже, на росте промышленного производства в Саратовской области по итогам 2014 года отразились сданные в прошлом году металлургические заводы ЗАО «Северсталь – Сортовой завод Балаково», ЗАО «Балаково Центролит», а также завод по производству технических газов ООО «Эр Ликид Балаково», завод по производству промышленных и бытовых газовых котлов ООО «Бош отопительные системы» и завершение реконструкции и модернизации на ряде действующих промпредприятиях региона.
Надо подсмотреть у соседей
На одном из последних заседаний правительства Саратовской области губернатор Валерий Радаев поручил своим подчинённым обратить внимание на такое привлекательное инвестиционное направление, как производство мяса индейки, и изучить при этом опыт ближайшего соседа – Пензенской области.
С индейкой у нашего региона особые и несколько комичные отношения. Поселить на саратовской земле производство индюшатины чиновники пытаются уже почти 10 лет. И трижды были весьма близки к этой цели. Каждый раз, правда, воплотить мечту об индейке саратовские чиновники пробовали через ростовское ООО «Евродон» – признанного лидера в индюшачьей отрасли.
С самого начала тесное перспективное сотрудничество с Евродоном и его проект активно рекламировал Александр Жандаров (бывший министр инвестиций региона, а потом зампред-куратор). При нём ООО «Евродон» выбирало Саратовскую область как площадку для строительства своих комплексов в 2007-м, 2010-м и 2013 годах. Но так и не выбрало.
Проект от 2007 года сорвался из-за начавшегося в 2008 году мирового финансового кризиса. Такой была официальная причина некоторое время. Потом глава ООО Вадим Ванеев ссылался на нехватку в Саратовской области квалифицированных рабочих кадров, которым можно доверить такие тонкие и щепетильные занятия, как выращивание индюков и последующая их переработка в полуфабрикаты.
Второе пришествие ростовского Евродона на саратовскую землю случилось в 2010 году. Встретили его радушно. Но сотрудничества вновь не получилось. По какой причине, сказать сложно. Их не называли. Зато известно, что оба раза ООО «Евродон», разрекламировав свои проекты (не без поддержки местных властей), легко получало под них кредиты в крупных государственных банках. После чего желание отрабатывать регионам обещанное (а Саратовская область не единственная «купившаяся») пропадало.
Отказ от договорённостей 2013 года в ООО «Евродон» объяснили просто – мол, не особенно и собирались. «Мы рассматриваем Саратовскую область как один из возможных объектов, где в долгосрочной перспективе возможно строительство типового проекта 60-тысячника», – сообщили в том же 2013 году представители компании саратовским журналистам.
И вот, видимо, наевшись негативного опыта и поняв, что то-то они делают не так, саратовские чиновники решили всё же посмотреть, как заводят себе индейку соседи.
[кстати сказать] 100 проектов на 320 миллиардов Когда верстался номер, «Газета недели» получила долгожданный ответ от министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области. В нём сообщается, что на сегодняшний день в регионе на самом деле реализуется порядка 100 крупных инвестиционных проектов с общим объёмом инвестиций свыше 320 миллиардов рублей. Объём инвестиций по каждому проекту, по данным минэкономики, составляет более 50 млн рублей. Из них 25 с общим объемом инвестиций свыше 59 млрд рублей проектов уже завершили свою реализацию, а ещё 14 (с общим объемом инвестиций свыше 18 млрд рублей) будут завершены к концу текущего года. «В связи с пересмотром бизнес-планов инвестиционных проектов из-за изменения экономических условий в настоящее время испытывают трудности с финансированием три инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций более 2 млрд рублей – сообщает ведомство. – Между тем министерство экономического развития и инвестиционной политики области проводит активную работу по содействию в привлечении денежных средств для инвестиционных проектов, нуждающихся в финансировании, а также по поиску соинвесторов для дальнейшей реализации проектов. В рамках своей компетенции министерство организует встречи и проводит переговоры с заинтересованными кредитно-финансовыми учреждениями». |