Что за афера с этим капремонтом?
Адрес Соляная, 22, в городе Саратове – это два небольших отдельно стоящих домика на шесть квартир. Плюс ещё одна квартира, надстроенная сверху, но по какому-то умыслу кем-то записанная по другому адресу. Всего получается семь квартир. Причём каждая с отдельным входом. Живут в них пенсионеры преклонных лет. Именно они и обратились в редакцию «Газеты недели» со своей историей о капитальном ремонте, за который начали платить управляющей компании «Волжская ЖЭК-1» ещё до принятия и вступления в силу соответствующего федерального закона и который, как это обычно бывает в российских городах, от управляющей компании не видели и даже не ждут.
Но жильцы очень интересуются, почему их обязывают платить за услугу, которая им не просто не оказывается и оказываться не будет, но и уже, по сути, не нужна. Потому что всё, что было можно отремонтировать, люди уже отремонтировали, потратив на это свои деньги, помимо тех, что отдают по выставляемым счетам.
Поясните и верните
Виталий Миклин, один из жильцов дома по улице Соляной, 22, рассказывает: «За капремонт с нас начали собирать деньги с апреля 2011 года» по тарифу пять рублей с квадратного метра. И мы исправно платили, потому что сумма была включена в общий счёт за жилищно-коммунальные услуги».
По большому счёту, как признаются мои собеседники, на строчку «капитальный ремонт» в общем счёте за ЖКУ никто и не обращал особого внимания. До декабря 2012 года. Именно тогда Госдума РФ приняла закон № 271 о капитальном ремонте многоквартирных домов, которым обязала всех жителей страны, имеющих квартиру в МКД, копить впрок на ремонт конструктивных элементов. Жильцы дома по Соляной, 22, заглянули в свои платёжки и задались вопросом: «А что мы делали до сих пор?» У людей как будто открылись глаза.
Супруга Виталия Миклина Нина Фёдоровна в марте 2013 года написала письмо в УК «Волжская ЖЭК-1», в котором попросила обосновать взимание платы за капремонт в течение последних двух лет, а также потребовала вернуть уплаченные ранее суммы, потому что, по убеждению жильцов, законных оснований брать эти деньги у управленцев не было. Так как не было ещё такого закона.
Управляющая компания, конечно, всё обосновала. Но сделала это небрежно и неаккуратно. В ответе на письмо из Волжской ЖЭК-1 чете Миклиных говорилось следующее:
«В соответствии с п. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Согласно п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника включает в себя в том числе взнос за капитальный ремонт».
Далее специалисты УК поясняют, что решение о необходимости сборов за капремонт собственники принимают сами на общем собрании, что якобы и было сделано 18 декабря 2009 года.
«Было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома № 22 по ул. Соляная, на котором был утверждён тариф на капитальный ремонт жилья в размере 5 рублей с квадратного метра с ежегодной индексацией тарифов». Протокол того собрания с тарифами и подписями жильцов с Соляной, 22, УК приложила в качестве подтверждения своих слов, чем только убедила граждан в том, что до сих пор их и в самом деле обворовывали.
Потеряли и забудьте
«Посмотрите на этот протокол. На первой его странице действительно указаны данные по нашему дому: адрес, общая площадь. Но тут же УК делает ошибку и пишет, что квартир тут семь. Фактически их семь, но формально по этому адресу шесть жилых помещений, – рассказывает Виталий Миклин. – Дальше, смотрите, пишут, что из семи собственников на собрании присутствовало четверо, то есть кворум, мол, имеется. Но самое интересное начинается потом. Председателем собрания избран Христофоров В. В. А он, между прочим, не живёт здесь более 20 лет. И не просто не живёт, 20 лет назад он продал свою здесь квартиру! Тем не менее, он председательствовал на собрании и даже якобы расписался в протоколе. У нынешнего владельца есть договор купли-продажи с собственноручной подписью Христофорова и она, мягко говоря, сильно отличается от той, что стоит в протоколе собрания по капремонту, присланному нам из «Волжской ЖЭК-1». Очевидно же, что подпись подделана. Более того, на странице, где стоит якобы подпись Христофорова, который никакого отношения к этому дому давно не имеет, и где указаны голоса за тарифы на капремонт, указан уже другой адрес дома – Чернышевского, 157. Ну, белыми нитками же шито!»
Возмущённые наглостью своей УК, все шестеро собственников квартир в доме по улице Соляная, 22, написали коллективное заявление в прокуратуру Волжского района с просьбой проверить деятельность управляющей компании и привлечь злоумышленников к ответственности. В прокуратуре заявление приняли и... потеряли.
«Нам до сих пор на заявление не ответили. Работают по нему или нет, не знаем. Мы же отнесли туда копии писем своих и из УК с этими поддельными подписями Христофорова. Прошло уже два года, а движения никакого, – рассказывает Виталий Миклин. – Я сначала ходил сам узнавал. Меня отфутболивали. Потом слёг на операцию, проблема с лёгкими. Не могу теперь надолго уходить из дома – привязан к кислородному аппарату. Теперь просто звоню в прокуратуру, но тоже никакой реакции. Говорят, что надо идти в канцелярию и там копаться, чтобы найти наше заявление».
Если достоит, то дождётся
Тем временем федеральный закон о капитальном ремонте вступил в силу, и с жильцов дома по улице Соляная, 22, как и со всех жильцов многоквартирных домов в Саратовской области, с октября 2014 года собирается плата на капремонт уже по другому тарифу – 6,33 рубля с квадратного метра. Работы по этому дому, как и по другим МКД, расписаны по годам. И тут тоже не обошлось без казусов.
Дому, построенному во второй половине 19 века, капитальный ремонт канализационной системы обещают провести в 2023 году, системы электроснабжения – в 2025 году, горячего водоснабжения – в 2027-м, усиление несущих конструкций обещают в 2028 году, ремонт фасада – в 2031 году и т. д.
«Во-первых, мы до этого ремонта не доживём, – говорят мне жильцы дома. – Во-вторых, кто вообще придумал этот план? Они сами дом-то видели, когда эту программу нам расписывали? Тут же, чтобы водопровод поменять, половину квартир просто придётся по кирпичикам разобрать, а фундамент трогать вообще нельзя, иначе всё рухнет просто. Электропроводку, систему газоснабжения, крыши мы уже отремонтировали пару лет назад. Это что вообще за афера с этим капремонтом?»
При этом на сайте УК «Волжской ЖЭК», в которую, как оказалось, входит и «Волжская ЖЭК-1», сказано, что дом № 22 по улице Соляная изношен на 70 с лишним процентов. Такие дома вообще не подлежат капитальному ремонту, и соответствующие взносы, по закону, брать с жильцов не должны. Но для этого должно быть решение суда или специальной комиссии о признании дома аварийным. Кроме всего прочего, по словам жильцов дома № 22 по Соляной, строения, где расположены их жилища, – это бывшая усадьба Артамонова. Но памятником архитектуры дом не признан.
Сами, всё сами
«Никакой трагедии в ситуации с этим домом на самом деле нет, – поясняет нам Марина Цыганова из отдела эксплуатации жилищного фонда областного министерства строительства и ЖКХ. – И у собственников из неё есть масса выходов. Можно выбрать способом накопления средств на капремонт спецсчёт на имя регоператора или УК (им разрешили быть владельцами спецсчетов), тогда люди будут контролировать свои накопления самостоятельно, у них всегда будет доступ к этим деньгам. Можно обратиться в министерство культуры за признанием дома памятником архитектуры. Капремонт таких домов могут делать специализированные компании, но от необходимости делать взносы людей это не избавит. Можно обратиться за признанием их дома аварийным, тогда жильцов освободят от уплаты взносов на капитальный ремонт. Только сделать это всё должны сами жильцы – и не ждать, что кто-то придёт и всё им решит. Ни управляющая компания, ни министерство, ни районная администрация решать ничего не будут. Они не обязаны. Это сфера ответственности собственников. Их же там мало, им легко собраться и принять решение».
В УК «Волжская ЖЭК-1» ситуацию со сборами средств в этом доме нам комментировать не стали. Но напомнили, что капремонт – это федеральный закон. А значит, платить обязаны все, и никому от выполнения закона не отвертеться.