Страна образованных бедных

Оценить
Население России стремительно беднеет, и этому требуется научное обоснование

В России насчитывается уже 22 миллиона бедных людей, об этом на минувшей неделе заявила вице-премьер Ольга Голодец. И это уже «критично». Новость получилась резонансной. В СМИ и соцсетях началось живое обсуждение проблемы бедности и роли в ней власти.

«22 миллиона бедных – это же почти каждый шестой россиянин, – поражаются люди. – Это же в два раза больше всего населения Греции, о которой все так хлопотали!»

Эксперты в свою очередь заявление Голодец раскритиковали. Потому что, мол, критерии, по которым в России власти определяют бедность, не ясны. И всё на самом деле гораздо хуже. Не уровень доходов в фиксированных цифрах должен лежать в основе, а блага, которые человек может себе ни них позволить. Так вот, по оценкам аналитиков, на самом деле за чертой бедности в России находится как минимум половина её граждан. Потому что ничего, кроме еды и кое-какой одежды, купить на свои доходы люди не могут.

Если честно, то от 50 до 100

В действительности, федеральные информагентства написали о количестве бедных в России ещё месяц назад. После публикации очередной статистической сводки Росстата. Согласно отчётам статистиков, за первый квартал 2015 года в РФ число людей, попадающих по своим доходам в категорию «бедные», увеличилось на 3 миллиона 100 тысяч человек и составило 22,9 миллиона граждан. То есть Голодец в своём недавнем выступлении картину по российской бедности даже несколько смягчила. Примерно на миллион человек. Хотя есть подозрение, что с заявлением о бедных вице-премьер выступила не просто так, а в свете противостояния социального блока кабмина, который она возглавляет, с блоком экономическим.

В настоящее время, как известно, правительственные чиновники спорят о том, нужно или не нужно сокращать социальные расходы федерального бюджета. В частности, камнем преткновения оказались индексации пенсий. Если Антон Силуанов (министр финансов РФ) и Максим Топилин (министр труда) говорят о том, что индексировать нужно, но частично, то Голодец настаивает на полном выполнении обязательств перед незащищёнными слоями населения. Обращая внимание в том числе и на тот факт, что россияне и так стремительно беднеют. Уже вот, мол, 22 миллиона бедных.

Независимые эксперты считают, что проблема бедности в России очень серьёзная и заслуживает отдельного обсуждения. При этом, по мнению экспертов, ситуация с бедностью в нашей стране куда более катастрофична, чем говорят официальные органы статистики и власти. И чтобы в этом убедиться, предлагают посмотреть на цифры в отчётах Росстата.

С одной стороны, 22 или все-таки 23 миллиона из 143 миллионов жителей России – это не слишком много, всего около 16 процентов населения. То есть можно было бы, наверное, сделать вывод, что всё не так страшно, как кажется. Ведь остальные 84 процента россиян если и не благоденствуют, то чувствуют себя нормально. С другой стороны, аналитикам совершенно не понятно, откуда вообще взялась цифра в 22–23 миллиона. Ведь ни Росстат, ни Ольга Голодец, решившая «вынести на люди» проблему от лица власти, не называют конкретную сумму доходов, с которой человека в России начинают относить к бедным. А анализ статистических отчётов этой цифры не обнаруживает.

Если в качестве критерия брать официальный прожиточный минимум (около 10 тысяч рублей на одного человека в среднем по РФ), то тогда бедных в России должно быть 47,6 миллиона человек. Именно столько людей (33,4% населения страны), по данным Росстата, живут на доход ниже 10 тысяч рублей. Если же за точку отсчёта брать хотя бы тысяч 25, то бедняками в нашей стране окажутся 110 миллионов человек. Так как, по отчётам Росстата, 43,7% россиян живут на доходы от 10 до 25 тысяч рублей в месяц на одного человека. Суммарно тех, чей доход ниже 10 тысяч рублей, и тех, чей не превышает 25 тысяч, получается 77% населения страны. 77 процентов!

Тот случай, когда ни на что не хватает

Доцент НИУ «Высшая школа экономики» Павел Кудюкин считает, что лучше всего вычислять уровень бедности в стране по опросам населения.

«Существует известная градация оценки домохозяйством своего благосостояния: хватает только на еду; хватает только на еду и самую необходимую обувь, одежду; есть возможность покупать товары длительного пользования и так далее, – говорит эксперт. – Всего там пять градаций. Ясно, что градации «хватает только на еду» и «хватает на еду и одежду с обувью» – это как раз градации бедности. Но и при таком подходе бедных людей у нас получается больше половины всего населения страны».

Опросы, проводимые, в частности, ВЦИОМ, это мнение подтверждают. Так, на минувшей неделе были опубликованы результаты одного из таких исследований о структуре расходов россиян. Оказалось, что почти две трети жителей России (62%) в настоящее время вынуждены отказываться от покупки некоторых продуктов, товаров, услуг и развлечений либо делают это реже прежнего.

Из числа россиян, урезающих свои расходы, 29% делают это уже больше полугода, 25% – последние шесть месяцев и 8% начали экономить таким способом в последний месяц, говорится в отчёте.

Другое исследовательское агентство, Nielsen, проведя опрос жителей шести российских городов с населением свыше миллиона человек, обнаружило, что перевес расходов россиян приходится на еду. Причём у всё большего числа граждан. Если в 2014 году на продукты тратили большую часть зарплаты 33% жителей России, то с начала 2015 года это уже 39% населения.

От 40 до 70% заработка в продуктовых магазинах оставляют жители Москвы, Екатеринбурга и Новосибирска. Петербуржцы, а также население Ростова-на-Дону и Нижнего Новгорода оставляют в супермаркетах 17–34% личного бюджета.

А кто они, эти бедные?

Конечно, увеличение трат на продукты питания обусловлено прежде всего ростом цен, а не запросами граждан. Этим же фактором, по мнению ряда экспертов, объясняется стремительное увеличение в России количества бедных.

«Здесь просто сказался всплеск инфляции, связанной с валютным кризисом конца прошлого года, когда было резкое проседание рубля», – говорят аналитики. Кроме того, по их словам, из-за кризиса затормозился рост заработной платы. При этом во многих случаях зарплата не просто перестала расти, а начала сокращаться. То есть значительная часть людей стала получать меньше реальных доходов на фоне более высоких цен. Это, мол, и привело к тому, что свыше трех миллионов человек дополнительно «упали» за черту бедности.

При этом эксперты анализируют состав категории бедных в России. И оказывается, что он «очень пёстрый». Основу этой категории составляют «работающие бедные». То есть люди, получающие невысокие зарплаты, которые при распределении на семью образуют душевые доходы ниже прожиточного минимума. Эксперты даже называют отрасли экономики, где такое явление распространено и обыденно. Ну, например, характерны невысокие зарплаты для сельскохозяйственных предприятий или для легкой промышленности.

Другая крупная группа в категории «бедные» – это, по словам аналитиков, многодетные семьи. Но тут ключевым фактором в возникновении душевого дохода ниже прожиточного минимума становится не размер заработка, а количество иждивенцев – несовершеннолетних и неработающих.

Однако самым парадоксальным явлением в российской действительности эксперты считают тот факт, что бедными у нас оказываются люди с высшим образованием. То есть если во всем мире бедность сопровождается отсутствием у человека образования, квалификации, навыков, делающих его способным зарабатывать и достойно жить, то в России наличие диплома, владение специальностью и профессией спасением от бедности не становится.

Эта проблема, по мнению экспертов, является, может быть, даже более серьёзной, чем рост цен на товары и услуги. Потому что она требует «научного обоснования, политической поддержки и политической воли».


[кстати сказать]

Не на два процента обеднели, а на 25!

Если в 2014 году минимальная зарплата в Российской Федерации официально составляла лишь 67,1% от прожиточного минимума, то в первой половине 2015 года, МРОТ (5965 рублей) уже почти вдвое ниже прожиточного минимума (9662 рубля).

В Саратовской области прожиточный минимум в первом квартале текущего года был установлен в размере 6932 рубля. МРОТ по региону для работников внебюджетного сектора экономики с 1 января текущего года составляет 6900 рублей (для бюджетников 5965 руб.). При этом, по официальным данным Саратовстата, число людей с доходами ниже прожиточного минимума, то есть до 7 тысяч рублей в месяц, в нашей области составляет 400 тысяч человек. Это 16 процентов от общей численности населения Саратовской области (у нас проживает 2,496 млн человек). Ещё 15 процентов населения региона (382 тысяч человек) получают доходы от 7 до 10 тысяч рублей в месяц. И ещё 35 процентов (875 тысяч человек) имеют ежемесячный среднедушевой доход от 10 до 19 тысяч рублей.

По данным Саратовстата, в мае доходы жителей Саратовской области в среднем составляли 16270 рублей на душу населения (17,6 тысячи по итогам пяти месяцев). Реальные денежные доходы на душу населения снизились на 2,4%.

По недавнему заявлению Михаила Ткаченко, председателя федерации профсоюзов Саратовской области, реальная заработная плата в нашем регионе за последний год сократилась на суммы от 15 до 25%. Вот так и беднеем.