На очень большой сцене ТЮЗа
В ТЮЗе им. Ю. П. Киселева террористы захватили 40 заложников. В результате их действий в театре возник пожар. Такова была легенда плановых антитеррористических учений, которые на несколько часов превратили театр юного зрителя и его окрестности в театр военных действий.
«Учения учениями, а кто работать будет?»
Утром 24 июня весь центр города был перекрыт, а по улицам туда-сюда сновали люди в форме: полицейские, военные, пожарные, спасатели. «Что случилось?» – осторожно, оглядываясь по сторонам, негромко поинтересовался парень, выходя из сетевого супермаркета на Московской. Его товарищ пожал плечами. К стражам порядка ребята за разъяснением обращаться не стали. Видимо, побоялись их отвлекать от дел. А может, и просто побоялись. Такое у нас отношение к полицейским сложилось.
Происходящее активно обсуждали две пенсионерки, прячущиеся в теньке от палящего солнца. «И что, их со всего Саратова, что ли, согнали? – Да не может быть! Скорее, со всей области! Учения-то учениями, а кто работать будет? Или у нас всех преступников изловили? Ну, кто-то наверняка службу несет».
Самой последней и точной информацией о причине ажиотажа в утренние часы обыкновенного летнего дня обладали продавцы близлежащих продуктовых магазинчиков. Одна из продавщиц даже покинула свой рабочий пост, чтобы понаблюдать за теми, кто находится на боевом посту. Она вынесла из магазинчика пластиковый стул и удобно разместилась на нем в тени деревьев. «Что происходит? Война?» – спросил проходящий мужчина. «Полицейские учения!» – со знанием дела ответила продавщица. Восседала она на своем стуле с таким видом, будто бы результат учений зависит от ее команд.
Куда ехать-то?
Информация о том, что в среду планируется провести тактико-специальные учения, появилась в Интернете за несколько дней. Сообщалось, что в связи с проведением учений на центральных улицах вводится временное ограничение движения. Проехать на автомобиле нельзя было по улице Киселева (от Горького до Чапаева), Большой Казачьей (от Вольской до Чапаева). Жителей и гостей города просили учесть данную информацию и заранее изменить свой маршрут. Просьбу комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта услышали далеко не все саратовцы.
Мужчина на мопеде лихо попытался объехать полицейскую машину, которая преграждала путь по улице Киселева. Полицейский замахал руками и что-то прокричал владельцу мопеда. Мужчина остановился. Но в диалог с представителем власти вступила женщина-пассажирка. «Вы понимаете, что мы опаздываем? Или не понимаете?» – напористо начала женщина. Она не знала, что понимание у полицейского отходит на второй план, когда есть приказ вышестоящего начальства. Тогда женщина изменила тактику поведения, решив уговорить полицейского. Но полицейский остался равнодушен. Мужчине за рулем мопеда ничего не оставалось делать, как развернуться.
Искать пути объезда пришлось и другому мужчине за рулем иномарки. Полицейская машина преградила ему дорогу по Большой Казачьей. Полицейский вежливо объяснил неосведомлённому водителю причину перекрытия дорог и посоветовал до железнодорожного вокзала добраться по улице Кутякова. Разворачиваясь, мужчина посетовал, что невнимательно читал городские новости в одном из пабликов во «ВКонтакте»: «Блин, что-то ведь слышал про это. Но значения чё-то не придал».
Вот это техника!
«Как вы относитесь к проведению таких учений?» – спрашиваю я у женщины, рядом с которой мы идем по улице Киселева вдоль колонн спецтехники. «Учения – это хорошо, – говорит Нина Викторовна. – Если вдруг, тьфу-тьфу-тьфу, – делает вид, что суеверно плюет через левое плечо, – что-то произойдет, что-то случится, то ребята в форме будут действовать со знанием дела. Не очень хочется, чтобы твоя жизнь оказалась в руках тех, кто понятия не имеет, что делать в такой ситуации. Или знает, но только из книжек и рассказов старших товарищей. Конечно, время и место проведения учений выбрано как-то странно. Те, кто за рулем, наверное, не в восторге. Да и ребят жалко. Такая жара, а они в шлемах, бронежилетах. Не завидую им!»
Пока мы идем по улице, Нина Викторовна не перестает удивляться выстроенной технике: «Впервые вижу такие пожарные машины, машины скорой помощи. Опять, что ли, показуха? Ну где вы видели в нашем городе такие новенькие машины? Такое ощущение, что они вот только с конвейера сошли. Если такая скорая приедет – новенькая, чистая, современная, – то и умирать сразу же желание отпадет», – шутит она.
Стройными рядами по обе стороны улицы выстроились машины скорой помощи, реанимации, пожарные и спасательные автомобили. Помимо них, у здания ТЮЗа разместился бронетранспортер.
Не всё прошло идеально, есть над чем работать
Антитеррористические учения прошли во главе с начальником УФСБ России по Саратовской области генерал-майором Игорем Малявиным. Участие в них приняли представители всех силовых структур, которые входят в оперативный штаб. Место для проведения учений было выбрано не случайно. По словам Игоря Малявина, ТЮЗ был выбран как наиболее значимый объект в городе, который любим саратовцами. Именно по этой причине театр юного зрителя и может стать тем местом, куда устремятся террористы.
Сценарий прошедших учений основан на реальной трагедии. За основу взяли те печальные события, которые произошли в октябре 2002 года в московском театральном центре на Дубровке. В результате тех трех октябрьских дней погибло более 100 человек.
Игорь Малявин остался доволен ходом проведения тактико-специальных учений. Действия группировки оперативного штаба в условиях контртеррористической операции были отработаны, а все заложники спасены. Генерал-майор отметил, что учения прошли успешно и эффективно. Структуры, которые входят в состав оперативного штаба, с поставленными задачами справились.
Понятно, что успех выполнения такого задания кроется не только в профессиональной подготовке людей. Секрет успеха – быстрое взаимодействие между различными ведомствами в ходе проведения операции по освобождению заложников. В таких случаях, помимо перекрытия улиц, должны быть взяты все стратегические и административные объекты. Отсюда и ответ на волновавших многих саратовцев вопрос: «Если по легенде террористы взяли в заложники людей в театре, то зачем через каждые десять метров стоят полицейские на Московской, практически до Рахова?»
Игорь Валерьевич признался, что не всё прошло идеально, были отмечены и некоторые недостатки в работе спецслужб. Он пообещал в ближайшее время над устранением этих недостатков работать. Выявленные минусы относятся к взаимодействию между структурами и в целом не могут отразиться негативно на ходе всей операции.