Деньги то ли есть, то ли нет

Оценить
Жителям аварийных домов в Саратове придется подождать решения министра Выскребенцева

Можно ли давать налоговые льготы сельхозпроизводителям, если нельзя похвастать потом большим экономическим эффектом? Как успеть купить жилье для жителей аварийных домов, если в региональном бюджете не нашлось для этого собственных средств? Об этом говорили в минувший четверг на заседании комитета по бюджету в Саратовской областной думе.

Бюджетные кредиты тратятся на то, чтобы возвращать бюджетные же кредиты

Основным докладчиком был министр финансов Александр Выскребенцев. Он рассказал депутатам про деньги, которые пришли в область из федерального центра. Почти 20 млн рублей – на обеспечение жильем молодых семей, чуть меньше – на обустройство людей, вынужденно покинувших Украину, 48 миллионов – на лекарства для льготников.

Но больше всего денег федеральный Минфин перечислил в наш регион в форме бюджетного кредита. Почти три миллиарда рублей. Эти деньги, правда, побудут нашими недолго и вскоре отправятся обратно в федеральный бюджет. Министр объяснил, что ими возвратят ранее взятые бюджетные кредиты.

Председатель бюджетного комитета Николай Семенец попросил министра объяснить смысл двигания денег туда-сюда. Потому что они нам приходят-приходят, а доля коммерческих все равно остается большой.

Министру особо ответить было нечего. Ну разве только то, что до конца года правительству Саратовской области предстоит вернуть еще 4,3 млрд рублей бюджетных кредитов. И если на этот возврат не дадут следующих бюджетных кредитов, то придется идти за коммерческими. И отдавать в уплату за банковские деньги 1,5 миллиарда рублей, которые можно было бы сэкономить, если федеральный центр откликнется на наши просьбы. Министр сказал, что переговоры с Минфином России продолжаются и что «есть такие надежды, что эта работа будет успешной».

Николай Семенец удовлетворился. Его больше волнует на самом деле другой вопрос. Дума в августе уходит на каникулы, а вопрос по аварийному и детскому жилью до сих пор не решен.

Министр вынужден был рассказать, что накануне состоялась встреча губернатора Радаева с министром финансов РФ Силуановым, «на которой было принято решение министром о предоставлении Саратовской области бюджетного кредита на 1,1 млрд рублей именно на аварийное жилье».

Министр не очень хотел говорить об этом, потому что с этими деньгами, которые пока только устно обещаны, не всё так просто. Если их оформить в областном бюджете как кредит, то придется на эту сумму увеличить дефицит, а он и так уже предельный. Если просто завести эту сумму в расходы, можно нарушить все подписанные с министерством финансов условия. Как вариант сейчас рассматривается возможность предоставить на эту сумму кредиты муниципальным образованиям. И таким образом не разрушить сбалансированность областного бюджета. Ну, или придется уговорить Минфин России пересмотреть предельный дефицит, установленный для региона. Министр пообещал до заседания думы выбрать один из этих вариантов.

Депутат Леонид Писной ответом не удовлетворился. Он предупредил, что если правительство Саратовской области решит пойти «по линии кредита, то деньги станут муниципальными». Его смущает, что в этом случае всё опять окажется отброшенным на позицию двухмесячной давности, когда муниципалитеты были готовы финансировать программу переселения, федеральные деньги уже были заведены в бюджет, а региональной доли не было. И это делало не очень законным проведение аукционов. Писному хотелось получить четкую консультацию юристов: можно ли объявлять аукционы без конкретной доли софинансирования из регионального бюджета? Или 442 млн рублей, определенные для Саратова, например, потом превратятся в головную боль для правительства области?

«У Буренина (глава администрации Саратова. – Прим. ред.) сидели с этим вопросом два часа, у Сараева (заместитель председателя правительства. – Прим. ред.). Где только мы ни сидели, кроме минфина и думы, – посетовал Писной. – Хотелось, чтобы до того, как мы будем голосовать за эти деньги, консенсус, как говорил Михаил Сергеевич (Горбачев. – Прим. ред.), был достигнут. И чтобы мы об этом знали. Потому что принять решение, которое на практике невыполнимо, будет означать срыв второго этапа программы».

Депутат рассказал министру и коллегам про мониторинг, который он провел вместе с администрацией Саратова. Результат удручающий. Пока региональные власти искали деньги для своей доли софинансирования, все жилые помещения в Саратове, которые давали экономию больше 50 миллионов бюджетных рублей, скупили. «Время работает против Саратова», – подчеркнул Леонид Писной. И предупредил, что до окончательного срыва программы осталось пять месяцев.

То есть получалось, что, пока министр Выскребенцев взвешивал свои бюджетные риски, были поставлены под угрозу все – и администрации муниципальных образований, которые не смогут выполнить федеральную программу, и люди, которым некуда будет переселяться, и застройщики, у которых или не купят квартиры, или купят так, что потом по судам все будут ходить годами. И всё из-за того, что собственные доходы областного бюджета никак не могут рвануть вверх к запланированным цифрам.

Винить в этом только министра Выскребенцева было бы, конечно, неправильно. Он работает в выстроенной задолго до его прихода бюджетной системе, когда большая часть денег с территорией поднимается сначала на федеральный бюджетный уровень, а потом распределяется вниз. Причем федеральная власть не чурается вынимать из общего бюджетного федерального кошелька деньги для самой маленькой деревни. А они могут прийти в конце декабря. И их нельзя будет использовать и придется возвратить, а потом снова ждать, когда Москва вспомнит о своих обязательствах. Вот на заседании думского комитета речь шла о 2,5 млн федеральных рублей для деревень Куликовка и Тепловка в Вольском районе. Их, правда, вернули в бюджет, из-за того что подрядчик дотянул сдачу объекта газоснабжения до 31 декабря, когда бюджетные расчеты были невозможны. Но вот наконец через полгода эти 2,5 миллиона рублей снова пришли из федерального в областной бюджет. И их можно заплатить подрядчику.

Семь миллионов для спокойствия

Всего семь миллионов рублей нужно было найти в областном бюджете, чтобы успокоить жителей восьми населенных пунктов Саратовского района. Этих денег достаточно, чтобы котельную в селе Сабуровка переделать в пожарную часть. Деньги просили, потому что статистика пожаров в Вольновском муниципальном образовании, куда входит Сабуровка, плохая. До 17 пожаров в год происходит. А ближайшие профессиональные пожарные подразделения – в Усть-Курдюме и в Саратове. Расстояние от них до Сабуровки – более 40 км. Нормативное время прибытия пожарного расчета после вызова превышается более чем в три раза.

Кроме того, анализ дорожно-транспортных происшествий на дороге Клещевка – Елшанка показывает, что ежегодно на этой трассе происходит более 15 пожаров. И не всех попавших в эти пожары удается спасти. Потому что ближайшее подразделение спасателей находится от этого дорожного участка на расстоянии 46 км.

Но самым главным аргументом, может быть, стало предположение, что пожары, привычные для Сабуровки, могут оказаться катастрофичными для нового аэропорта, который надеются достроить в ее окрестности в ближайшие годы.

И вот семь миллионов рублей в областном бюджете нашли. Котельную на них отремонтируют. И тогда появятся в Сабуровке две пожарные машины – одна для прикрытия комплекса аэропорта, другая для сельских населенных пунктов, а еще аварийно-спасательный автомобиль.