Юбилейный пир с Пиросмани и другими

Оценить
Юбилейный пир с Пиросмани и другими
Как отмечал 130-летие Художественный музей имени Радищева

Знаковым для нашего города стал 1885 год. Именно тогда появился первый в России общедоступный музей, музей имени Радищева. Для иногородца такое название может показаться странным: музей изобразительного искусства, а носит имя писателя? Но такова была воля его создателя, выдающегося художника и внука автора «Путешествия из Петербурга в Москву» – Алексея Боголюбова, чьё имя в свою очередь носит художественное училище.

Символ зрелости

Именно с рассказа об истории возникновения знаменитого музея и началось празднование его 130-летия в филармонии 24 июля.

Как это выглядит? На сцену выходят артисты театра драмы и разыгрывают историю у нас на глазах: вот, например, Алексей Боголюбов (Юрий Кудинов) идет к своему другу Ивану Тургеневу (Виктор Мамонов), чтобы тот помог ему грамотно написать просьбу императору о создании музея. Впереди и встреча с Александром III, и борьба с деятелями культуры, считающими, что негоже разбазариваться картинами на провинцию, и долгие годы попыток сломать систему и достучаться до чиновников с простой идеей: «Не хлебом единым...». Эту тему затронут и сами чиновники, уже нынешние, которые выйдут на сцену поздравлять юбиляров: так, губернатор Валерий Радаев заметит, что сейчас, по прошествии времени, мы понимаем, какой подарок и бренд подарил Саратову настойчивый художник, но и сопротивление его предшественников понять можно – надо было вкладываться либо в музей, либо в уличное освещение, бани, строительство зданий, мостовые. В общем, то же, что и сейчас, если подумать.

Тогда, 130 лет, назад саратовские власти решили рискнуть и поставить на музей. Не прогадали. Именно это решение и позволило стать Саратову культурным центром Поволжья, по мнению Радаева, добавившего: «Лично для меня Радищевский музей – символ зрелости общественного сознания». Следом – подарок: «Натюрморт с цветами и фруктами» Зураба Церетели.

Юбилейный пир с Пиросмани и другимиБуквально через 20–30 минут после окончания торжественной церемонии в филармонии – открытие первой юбилейной выставки «Величие Российской империи» из фондов государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». Что уж говорить, действительно одно из важнейших событий в музейной жизни 2015 года, что подчеркнул переместившийся в музей губернатор, сказавший, что эта выставка впервые поехала по регионам, и именно Саратов оказался первым в этом туре.

Предметы, представленные на выставке, в основном пришли из Императорской Рюст-камеры, придворной конторы, личных покоев императоров, сервизной кладовой Зимнего дворца, кремлевских соборов и основного собрания Оружейной палаты. Что касается хронологии, то здесь и Отечественная Война 1812 года, и освоение Сибири, и преобразования в армии, и становление оружейного дела, и строительство новой столицы.

Эра арта

Еще больше презентаций было запланировано на второй день. В 12:00 в доме-музее Павла Кузнецова открылась выставка «Шум времени. Современная российская живопись» петербуржского музея современного искусства «Эрарта», который, как с усмешкой заметил куратор музея Владимир Назанский, многие по незнанию принимают за музей древнего армянского искусства, хотя название является игрой слов «эра арта». Неизменно присутствовавшая и выступавшая на всех мероприятиях генеральный директор Радищевского музея Тамара Гродскова сказала, что представленные на выставке работы – это «новая информация», которая даст понимание о развитии культуры сегодня. Собрание «Эрарта» включает в себя работы последних 20–30 лет и отталкивается от ленинградского андеграунда. Сейчас, впрочем, многие из тех художников уже заслуженные и именитые деятели искусства, участники многих выставок, про них снимаются фильмы и пишутся книги. Назанский признался, что ему всегда хотелось привезти выставку в Саратов, но не удавалось, а в этот раз случай помог.

Юбилейный пир с Пиросмани и другимиНа этой выставке представлено множество художников, хотя, конечно, нельзя не обратить внимание на большое количество произведений Елены Фигуриной и Владимира Фатеева. Не должна пройти мимо саратовского зрителя известная картина Рината Волигамси «Свет» – увы, единственная на выставке его работа. Непривычного к современному искусству зрителя могут удивить «Сиреневые туфли» Анатолия Заславского, где туфли, прямо скажем, не в первую очередь бросаются в глаза, и фатеевские «Кирилл и Мефодий», похожие на двух дремучих мужичков.

Пиросмани и итальянское возрождение Курихина

К 16:00 ценители изобразительного искусства переместились вновь в Радищевский музей, где в гимназическом корпусе открылись сразу две новые выставки – Нико Пиросмани и «Европейская живопись XVI–XVIII веков» из частной коллекции Сергея Курихина, депутата областной думы.

«Это искусство от чистого сердца, совершенно непосредственное, – восторгалась Пиросмани Гродскова. – Когда мы смотрим на его работы, мы наполняемся чистотой отношений к человеку, к миру и понимаем, насколько значительно такое отношение в сегодняшний день и как нам это дорого. Это непреходящая ценность. Рядом с этими работами хочется постоять, принять их в себя. Я очень ценю творчество этого художника и считаю, что мы достойно заканчиваем наше открытие работами Пиросмани и итальянским возрождением Курихина».

Выступивший следом исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели сказал, что для него оба дня стали настоящим праздником и что музей Радищева для него является одним из лидеров музейного дела: «Для нас всех это прекрасный пример для подражания. Мы учимся у вас, как делать выставки, как должен выглядеть музей международного уровня. Большое спасибо, что Нико Пиросмани участвует в таком прекрасном юбилее». Именно ММСИ и привез в Саратов выставку Пиросмани.

А вот что касается частной коллекции Курихина, то заведующая отделом зарубежного искусства Татьяна Савицкая уточнила, что на самом деле выставка шире заявленных рамок, поскольку некоторые работы представляют конец XIX века, а география не ограничивается исключительно Италией, хотя большинство картин все-таки оттуда. Однако имеются произведения и северной школы, в частности Великобритании, которые, увы, в российских музейных собраниях представлены еще не достаточно хорошо. Эта выставка продлится три месяца.

После столь плотной программы пятница стала в некотором роде «разгрузочным» днем: 26 июня прошел день открытых дверей с интерактивными программами, мастер-классами и экскурсиями. Саратову нужно было отдохнуть после такого юбилея.