Панацея от долгов?
Переход потребителей коммунальных услуг на прямые расчёты с поставщиками ресурсов, о чем так много говорят в последнее время, может стать реальностью. Уже осенью депутаты Госдумы планируют рассмотреть предложенные Минстроем и Минэнерго поправки в Жилищный кодекс РФ, которые лишают управляющие организации роли посредников между собственниками квартир и РСО в поставке коммунальных услуг.
Несостоятельная на практике
В настоящее время большинство ресурсов – вода, тепло, электроэнергия – поставляется ресурсоснабжающими организациями (РСО) до границы с домом. Здесь они передаются посредникам – управляющим организациям (УК, ТСЖ, ЖСК), которые в свою очередь доставляют коммунальные ресурсы потребителям (непосредственно в квартиры).
Схема в теории простая и понятная. И, казалось бы, упрощающая всем жизнь. РСО избавлены от необходимости общаться с каждым жильцом. Управляющие организации получают стимул снижать потери ресурсов во внутридомовых сетях. У жильцов есть защитник их интересов перед ресурсопоставщиками (УК, ТСЖ и ЖСК), и нет необходимости оплачивать каждую услугу отдельно, потому что плата за них объединяется в одном счёте. Управляющие организации занимаются сбором денег за эти, как бы ими поставленные услуги и, оставляя себе 20–40 процентов, передают средства в адрес поставщиков ресурсов.
Но, во-первых, в реальной жизни не бывает стопроцентного сбора платежей с населения, при которой модель была бы рабочей. В результате управляющим организациям не удаётся полностью рассчитаться с ресурсопоставщиками.
Некоторые УО откровенно злоупотребляют своим посредническим положением и, собирая деньги с жильцов, не спешат передавать их в РСО. Что, конечно, тоже сказывается на динамике накопления общей задолженности.
Кроме того, по словам экспертов, на недоборы существенно повлияли и так называемые платежи на ОДН, которые могут выставляться собственникам только в пределах установленного государством норматива. В норматив при этом не закладываются внутридомовые потери ресурсов по техническим и организационным причинам, их расходы на энергоёмкое общедомовое оборудование и прочее. То есть плата за ОДН, которая по логике должна покрывать разницу между фактически поданным ресурсом и реально потреблённым жильцами, на деле эту разницу не покрывает. И из-за этого тоже накапливаются долги.
Напомним, что в России долги населения за ЖКУ по состоянию на 1 мая 2015 года превысили рекордный один триллион рублей.
Идеальная в теории
Прямые договоры между поставщиками коммунальных ресурсов и гражданами, как основными потребителями, предлагалось рассмотреть давно. Законодательно эта возможность существует и сейчас. Но ею мало кто пользуется добровольно. Инициировать переход на прямые договоры собственников помещений с РСО должна управляющая организация. Но той, видимо, это не всегда выгодно. Ведь, кроме ответственности за неплатежи населения, которая возлагается на УО как на посредника, у управляющих организаций есть никем неограниченный доступ к денежным потокам.
И вот МинЖКХ и Минэнерго предлагают сделать прямые расчёты собственников с РСО обязательными, а не добровольными, и насильно исключить из этой цепочки промежуточное звено в виде УК и ТСЖ. Есть у авторов поправок надежда, что такой шаг сделает отрасль коммунального хозяйства прозрачнее. А УО предлагается сосредоточиться на своих прямых обязанностях – управлении общедомовым имуществом и содержании придомовой территории.
Эксперты в целом идею поддерживают. Но предупреждают, что есть у неё и оборотная сторона. Так, например, надо чётко понимать, что часть обязанностей по контролю за качеством услуг при прямых договорах с РСО ложится на плечи жильцов. Также эксперты предупреждают, что при введении прямых договорных отношений нельзя оставлять каждого потребителя один на один с ресурсоснабжающей организацией. А потому очень важно, чтобы прямые договоры были юридически выверены.
Учесть и прописать
Обязательно, по словам экспертов, должен быть чётко решен вопрос, где именно происходит передача ресурса от РСО потребителю – у «стены дома» или «в кране»? И кто будет следить за качеством предоставляемых услуг.
Но, лишившись статуса поставщика коммунальных услуг в пределах многоквартирного дома (МКД), управляющие организации перестанут следить за внутридомовыми коммуникациями. РСО в свою очередь тоже могут отказаться от обслуживания внутридомовых сетей, сославшись на то, что они им не принадлежат, а являются общим имуществом собственников помещений в МКД.
По мнению Александра Джашитова, члена Общественной палаты Саратовской области, и. о председателя комиссии по общественному контролю в системе ЖКХ, в законе должно быть чётко прописано, кто из участников рынка ЖКУ за что отвечает.
«Ресурсоснабжающие организации должны быть исполнителями коммунальных услуг и иметь возможность заключать прямые договоры с конечным потребителем при любом способе управления домом. Соответственно платежи за коммунальные услуги потребители должны направлять непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, – отмечает Джашитов. – За управляющими организациями, кроме оказания жилищных услуг, должны быть закреплены обязанности по обеспечению предоставления коммунальных услуг путём надлежащего содержания общего имущества. Кроме того, управляющие организации должны выступать представителями потребителей в случае нарушения качества оказания коммунальных услуг по вине ресурсоснабжающей организации и требовать от имени потребителей изменения стоимости услуг и выплаты штрафов».
При этом, по словам общественника, за управляющей организацией можно оставить возможность выступать в качестве агента по сбору платежей для РСО – за вознаграждение и на основании соответствующего договора.