Узаконенный беспредел

Оценить
История городка аттракционов как зеркало российской жизни

Прививка беззакония – страшная штука. Когда она сделана народу в массовом порядке, это выглядит жутко. Посадили кондитеров на восемь с половиной лет за оптовые закупки пищевого мака? Нормально. Отжали кусок территории другой страны? Прекрасно! Выкорчевали в парке городок аттракционов, а также сопутствующие ему декоративные заборы, бордюры и туалет? А и пусть! И всё это события одно ряда. Называются они «беспредел».

Утро среды, 8-го июля, началось с телефонного звонка от предпринимательницы Ольги Панфиловой: в парк Дружбы народов прибыли судебные приставы, перекрыли все входы и разбирают аттракционы. Больше всего в этой ситуации Ольга боялась за животных – кур, кроликов, павлинов и, главное, страусов.

Уже в девять – в половине десятого утра у забора в парк толпилось некоторое количество журналистов, но на них не сильно обращали внимание. Когда ребятам с «Открытого канала» – корреспонденту Валерии Павелко и оператору Матвею Фляжникову – удалось проскользнуть в приоткрытые ворота и добраться до приставов, чтобы те прокомментировали происходящее, им просто выдрали из камеры микрофон. И, кстати, даже не извинились.

Потом Ольга Панфилова рассказала, как к ней подошел замглавы администрации заводского района Борис Тареев и сделал внушение «не под запись»:

– И он мне говорит: «Зачем вы журналистов позвали? Да нам ваши журналисты... Снесли бы мы вас по-тихому. Зачем вам шум-то?» – удивляется Ольга.

Похоже на старую английскую пословицу: если вы не можете избежать насилия, расслабьтесь и постарайтесь получить удовольствие. Вот только удовольствие весьма сомнительное. Когда на твоих глазах крушат то, во что ты десять лет вкладывал деньги, заботу и душу, трудно молча смотреть на происходящее. Вопрос о том, чтобы выкупить имущество у бизнесменов, не стоял вообще. Даже полезный во всех смыслах туалет.

С выселением страусов получилось смешно до слез. Судебный пристав Владимир Моисеенко объяснил в среду корреспонденту «Свободных новостей», что животных вывезут непременно. Что администрация района этот вопрос уже утрясла. И что в пятницу, 10-го июля, представители аткарского зоопарка заберут их к себе. И, конечно, клетки для транспортировки подготовлены и соответствуют всем нормам.

А как всё вышло на деле? Григорий Авджян, ночевавший в парке в ночь с 9-го на 10-е июля, в шесть утра познакомился с делегацией из Аткарска. В парк на уазике приехал директор зоопарка. И тут, как рассказал Григорий «Свободным новостям», выяснилось, что, во-первых, страусы просто не поместятся в машину, а во-вторых, зоопарк не готов разместить у себя африканских птиц – нет там подходящих условий. По словам Авджяна, Тареев неистовствовал, велел аткарчанам немедленно забрать с собой весь зоопарк, закрыл ворота и грозился не выпустить гостей из парка, пока они не погрузят птиц к себе в машину. В итоге гостям разрешили уехать только после того, как замглавы ушел.

– Я им подарил несколько кроликов и декоративных курочек, потому что в аткарском зоопарке таких птиц нет, – цитирует информагентство предпринимателя.

Надо знать Гришу (а его все постоянные посетители городка аттракционов именно так и называют). Он дарит крольчат из каждого нового помета всем желающим. Не продает. Дарит. В добрые руки. А еще катает, то есть катал, на карусели бесплатно любого малыша за стишок наизусть, например.

Куски этой карусели – выцветшие и расколотые – валяются на пустыре у забора (когда-то там была техническая зона городка аттракционов, где в том числе хранился корм для животных).

Объективно, по российским законам, тут оба неправы. Решение суда о демонтаже построек есть, а Ольга и Гриша поставили новый бассейн и катают на водных аттракционах всех желающих.

Но и чиновники не в белом. Корреспондент газеты «Наша версия» Тимофей Бутенко сделал запрос в прокуратуру Ленинского и Заводского районов о законности размещения на территории парков аттракционов ООО «Карусель» (прямые конкуренты Панфиловой). Прокуратура Ленинского района ответила, что размещение незаконно. Заводская пока тянет с ответом. Но и условия, и процедура отбора на размещение аттракционов в обоих районах абсолютно одинаковы. Так что вывод напрашивается сам собой. Только к «Карусели» с пилами никто не ходит.

Здравый смысл отсутствует, как и реальная конкуренция. Кто мешал «карусельщикам» осваивать непаханую целину на Целинстрое? Поставили бы свои аттракционы в Заводском парке (на улице Марины Расковой), выкосили траву, разбили бы клумбы, и отбоя бы не было от посетителей. Но, оказывается, проще решать вопрос через районных чиновников.

Родители, сочувствующие Ольге и Грише, не готовы выходить за них на улицу. Во-первых, бизнес есть бизнес. А во-вторых, закон «больше трех не собираться» действует в России лучше многих других. Доблестным полицейским нет разницы, за какие права, свободу выбора и прочие ценности ты выходишь, нет разницы, есть ли у тебя маленькие дети. Мать? Дома сиди!

На то, что сейчас осталось от городка аттракционов Панфиловой и Авджяна, больно смотреть: вместо бассейна пустой прямоугольник и торчащие арматурины, у забора кучкой сложены доски, камни. Вместо уюта – разруха и безысходность.

В пятницу в половине восьмого утра я застала там такую картинку: снова запертые ворота, снова листки с объявлениями о технических причинах. За забором на бревнышках сидят человек шесть в зеленой форме и смотрят на то, как два мужика ломают туалет. Я достаю фотоаппарат и делаю несколько снимков.

– А что это вы? Что вам не нравится? – начинает разговор со мной один из рабочих. – Мы всё сделаем красиво.

– Красиво – это как? Когда туалет – это ближайшие кустики?

– Не снимайте меня, вы не имеете права меня снимать! Мы всё делаем по закону!