А мы в ответ на ваш отказ...

Оценить
На прошлой неделе были обнародованы российские антисанкции, введённые в ответ на санкции США и Евросоюза. Та сторона продлила санкции на полгода, мы же будем отвечать целый год. Не совсем симметрично, да ладно.

На прошлой неделе были обнародованы российские антисанкции, введённые в ответ на санкции США и Евросоюза. Та сторона продлила санкции на полгода, мы же будем отвечать целый год. Не совсем симметрично, да ладно. Короче, а мы в ответ на ваш отказ найдем еще кудрявее, как пелось в одной старой песне.

Как известно, наши антисанкции целиком и полностью касаются поставок продуктов в нашу страну. В сфере высоких технологий мы по известным причинам контрмеры не предлагаем. До самого последнего момента было неизвестно, какой список запрета продуктов для наших потребителей мы предъявим Западу. Слухи ходили разные, говорили, в частности, о запрете на кондитерские изделия, шоколад и его компоненты. Союз кондитеров России – есть и такой – от этих предложений взвыл буквально, угрожая, что шоколад вообще исчезнет с российских прилавков. Любой – и элитный, и фабрики Бабаева. Что впрочем, не особо встревожило Россию. И это понятно: наше население, выросшее на цикориевом кофе и соевом шоколаде, не запугаешь. Олимпийское спокойствие российского народа тут же подтвердили социологи. Отметим для себя, что российская социология очень маневренная, я бы сказал, проворная наука. Как что власти понадобится, уже готовы результаты опроса. При этом не имеет значения, был ли сам опрос. Например, 62 процента опрошенных «Левада-центром» россиян заявили, что не испытывают никаких проблем в связи с санкциями и ответом на них.

От нынешнего пакета наших ответов ждали изменений еще и потому, что новым министром сельского хозяйства недавно стал большой патриот, казак и так далее Александр Ткачев. А ведь именно Минсельхоз готовит список товаров и продуктов, которые намерены запретить к ввозу. Для начала господин Ткачев заявил, что продление санкций – «бальзам на душу», поскольку эмбарго по отношению к России действует абсолютно позитивно и поддерживает нашу аграрную экономику. Александр Николаевич, безусловно, прав, когда говорит о бальзаме на душу, особенно если учесть, что его дочь по стечению обстоятельств руководит одним из крупнейших агрохолдингов страны.

Но надо отметить, что ни одно из предложений по расширению антисанкционных списков не прошло. К запрету предлагались: зарубежные вина – по инициативе крымских виноделов, кондитерская продукция, цветы. Как сообщил министр, рассматривается и предложение по запрету рыбных консервов и рыбной продукции. Теперь уже стало известно, что ни одно из этих предложений не учтено, а точнее, пока не учтено. Хотя... «Как только мы почувствуем, что действительно сможем заместить (импорт продуктов), сами произвести в нужном количестве, в объеме, то поверьте, за решением вопрос не встанет», – это опять же министр Ткачев.

Итак, эмбарго продлено до 5 августа 2016 года, при этом из списка исключены молодь устриц и мидий, ужесточены правила ввоза безлактозных молочных продуктов. Необходимо сделать одно замечание. Ответить на один вопрос: против кого направлены эти санкции. Ну, понятно, страшно страдает Евросоюз, президент Путин оценил их потери в 100 миллиардов евро. Правда, попытки найти, откуда такие сведения, привели к малоизвестному австрийскому источнику. Другие, более авторитетные источники приводят цифру потерь вчетверо меньшую. Но мы о россиянах. Например, для какого социального слоя было важно разрешение на ввоз молоди мидий и устриц? Для пенсионеров, радующихся Крыму, для врачей и учителей? Отнюдь нет, хотя, конечно, можно переделать старинную поговорку: «Устрицы да каша – пища наша». Из этой же серии отмена предполагаемого запрета на импортные вина, кондитерскую продукцию, цветы. У нас, знаете ли, привыкли: весной – тюльпаны, летом – пионы, осенью – астры. А всякие орхидеи – это не для нас. То есть понятно: из самого строгого на свете списка сделали ряд исключений – для людей богатых и для себя любимых. А правила ввоза безлактозного молока ужесточили – такое молоко необходимо детям, страдающим аллергией на обычное молоко. Таких детей немало. Впрочем, известно, что к детям у нас особое отношение – со времен «закона Димы Яковлева».

Россиянам долго внушали, и они уяснили себе, что запрет на иностранные продукты, несомненно, служит развитию отечественной аграрной отрасли. Хорошо. Вот такой пример. Но сначала вопрос: вы слышали что-либо об открытии крупных молочно-товарных фирм в России после введения эмбарго? Нет. А вот, например, наши вновь обретенные братья китайцы строят вблизи границ ферму на сто тысяч коров. И всю продукцию будут поставлять в Россию. По сути мы лишь сменили импортеров, а разговоры о развитии собственного сельского хозяйства пока остаются разговорами.

Еще нюанс. Говорят (опять же только говорят), что, оставшись без российских закупок, европейцы загнутся. Вот Польша, между прочим, самая яблочная страна Европы. Мы от их яблок отказались и всё ждали, когда же польская экономика загнется. Поляки между тем подписали с Южно-Казахстанской областью Казахстана договор о создании района интенсивных яблоневых садов. То есть и сами поляки не пропали, а мы скоро будем есть казахские яблоки, выращенные польской фирмой по польской же технологии. У нас есть основания гордиться собой и своей принципиальностью.

Ну и несколько слов о Саратовской области. Об импортозамещении наши чиновники поговорить любят. Они вообще любят поговорить. Вот на вчерашнем заседании правительства губернатор Валерий Радаев рассказал нам, как будем теперь жить: «Сейчас экономические условия серьезно изменились. Они заставляют нас пересмотреть и актуализировать стратегические документы. Экономическому блоку необходимо пересмотреть все тенденции. Нас ожидает глобальная переработка стратегии». Вы что-нибудь поняли? Ну вот и я тоже.