Алмазный путь саратовских буддистов
Буддизм в России является основной религией в таких регионах, как Бурятия, Калмыкия, Тыва. В последнее десятилетие буддийские общины стали появляться в российских городах, не связанных с традиционными центрами буддизма. Саратов не стал исключением – в городе действуют несколько буддийских школ, собирающих немногочисленные группы последователей восточного религиозного учения. Одна из них относится к традиции Карма Кагью буддизма Алмазного пути.
Тибет в Саратове
Саратовский буддийский центр находится на улице Соборной, 108. Несколько колдобин (дорога в районе давно не ремонтировалась), вишневые кущи, за ними – прямой правильный кирпичный дом за заборчиком с почтовым ящиком. Фасад украшают традиционные буддийские флажки.
В просторной квадратной комнате нет мебели. Под белым волнистым тканевым потолком открыто пространство для медитаций. На стенах – буддийские изображения и портреты великих лам.
Каждый день в этом уютном доме на протяжении многих лет собираются люди разных профессий, возрастов и положений. Всего порядка тридцати человек, активно практикующих буддизм. Врачи, художники, музыканты, строители, IT-специалисты – каждый выкраивает время после напряженного рабочего дня, чтобы в 19:30 собраться для общей медитации. По выходным и в праздничные дни встречи начинаются раньше, в 17:00, – так остается больше времени для общения. Помимо желания следовать заветам Будды, присутствующих связывает обыкновенная дружба.
Медитация – основной прием буддийской практики. Это концентрация необычного рода и силы, когда человек как бы целиком сливается с предметом размышления. Для новичков вроде меня поясняют, как нужно правильно сидеть в позе лотоса – чтобы у сидящего на подушке «коленки не поднимались выше ушей», а тело было расслабленным и собранным одновременно. Спина должна быть прямая, дыхание – ровным. Правую ладонь нужно положить поверх левой тыльной стороной вверх либо опустить руки на колени. Глаза во время медитации не должны быть слишком зажмуренными или открытыми, оптимальный вариант – полуоткрытые глаза. Однако ни правильная поза, ни буддийские мантры не гарантируют новичку, что с первого раза удастся пробиться к сокровенно-глубинному пласту своего существа. Внимание, упорство, постоянная практика приведут тому, что буддисты называют «просветление» – раскрытие всех позитивных качеств человека, его потенциала.
По окончании медитации люди собираются за обеденным столом, ужиная вкусной здоровой пищей. В общем, все интересующиеся буддизмом здесь всегда могут рассчитывать на еду и ночлег. К услугам посетителей даже душевая кабина в ванной комнате.
На Алмазном пути
Саратовский буддийский центр Алмазного пути относится к школе линии Кармы Кагью, одной из разновидностей тибетского буддизма. От других буддийских школ ее отличает упор на медитацию, большое значение придается практике; также школа отличается светским характером общины. Алмазный путь понимается как коронная драгоценность учения Будды. Создателями центров на Западе и в России являются супружеская пара из Дании Оле и Ханна Нидал. В конце 60-х во время медового месяца в Непале они встретили «царя тибетских йогинов» – Его Святейшество 16-го Кармапу. Эта встреча радикально изменила их жизнь. После нескольких лет учебы в Гималаях, по поручению Его Святейшества 16-го Кармапы, а сейчас – Кармапы 17-го, Оле и Ханна начали основывать центры медитации по всему миру, открывая ориентированным на внешнее благополучие умам Запада глубокую внутреннюю мудрость Востока.
Вот уже более 43 лет лама Оле Нидал проводит 360 дней в году, путешествуя повсюду и открывая новые буддийские центры (сейчас их насчитывается более 650 по всему миру). Саратов тоже не остался без внимания ламы. По словам представителей местной буддийской общины, в наш город он приезжал несколько раз: в 1992-м, 1994-м, 1996-м, 2001-м, 2008-м годах. Сначала появилась небольшая группа людей, которые заинтересовались этим мировым религиозным учением. Они начали ездить на буддийские курсы по России и за рубеж, собираться на частных квартирах. Со временем число последователей Будды стало расти, «скитаться» по квартирам стало проблематично. Поэтому в начале 2000-х годов приверженцы буддийской школы Алмазного пути в Саратове приобрели участок, зарегистрированный на религиозное объединение.
Саратовский буддийский центр Карма Кагью получил статус религиозной организации в 2001 году и поныне является единственной официально зарегистрированной буддийской организацией в регионе.
Как уже было отмечено, кроме Карма Кагью в буддизме существуют и другие школы. «Буддизм устроен таким образом, что эти школы не противоречат друг другу. Цель у всех общая, просто каждая из этих школ подходит разным людям. В этом смысле буддизм похож, скорее, не на дерево с несколькими ответвлениями, а на большой куст, где каждый может выбрать тот метод, который ему подходит», – поясняет посетитель буддийского центра Эдвард Давтян.
Говоря об отношениях буддийского центра с другими религиозными общинами, общественными объединениями и властью, можно сказать, что у них не так много точек соприкосновения. Саратовские буддисты не стремятся специально афишировать свою деятельность, но хотят быть прозрачными и открытыми для общества. Они не носят экзотических нарядов, не просят подаяний и не ходят по квартирам с листовками и брошюрами. Говорят, если человек дозрел до буддизма, то на его пути обязательно встретятся нужные люди и книги. Посетители буддийского центра отмечают: «У нас есть такое замечательное место, где могут встречаться люди с идеалами, направленными на благо других людей. Это не зависит от религии или ее отсутствия. Мы с большим уважением относимся к другим религиям. Мы считаем, что если человек в этой религии счастлив и может приносить пользу обществу – это замечательно. Весь буддизм на этом и построен – на том, что мы стремимся к счастью и желаем другим людям счастья. Мы просто хотим быть хорошими людьми».
[кстати сказать] Григорий Серебряный: «Нужно включить дворники на лобовом стекле» В прошлую пятницу, 3 июля, Саратов посетил ученик Ламы Оле Нидала Григорий Серебряный. На его публичную лекцию «Буддизм в современном мире», которая проходила в конференц-зале гостиницы «Волга», собралось около сотни человек. Нет, на учителе с многолетним опытом буддийской практики не было традиционного бордово-оранжевого одеяния. Человек он вполне светский. В повседневной жизни Григорий преподает актерское мастерство в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, а также является режиссером-педагогом Санкт-Петербургского театра «Мастерская». Как и у всех, у него бывает отпуск, который он предпочитает проводить, посещая города России и зарубежья и бесплатно читая лекции для всех интересующихся восточным учением о сознании. Пенза, Саратов, Самара, Тольятти, Ульяновск, Казань, Йошкар-Ола, Нижний Новгород – и так до немецкого Мюнхена – такие города значатся в его маршруте в ближайшее время. О том, чем является буддизм на самом деле, религией, философией, психологией либо чем-то иным, Григорий Серебряный рассказал в комментарии «Газете недели». «Является ли буддизм религией или нет – вопрос достаточно обтекаемый. С моей точки зрения, нет. Люди почему-то хотят бога – бога одного или другого, бога в штанах и т. д. У нас даже нет понятия бога в таком общепринятом контексте, как это используется в религиях. С другой стороны, мы – максималисты, нам не нравится цель, из которой можно выпасть. Например, потерять рай. Вспомним, что слово «религия» на латинском языке имеет два корня: re – «снова», ligare – «соединять». Это значит восстановить то, что мы потеряли, вновь обрести что-то совершенное. А мы, буддисты, думаем, что у нас уже всё есть – просто нужно включить дворники на лобовом стекле, чтобы всё стало ясно. Мы исходим из того, что у каждого есть природа Будды. Мы совершенны уже здесь и сейчас, но просто какие-то глупости не позволяют нам переживать высшие качества, лучшие таланты. Посмотрите вокруг – мы сейчас в компании гениев! Люди хотят называть буддизм философией, потому что буддизм логичен. На мой взгляд, философия – это всегда что-то личностное: один философ опровергает предыдущую модель построения мира. В течение своей жизни Платон меняет свою жизненную концепцию, в конце жизни спорит сам с собой – молодым и среднего возраста. Философские учения – это картинки в зеркале ума, но не сам ум. Буддийское объяснение основано на постижении природы ума. Учение Будды выходит за пределы понятий, производя необратимые изменения в теле, речи и уме. Оно дает ключ к тому, что ежедневно происходит внутри и вокруг нас, и повышает уровень нашего осознавания. Принято отождествлять также буддизм с психологией. Буддизм начинается там, где современная психология заканчивается. Цель психологии – вписать сложных людей в социум, то есть «подрезать» их качества. Цель буддизма идет дальше. Мы не только хотим, чтобы люди жили хорошо, или лучше, или фантастически, но еще хорошо перерождались и хорошо умирали». |