Земля надежд

Оценить
Около 4 тысяч многодетных семей области получили бесплатные участки, обещанные президентом

В Саратовской области живут 16,6 тысячи многодетных семей, в которых растут 53,5 тысячи детей. По подсчетам регионального министерства соцразвития, за год число детей, рожденных третьими, увеличилось на пять процентов, четвертыми и последующими – на семь процентов. Около 10 тысяч семей подали заявление о предоставлении участка, почти 40 процентов уже получили землю. Корреспондент «Газеты недели» расспросила многодетных землевладельцев о том, что они планируют делать с подарком от государства.

Три из 26

Евгения Нечаева три года назад стала героиней сюжета Первого канала. Весной 2012-го первые девятнадцать многодетных семей Саратова получили бесплатную землю на Молочке. По действовавшим тогда правилам выбирать участок приходилось вслепую – только по документам, составленным земельным комитетом. В документах было сказано, что участок ровный, поверхностные воды и растительность отсутствуют. Увидев свои владения, супруги были шокированы: «Болото и вот такие стволы. Одно дерево муж спилил бы, но когда их восемь соток?». Первая партия участков, выделенных по указу президента, казалось бы, должна была стать образцово-показательной. Такого подвоха многодетные не ожидали.

Несколько семей, столкнувшихся с одинаковой проблемой, обратились за помощью в городскую администрацию и областное правительство. Но чиновники ответили: у нас 9 мая, не до вас. «Не хотели мы скандала, видит бог. Но услышали нас только на Первом канале и в прокуратуре», – вспоминает Евгения. Воздействие центрального телевидения на умы местного начальства трудно переоценить. После выхода сюжета многодетных сразу же пригласили в думу и к губернатору. При правительстве организовали совет по проблемам многодетных семей и внесли важные изменения в правила предоставления земли. Во-первых, будущий участок показывают на кадастровой карте, «можно поехать на место, походить-пощупать и только потом писать заявление». Во-вторых, семьи, у которых старшие дети выросли за время пребывания в очереди на землю (то есть родители утратили статус многодетных), сохраняют право на получение участка.

По словам Евгении, новую землю им выдали год спустя (первый участок так и остался брошенным, как говорит собеседница, видно, что оттуда пытались отвести воду, но даже не смогли загнать технику). «Муж изначально твердо решил, что мы будем строить дом», – говорит Нечаева. За два года провели земляные работы, сделали фундамент, поставили бытовку, начали заниматься подведением электричества. На этом этапе обнаружился общий для многих регионов вопрос с коммуникациями. «На нашем поле 26 участков. Строятся только трое. Какой смысл водоканалу, у которого столько работы по городу, ради нас троих тянуть огромную трубу? Может ли городская власть прокладывать в чистом поле асфальтовую дорогу?» – говорит Евгения.

Идея подарка от государства, безусловно, хороша. Но, как и в случае с другими благими намерениями из «майских указов», искать деньги должна местная власть. Возникает замкнутый круг: муниципалитет не может закопать сотни миллионов на пустом месте, где когда-нибудь, возможно, поселятся многодетные (а может, не поселятся, продав участки), а без инфраструктуры многие семьи не решаются начать строительство домов. Отметим, что о необходимости федеральной помощи заявили представители «Народного фронта». «Для обустройства подобных территорий необходимы консолидированные усилия Минстроя, Минэкономразвития, Минздрава и Минтруда», – говорит директор «Народной экспертизы» Николай Николаев.

Евгения уверена в благополучном разрешении проблем. «А как иначе? – говорит она. – Считаю, что сейчас не так уже плохо живется семьям с детьми. Если захочется пожаловаться на жизнь, вспомним, как было в 1990-е, и сразу отпустит». По образованию Евгения юрист, помогает мужу вести маленький бизнес – он кладет печи. Старшая дочь Нечаевой Мария родилась в 1998 году, в самый пик кризиса. В 2004-м появился на свет Николай, в 2005-м – Иван, в 2011-м – Ксения. Как говорит Евгения, «если бог даст еще, приму с радостью». По наблюдениям собеседницы, за последнее время в Саратове стало больше многодетных семей, и отношение общества изменилось к лучшему: «Десять лет назад, когда мы ждали третьего ребенка, первым вопросом окружающих было: неужели поздно узнали, ничего уже нельзя было сделать? Сейчас, когда в большой семье рождается очередной малыш, люди реагируют единственно верным образом – поздравляют».

Что нам стоит дом... подключить

Семья АляновыхСемья Аляновых также была в числе героев репортажа Первого канала. Алия точно помнит дату, когда подписала заявление на участок на Молочке: «Это было 13 марта. Я еще подумала, что несчастливое число». Увидеть свою землю семья смогла 26 апреля – в этот день геодезисты выставили колышки. «Я говорю: вы, наверное, ошиблись? Как нарочно помойку огородили, куда весь район десятилетиями носил мусор!»

Спустя год Аляновы начали осваивать новый участок – шесть соток у перинатального центра. Готова коробка, нужно подключать коммуникации. Дешевле всего обойдется электричество: 550 рублей за договор с СПГС, за эти деньги компания обязуется подвести столбы к участку, и еще около 20 тысяч будет стоить подключение к дому. Подведение водопровода стоит не меньше 240 тысяч рублей. «Я не идеалист. Понимаю, что не будет участка, на котором уже торчат готовые краники с водой и газом. Но это огромные расходы», – говорит Алия.

В семье Аляновых растут четверо детей. Как говорит Алия, изначально у них с мужем не было заветной мечты «стать многодетными», но супруги планировали «не меньше двух детей». «В 2003 году родился первый ребенок. Через шесть лет второй. Материнский капитал оказался подспорьем, частично погасили ипотеку. Думали, может быть, когда-нибудь родим третьего, но он появился через два года. Потом уже не планировали: три сына, что еще нужно для счастья? Муж предлагал: может, за девочкой сходишь? В январе у нас родилась дочка». Как говорит многодетная мама, «если ты готов вкалывать ради детей, всё будет». Глава семьи по образованию инженер мелиорации, найти работу по этой специальности в Саратовской области сложно, сейчас он занимается отделочными работами. Алия по образованию филолог, сейчас она организовала семейный детский сад.

Семейный детский сад (СДС) – это особая форма поддержки многодетных семей, при которой дошкольное образование для ребенка совмещается с трудоустройством матери. Создать свой садик может любая многодетная семья, в которой есть трое дошкольников в возрасте от двух месяцев до семи лет. Для этого нужны паспорт, свидетельства о рождении детей, медкнижка мамы и медкарты детей, страховые пенсионные и медицинские полисы, аттестат об образовании (не ниже полного среднего) и удостоверение многодетной семьи. В Москве такие садики работают уже шесть-семь лет, для Саратова это пока новшество – в городе открыто всего около десятка семейных садов.

Как говорит Алия, организовать СДС ей предложила заведующая муниципального сада, куда ходят ее дети. «Собрать документы не очень трудно. Квартиру осматривает Роспотребнадзор: проверяют, что в помещении есть унитаз и кран с водой. По метражу – минимум требований, главное, чтобы было место, где готовить и кушать, – это кухня, место для игры – зал и для отдыха – спальня. Наша двухкомнатная хрущевка вполне подошла».

С 9:00 до 12:00 дети ходят в сад на занятия, на обед и тихий час возвращаются домой. Мама оформлена как сотрудник муниципального сада, за воспитание своих малышей она получает зарплату 12 тысяч рублей, у нее есть ставка младшего воспитателя, по четверти ставки повара, уборщицы и социального педагога. Кроме того, семейному саду выделяют продукты на питание для детей. Кстати, по закону многодетная мать, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком по основному месту работы, может получать положенное пособие и по совместительству трудится в своем СДС. Если в семье меньше трех дошкольников, можно пригласить в свой садик малышей из другой многодетной семьи.

Четыре года прошло с тех пор, как в Земельный кодекс были внесены изменения, согласно которым многодетные семьи могут получить бесплатные участки. Проект начинался во время президентства Дмитрия Медведева, заявлявшего, что земля станет «подарком от государства за то, что семья большая». Владимир Путин одним из «майских указов» распорядился создавать на этих землях необходимую инфраструктуру. Нынешним летом представители «Общероссийского народного фронта» решили выяснить, как исполняется президентский указ. Как сообщает центр «Народная экспертиза» ОНФ, «от многодетных семей из разных субъектов РФ поступают жалобы»: выделенные им участки не имеют подъездных дорог, водоснабжения и электричества. По данным Института демографии, миграции и регионального развития, на сегодня в России насчитывается около 1,5 миллионов многодетных семей, к строительству на полученной земле смогли приступить немногим более 15 тысяч.

Выровнять поляну

Андрей и Светлана растят двух сыновей и двух дочек. В очереди на землю они стояли с 2012 года. После двух лет ожидания им предложили на выбор участок под индивидуальное жилищное строительство в поселке Воробьевка или под дачу на Кумысной поляне. Собеседники выбрали дачу. «Кумысная поляна – место хорошее. Но на моем участке – четыре ямы по два метра глубиной», – говорит Андрей. По его подсчетам, земляные работы будут стоить около 20 тысяч, забор – от 30 тысяч, бурение водяной скважины – около 160 тысяч, подключение электричества – от 20 до 50 тысяч, газа – от 30 тысяч рублей. «Сейчас заниматься этим некогда и не на что. Пока будем просто ездить на шашлык», – говорит Андрей. Соседи тоже не торопятся: на месте будущего дачного поселка многодетных пока три размежеванных участка, на четвертом поставлен забор.

«Мне было любопытно, как обустраивают земля под индивидуальную застройку в Германии. Там власти проводят за свой счет межевание, дорогу и коммуникации. Семьи, выстроившие на этой территории дома, не имеют права в течение десяти лет продавать участок», – рассказывает Андрей.

Как говорит глава семейства, «мы осознанно решили стать многодетными». «Когда мы ждали первого ребенка, жили в общежитии и, надо признаться, побаивались трудностей, – вспоминает Андрей. – К нам приехала тетушка и сказала: если бог дает ребенка, то даст и возможность его вырастить, пользуйтесь». На первое время родственники помогли молодым родителям с жильем. Затем семья взяла ипотеку (Андрей работает инженером в научно-производственной компании), выплатила ее и взяла вторую, чтобы купить квартиру побольше.

По оценке Андрея, «отношение государства к многодетным меняется в лучшую сторону, есть определенные меры поддержки – раньше и этого не было». Особенно полезными для его семьи оказались бесплатные проездные для детей и льготное посещение кружков и секций. «Мои дети бесплатно плавали в школьном бассейне, старшая дочь с 50-процентной скидкой училась в школе искусств. Сейчас сын каждый день ездит по бесплатному проездному на занятия дзюдо. Правда, там мы доплачиваем по 1000 рублей в месяц, так как бюджет не финансирует участие в соревнованиях», – рассказывает собеседник.

В нынешнем году семье неожиданно перестали платить субсидию на ЖКУ (в прошлом году эта выплата покрывала 50 процентов коммунальных расходов). Чтобы разобраться, в чем дело, нужно лично ехать в собес. «Чиновники – это люди, которые просто делают свою работу, трудно ждать от них какого-то энтузиазма, – говорит Андрей. – Каждый раз после того, как по телевизору объявляют о сокращении госслужащих, время ожидания увеличивается. По моим наблюдениям, эти сокращения касаются именно тех сотрудников, которые непосредственно работают с посетителями». По подсчетам многодетного отца, в очереди нужно отстоять три-четыре часа – с учетом количества детей и наличия новорожденного младенца такая поездка требует определенного героизма.