Льготы есть, а денег – нет

Оценить
Ситуация с горэлектротранспортом в Саратове остается критической

Арбитражный суд Саратовской области не удовлетворил иск муниципального предприятия «Саратовгорэлектротранс» (СГЭТ) к министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области на 117,2 млн руб. Дело по второму иску на 261,6 млн руб пока приостановлено. Первую сумму СГЭТ пытается взыскать с регионального правительства по долгам за 2010 год, вторую – за 2011 год. Однако в министерстве не считают, что областной бюджет что-то должен муниципальному предприятию.

Вместе с информацией об исках в медиасфере был распространён комментарий главы Саратова Олега Грищенко. Мэр напомнил, что из-за того, что СГЭТ находится «в крайне тяжелом финансовом положении» и не может расплатиться с многомиллионными долгами, Саратову грозит полная остановки троллейбусов и трамваев. В такой ситуации Олег Грищенко видит вину правительства Саратовской области. Региональная власть должна компенсировать городскому бюджету деньги за льготников, которым положены существенные скидки на социальные проездные билеты по региональным законам. Однако выплаты из областного бюджета в должном размере не производятся. Единственной возможностью получения долга остаются судебные иски. По словам Грищенко, финансировать предприятие из городского бюджета нет возможности. Компенсации остаются для СГЭТ «последней надеждой удержаться на плаву и спастись от банкротства».

По словам Грищенко, в текущем году ремонт подвижного состава и инфраструктуры СГЭТ производиться не будет, и это притом что износ транспорта на предприятии уже составляет 80 процентов. Вдвое будет сокращена закупка запчастей, закроется одна из станций трамвайных маршрутов, будет отключена часть телефонов предприятия. Кроме того, предприятие ожидает «волна сокращения штатов». По словам Грищенко, будущее Саргорэлектротранса «зависит в огромной степени от решения суда». В случае закрытия предприятия город останется без трамваев и троллейбусов. Возможно, на эти маршруты придут частники. «Но нет уверенности, что они согласятся нести такую же социальную нагрузку и будут использовать безопасный, экологичный транспорт, а не поставят в приоритет собственную прибыль», – заметил глава города.

Как сообщили «Газете недели» в облминтрансе, муниципальному предприятию за 2010 год из областного бюджета было перечислено 163,4 млн рублей. Сделано это было «на основании отчета о количестве проданных (бесплатно предоставленных) социальных месячных проездных билетов на городском электрическом транспорте». По мнению чиновников, на этом обязательства облбюджета можно считать выполненными. «Таким образом, были в полном объеме и надлежащим образом исполнены обязательства по оплате предоставленных МУПП «Саратовгорэлектортранс» услуг по реализации социальных проездных билетов», – говорится в письменном ответе министерства. А устно нам объяснили, что 117 млн рублей за 2010 год, о которых шла речь шла в арбитражном суде, СГЭТ требовал уже сверх выплаченной региональным правительством суммы.

Можно предположить, что дополнительные претензии были рассчитаны городскими чиновниками, исходя из того, что в 2010 году за каждый проданный социальный проездной город мог получить из областного бюджета не более 200 рублей. При этом продавать социальные проездные дороже 50 рублей за единицу было запрещено законом. В то же самое время обычные проездные для граждан стоили почти в десять раз дороже. Таким образом, от продажи социальных проездных СГЭТ получал значительно меньше денег, чем от обычных, при этом себестоимость поездки-то не менялась.

«Ситуация создана в определённой степени от безысходности, – прокомментировал «Газете недели» заместитель главы администрации Саратова по городскому хозяйству Дмитрий Федотов. – Денег нет, а льготы – есть. В своё время льгот надавали, а ситуация изменилась. Если раньше областной бюджет мог их компенсировать, то сейчас – нет». Но за льготника должен платить тот, кто установил льготы, поясняет Федотов: «В любом случае, тот, кто, предоставляет товар или услугу, получает всю её стоимость. А мы имеем другую ситуацию. Фактически льготу предоставляет производитель услуги. Условно говоря, человек платит 150 рублей, государство платит за него 100 рублей, а оставшиеся деньги не платит никто». При этом очевидно, что льготы отменять никто не собирается, чтобы не ухудшать социальную ситуацию.

По данным горадминистрации, исковая работа в судах будет продолжаться. Тем более что городские власти уже выиграли один иск. «МУПП СГЭТ выиграло иск к правительству Саратовской области по взысканию убытков от перевозки льготников регионального регистра за 2006–2008 гг. в сумме 186 млн рублей», – сообщила «Газете недели» пресс-служба администрации Саратова. Что касается приостановленного иска на 261,6 млн рублей, то по нему назначена бухгалтерская экспертиза. «По нашему мнению, идёт затягивание процесса», – считают в администрации.

Для решения проблемы со СГЭТ на региональном уровне была создана рабочая группа по проверке финансовой деятельности предприятия (в неё вошли депутаты облдумы, представители облминтранса, счётной палаты и пр.). Группа сделала ряд предложений, в том числе провести ревизию автобусных маршрутов, работающих параллельно трамвайным и троллейбусным. Также группой планируется выработка «дорожной карты» по оздоровления СГЭТ. Однако, как пояснил Федотов, сокращение параллельных маршрутов нельзя рассматривать как полноценное решение проблемы: «Слёзы одни – 30 копеек... Как одна из мер она внесёт свою лепту, но она не в состоянии решить проблему СГЭТ. Проблему она может решить, только если все автобусы закрыть, но это невозможно сделать».

По словам Федотова, у рабочей группы есть и более актуальное предложение – в трёхлетний срок сравнять платежи бюджета и льготников за месячный билет: «Если проездной стоит, условно, 600 рублей, то 300 должен платить льготник, а 300 – бюджет. Просто сразу это сделать трудно, поэтому есть предложение – за три года постепенно это сделать».

Из-за отсутствия денег СГЭТ не может оплачивать электроэнергию, что приводит к проблемам с ОАО «Саратовэнерго». Ещё осенью 2013 года СМИ предупреждали жителей о скором «транспортном коллапсе»: из-за долгов МУПП перед энергетиками ожидалось ограничение подачи энергии для депо Ленинского района. В июне 2015 года ожидалось ограничение движения троллейбуса № 7. Однако в обоих случаях отключений удалось избежать.