Битва за заграницу

Оценить
Операторов связи хотят заставить снизить, а где-то и вовсе отменить тарифы на международный роуминг

Цены российских операторов связи на международный роуминг должны быть снижены как минимум вдвое, заявил в июне глава Федеральной антимонопольной службы РФ Александр Артемьев. При этом на территории Таможенного союза (куда входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия), по словам Артемьева, плата за роуминг вообще взиматься не должна. Давление на телекоммуникационные компании с целью снизить тарифы на международную связь – давняя политика российских властей, продолжающаяся уже не первый год.

Как в Европе

Позиция ФАС логично смотрится на фоне отмены платы за роуминг в Евросоюзе. Страны ЕС уже достигли предварительной договорённости об обнулении цен на данную услугу в 2017 году. По мнению еврокомиссара по цифровой экономике и обществу Гюнтера Эттингера, после отмены роуминга абоненты, находясь за границей, перестанут бояться включать свои сотовые. А операторы связи в свою очередь смогут расширить возможности по предоставлению новых услуг.

Телекоммуникационные компании оптимизма еврокомиссара не разделяют. По их мнению, данные меры пойдут во вред рынку. Согласно некоторым подсчётам, таким образом к 2020 году операторы связи могут потерять до 7 млрд евро чистой прибыли.

В ЕС заставить компании снизить цены на роуминг пытаются как минимум с 2007 года. В июле прошлого года закон способствовал снижению роуминговых расценок на звонки и СМС на 20%, на мобильный интернет – на 55%.

Игра на понижение

В России вопрос о снижении цен в роуминге поднимается тоже не впервые. Ещё в 2009 году всё тот же Артемьев заявил, что внутри СНГ роуминг стоит в 3–6 раз больше, чем в Евросоюзе. В 2010 году ФАС возбудило против операторов «большой тройки» (Мегафон, МТС и Билайн) антимонопольное дело. Отмечалось, что доходность от международного роуминга у этих компаний превышает аналогичный показатель других операторов до двух раз. В конечном итоге крупный бизнес вынужден был уступить: в том же году на встрече чиновников с тогда ещё премьер-министром РФ Владимиром Путиным было сообщено, что сотовые компании в добровольном порядке существенно снизят тарифы. Как пояснили Путину, в среднем цены на голосовую связь в роуминге должны сократиться в 1,5–2 раза, на СМС-сообщения – в 3 раза, на мобильный интернет – в 2–4 раза.

Падение цен коснулось преимущественно стран СНГ и Балтии. При этом звучали любопытные заявления, что на самом деле часть операторов снизили свои расценки заранее (и заметно меньше, чем объявлялось на встрече с премьером), а разговор с Путиным носил, скорее, демонстрационный характер.

Но и на этом операторов в покое не оставили. В 2014 году заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что сотовые компании должны снизить цены на роуминг в течение года, иначе к ним будут применены антимонопольные меры. По словам чиновника, цены на международный роуминг должны находиться на уровне цен в стране пребывания абонента. Эти требования соответствуют проекту дорожной карты по развитию справедливого роуминга, разработанному антимонопольными службами России и ещё 14 стран.

По подсчётам ФАС, цены на голосовую связь у российских операторов должны сократиться в 3–5 раз, на СМС – до 10 раз, на мобильный интернет – до 40 раз. В марте 2015 года операторы стали объявлять о снижении тарифов на международный роуминг на популярных направлениях. Сокращение цен достигло 70–80%.

Цены внутри

Кроме международного, в России существует ещё и внутренний национальный роуминг, оплачиваемый при звонках и СМС из одного российского региона в другой. Плата за эту услугу взимается по той же причине, что и в случае с международным роумингом. «Сеть построена таким образом, что сети разных регионов соединены между собой каналами связи, – поясняет Мария Курова. – Которые либо арендуются, либо являются собственными, но их постройка, модернизация и техобслуживание требуют определённых средств».

Стоит отметить, что, например, в США понятие «национальный роуминг» отсутствует вовсе – звонок из одного штата в другой происходит по тому же тарифу, что и внутри штата. Однако это объясняется, во-первых, значительно меньшей площадью территории США (по сравнению с Россией), во-вторых – особенностью устройства телекоммуникационных сетей в этой стране.

«Есть различные технологичные подходы к построению сетей в России и США, – объясняет технической директор МТС в Саратовской области Дмитрий Жуков. – Есть различные законодательные условия, в которых работают операторы связи». При этом, как отметил Жуков, с каждым годом внутренний роуминг в РФ дешевеет: «Если вы посмотрите в прошлое, то увидите, что стоимость роуминга внутри страны была значительно выше. С годами она снижается. Обеспечивается это в том числе и тем, что операторы наращивают своё технологическое присутствие в регионе. Строят собственные магистральные каналы связи, снижая затраты на передачу трафика».

Снижение расценок на внутренний роуминг – ещё одно направление борьбы российских чиновников и депутатов. В своё время активно шли разговоры об отмене на законодательном уровне внутрисетевого роуминга (когда абонент совершает звонок, находясь за пределами домашнего региона). Для этого предлагалось внести поправки в закон «О связи». Однако ещё в 2010 году эксперты предупреждали: реальность этого документа такова, что его лучше не трогать, иначе он попросту рассыплется. Однако два года назад глава минкомсвязи РФ Николай Никифоров делал решительные прогнозы, что внутрисетевой роуминг может быть отменён уже в 2014 году (при этом плата за междугороднее соединение всё равно сохранится, но без надбавок за выход из домашнего региона). Однако потом чиновник неожиданно пошёл на попятную. В июне этого года Никифоров заявил, что в сегодняшних условиях простое принятие закона может привести к росту тарифов на связь, и сослался на российскую специфику структуры сетей и существующее госрегулирование межсетевых подключений. По словам Никифорова, во избежание роста цен нужно оптимизировать схемы подключения операторов к чужим телекоммуникационным сетям.

«Существует опасность того, что отмена внутрисетевого роуминга может повлечь за собой повышенные расходы на поддержание сетевой инфраструктуры и, как следствие, увеличение базовых тарифов, – прокомментировал «Газете недели» директор саратовского филиала «Tele2» Михаил Кайгородов. – В результате затраты могут лечь на всех абонентов, в том числе и не покидающих домашний регион.

Чтобы избежать этих проблем, такой сложный механизм, как внутрисетевой роуминг, нуждается в детальной проработке на законодательном уровне. В том числе необходим анализ вопросов, связанных с затратами на интерконнект и «приземление» трафика».

За что платим

Затраты операторов на международный роуминг – вовсе не надуманные цифры, как некоторые могут предположить. Когда абонент находится за границей, для передачи сигнала в Россию компаниям приходится пользоваться чужими телекоммуникационными сетями. «Всё очевидно – мы пользуемся сетью другого оператора, вот в чём проблема, – рассказала корреспонденту «Газеты недели» директор МТС в Саратовской области Мария Курова. – За это мы, естественно, платим деньги». «Если за каждую минуту мы платим оператору 50 рублей, то мы не можем продать её абоненту, например, за три рубля», – пояснила коммерческий директор МТС в Саратовской области Татьяна Землянухина.

Однако в ФАС операторам не верят. По словам Артемьева, к реальным затратам на организацию роуминга телекоммуникационные компании добавляют от себя «ещё раз пять». Глава ведомства рассказал, что компании пытались скрыть данный факт от антимонопольной службы Таможенного союза, однако проведённое расследование выявило сильное завышение цен. При этом, как обратил внимание Артемьев, операторы намерены поднимать цены и дальше. «Куда поднимать? Нужно снижать цены на роуминг», – цитирует чиновника агентство ТАСС.

Валюта, туризм, ЕС

Снижать цены на международный роуминг в сегодняшних условиях операторам действительно может быть невыгодно. Во-первых, за последнее время сильно выросли курсы иностранных валют. «При формировании тарифов на услуги связи в роуминге нельзя не учитывать фактор колебания курса рубля к основным валютам, – пояснил «Газете недели» директор саратовского филиала ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Ильгиз Азизов. – Российские операторы рассчитываются с роуминг-партнерами, как правило, в евро или долларах. В связи со значительным изменением курса рубля по отношению к евро и доллару за последний год затраты в части взаиморасчетов с роуминг-партнерами выросли. Особенно это касается дальних и «экзотических» направлений, где поток туристов невысок».

Во-вторых, заметно упал объём туристического потока за рубеж. «Произошла переориентация на внутренний туризм, – подтвердила Землянухина. – Мы видим сокращение по международному роумингу». А это значит, что доходов от роуминга у компаний стало ещё меньше. В-третьих, как уже говорилось, в последнее время упали доходы и европейских операторов, что может сказаться на увеличении расценок на аренду канала. При всём этом, как отмечают специалисты, поступления от роуминга в бюджеты российских сотовых компаний достаточно скромные – в общей доле доходов они варьируются в масштабах 3–5%.

Как заявляют сами операторы, с их стороны работа над снижением роуминговых расценок продолжается. «Формирование стоимости для абонентов целиком и полностью зависит от себестоимости каждого направления, – пояснила Землянухина. – По некоторым направлениям в ходе переговоров с роуминговыми партнёрами нам удалось снизить цены до 60–70%. По некоторым направлениям это невозможно».

Продолжение следует?

«Для дальнейшего повышения доступности услуг роуминга требуется в первую очередь решить ряд проблем в межоператорском взаимодействии, – делится мнением Азизов. – Так, межоператорский тариф в ряде случае составляет более 70% себестоимости звонков в роуминге, а затраты на интерконнект, также определяющие стоимость услуг в роуминге, существенно различаются от страны к стране. В связи с этим одной из первоочередных задач является гармонизация отраслевых практик и национального законодательства, касающегося вопросов установления стоимости услуг международного завершения вызова». Как считают в компании, проблемы взаимодействия роуминговых партнеров необходимо решать взаимными усилиями.

«Я думаю, обоснованность этих требований (ФАС) больше вопрос работы юридической службы, – осторожно пояснила Землянухина. – Безусловно, у всех операторов есть рабочие группы, мы активно сотрудничаем по этим вопросам... Где это возможно – оптимизация идёт, где это невозможно – пока остаётся, как есть. Я не думаю, что это решение вопроса текущего года. Это действительно очень тонкая материя и очень длительный процесс переговоров».


[кстати сказать]

19 месяцев без «рабства»

Законом о переносе мобильного номера воспользовались только около 1% абонентов

Полтора года в России действует закон «об отмене мобильного рабства», когда абонент может перейти от одного мобильного оператора к другому, сохранив за собой прежний номер телефона. Надуманным назвала этот закон директор подразделения МТС в Саратовской области Мария Курова.

«Могу точно сказать, что это менее 1% абонентов, которые в целом по России по всем операторам воспользовались этой услугой, – ответила Мария Курова на вопрос корреспондента «Газеты недели». – Мы и не ожидали какого-то взрывного роста переходов. Скорее, это всё-таки был, на мой взгляд, чисто надуманный закон».

«Согласно данным оператора базы данных перенесенных абонентских номеров (ЦНИИС), общее количество перенесенных номеров на 3 июля 2015 года составляет 1 млн 560 тысяч, – приводит данные директор Саратовского филиала ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Ильгиз Азизов. – Исходя из экспертной оценки общего количества проданных сим-карт в России, услугой по переносу номера воспользовались лишь около 1 процента держателей сим-карт».

В Саратовской области по данным за апрель 2015 года оператора поменяли 14,77 тысячи абонентов. «Приведенные показатели подтверждают наше мнение о том, что данная услуга не привела к значительной миграции абонентов от одного оператора к другому», – пояснил Азизов.

За закон о возможности переноса номера от одного оператора к другому ратовал еще в 2012 году Дмитрий Медведев, на тот момент занимавший пост президента страны. В феврале 2015 года глава минкомсвязи РФ Николай Никифоров подарил жителю Уфы, ставшему миллионным пользователем услуги переноса номера, смартфон «YotaPhone 2».

Стоит отметить, что Россия – не первая и не единственная страна, жители которой получили возможность сохранять номер при смене оператора. По состоянию на 2012 год такая возможность была доступна примерно в 70 странах мира, включая все страны ЕС и ряд Африканских стран (Египет, ЮАР, Марокко и др.). Впервые эта услуга была введена в 1997 году в Сингапуре (по некоторым данным, там ею за первый год воспользовались 95% абонентов).