Пропаганда – это другая профессия

Оценить
Творческая кухня тележурналистики: остаемся в России или движемся в Казахстан?

Очередной, седьмой по счету, всероссийский фестиваль телевизионных фильмов и программ «Мир права» завершился в Саратове на минувшей неделе.

Гостями стали привычный уже участникам депутат Государственной думы РФ Сергей Железняк и побывавший на фестивале впервые голос Следственного комитета России, генерал-майор юстиции Владимир Маркин. Но самой интересной на фестивале все-таки была творческая «кухня» и «разбор полетов».

В этом году на конкурс «Мир права» было прислано 200 работ из сорока регионов России. Бонусом, который позволяет считать фестиваль практически международным, были сюжеты и телевизионный фильм, присланные из Казахстана. Что удивило, в этот раз на участие в конкурсе были поданы заявки только и исключительно от государственных телекомпаний – ГТРК различных регионов. Хотя, например, два года назад на отборочную комиссию выходили сюжеты и других региональных компаний. Например, от Саратова принимали участие сюжеты, расследования, специальные репортажи от ТВЦ, ТНТ, и «Рен ТВ». Можно было сравнить государственную и как бы независимую точки зрения.

Сейчас такой возможности не было. Но, надо отдать должное журналистам государственных телекомпаний, они очень хорошо справляются с самыми разными темами. И значительная часть материалов посвящена острым вопросам, таким как борьба с коррупцией, наркоманией, мошенничеством разных видов. Конечно, по уровню профессионального мастерства картина очень неровная. Но качество материалов в правовом секторе телевизионной журналистики всё равно растет с каждым годом. Сюжетов, где мошенничество или коммунальные проблемы, например, названы борьбой с коррупцией, становится меньше. Чаще журналисты начинают творчески подходить к оформлению сюжета – от названия (который в телевизионном материале не менее важен, чем в газетной или интернет-журналистике) до поиска нестандартной формы изложения.

Радует, что региональная тележурналистика остается интересной. А фестиваль «Мир права» всячески этому способствует. Во время обсуждений и мастер-классов, во время неформального общения решается огромное количество задач.

Как найти интересную тему для сюжета?

Например, не пройти мимо явно мошеннической СМС про выигрыш в лотерею машины, потянуть за ниточку, которая вытащит на свет многоуровневую схему по зарабатыванию денег путем обмана наивных граждан с фамилиями, именами и липовыми адресами несуществующих автосалонов. В итоге рождается качественный материал с высокой общественной пользой.

Или начать расследование деятельности так называемых тренингов личностного роста (материал «Опасный выбор» корреспондента ГТРК «Башкортостан» Юлии Хатылевой стал лучшим в номинации «Журналистское расследование»). Но эту тему надо грамотно и интересно отработать. Как результат – в сюжете показаны истории трех семей, чьи дети попали в психологическую зависимость от тренингов, построенных по методике «Lifespring», давно запрещенной на Западе, где она, кстати, и родилась. Две семьи потеряли своих детей, один из героев до сих пор проходит психологическое лечение. При этом слово дали и противоположной стороне – представитель одного из тренинг-центров объясняет, что их занятия никакой опасности для клиентов не представляют. Выбор, кому поверить, за телезрителем.

Обсуждались в том числе и практические вопросы общения с чиновниками и представителями правоохранительных органов. Что можно публиковать, что публиковать нельзя.

– Если ты говоришь по телефону «здравствуйте, я Лена Денисова», – объясняла корреспондент «Ярославии» Елена Денисова, – это частный разговор. Если ты говоришь «я корреспондент Елена Денисова», то разговор профессиональный, и потом не может быть никаких обид, что ты что-то не то сказал, а это поставили в эфир. Если я пришла в кабинет к чиновнику с оператором, предупредив, что я журналист, даже если у оператора камера болтается на уровне стола, а чиновник почему-то посчитал, что она выключена и что-то сказал, чего не хотел, он сказал это журналисту, а значит, всё это спокойно можно предавать огласке.

При этом даже ради драйвового сюжета ни в коем случае нельзя влезать в частную жизнь людей без их на то ведома.

Еще во время работы отборочной комиссии поразили сюжеты из Казахстана. Все-таки российские региональные телекомпании, несмотря на ситуацию, которая складывается в последние годы, сохраняют большую свободу творчества. Казахстанские журналисты, видимо, находятся в жестких рамках госпропаганды (причем сами журналисты, которые были на фестивале, не стесняются этого слова и вовсю этим оперируют). В сюжетах и фильмах никогда не присутствует двух точек зрения, корреспондент всегда настаивает на том, что правильно так, как говорит идеология. У журналиста нет понимания важности своей профессии, он просто рупор государства. И во всем этом ощущался такой уровень несвободы, что по сравнению с казахстанским ТВ и ГТРК «Саратов» смотрится как телеканал «Дождь».

Тележурналист из Саратова Светлана Бородич, выступавшая модератором круглого стола, на котором обсуждалось качество представленных работ, объясняла, как можно сделать качественной даже пропаганду: как показать работу правоохранительных органов, которые возвращают «заблудших овец» (граждан Казахстана, уехавших на заработки за рубеж) из стран Ближнего Востока, в частности из Сирии, но при этом сделать сюжет живым, интересным и достойным внимания.

Кажется, за десять с небольшим лет свободы слова российская журналистика получила мощный толчок для развития. Не будь у нас этих лет, не осознай профессиональное сообщество, в чем на самом деле смысл журналистики, стеснялись бы мы сейчас слова «пропаганда»?