Не «где ты, мама?», а «мама, папа и я...»

Оценить
На думском заседании утвердили нового детского омбудсмена и немного поговорили

Стало уже печальной традицией проводить заседания областной думы исключительно по формальному признаку. Депутаты без вопросов и обсуждений легитимизируют законопроекты. Нет, в случае с техническими правками это оправдано. Но когда речь идет о серьезных документах, а депутаты не проявляют к ним и толики внимания, пассивность депутатов огорчает. Как бы то ни было, минувшее, 39-е заседание Саратовской областной думы получилось вполне интересным.

Понятно, очень украсила заседание новый уполномоченный по правам человека Татьяна Загородняя, более известная широкой публике как Татьяна Онищенко. А еще случился забавный пинг-понг из вопросов в ходе обсуждения привычных уже, ежемесячных изменений в областном бюджете.

Привлекать внимания не надо

Татьяна Онищенко (теперь уже Загородняя, по фамилии мужа) уже давно ведет на саратовских каналах передачу «Где ты, мама?». Как видно из названия, речь там идет о детях-сиротах. Цель программы – найти малышам семьи.

С этого и начала свой 15-минутный доклад Татьяна Николаевна. И погордилась, что уже 500 ребятишек нашли своих родителей, то есть либо были усыновлены, либо взяты под опеку. Что, бе­зусловно, прекрасно.

Далее Татьяна Загородняя рассказала о своем становлении на ниве общественной работы и своих планах в должности детского уполномоченного.

Причем рассказ о достижениях – созданная одноимённая с программой общественная организация, пошитые две тысячи лоскутных одеял, проведенные четыре круглых стола, «Марш счастливых семей» – занял без малого половину отведенного времени. Но доклад не утомлял: Татьяна Николаевна говорит хорошо, голос у нее приятный, текст был изложен на нормальном русском, а не на труднодоступном бюрократическом языке.

А вот с планами начались проблемы. Нет, тембр голоса не изменился, но сложилось впечатление, что вторую часть текста писал другой человек. Появились канцелярские «в целях достижения» и прочие выражения. Легко переводимые на нормальный язык. Короче, все двадцать с лишним плановых пункта были изложены казенным языком. И даже фирменное онищенковское «я вас благодарю» не сыграло, потому как «сотрудничать с комиссией по делам несовершеннолетних... с целью защиты прав детей» съело весь изначальный положительный эффект.

Но депутатам доклад понравился. И вопросов к претенденту не было. За единственным исключением. Исключение звалось Александром Сидоренко, которого покоробил лейтмотив программного выступления «Где ты, мама?». Александр Дмитриевич выступил за гармоничную семью и предложил свой слоган «Мама, папа и я – счастливая семья». Понятно, Татьяна Загородняя с депутатом согласилась и сказала, что она за полную, даже приемную, но полную семью.

Голосование было тайным и единодушным. Татьяна Загородняя произнесла присягу и в соответствии с уставом области стала региональным уполномоченным по правам ребенка.

Затем председатель законодательного собрания Владимир Капкаев поблагодарил за работу бывшего уже уполномоченного Юлию Ерофееву.

Юлия Леонидовна выпорхнула на трибуну со словами благодарности (немного) и напутствия своему «последователю» (изрядно). Госпожа Ерофеева сказала, что новому омбудсмену будет проще, так как работа уже налажена, да и «я всегда помогу». А еще Ерофеева сказала, явно намекая на недоработки плана Загородней, которая педалировала важность участия СМИ в своей работе, что «детские вопросы очень деликатные, и тут надо руководствоваться принципом «не навреди».

Проблемы со вторым этапом

Следующий интересный эпизод думского заседания случился в ходе обсуждения внесений изменений в областной бюджет нынешнего года. Собственно, к самим правкам вопросов не было, депутаты просто завели в региональную казну деньги, полученные из федерального бюджета. Средства пойдут на поддержку сельского хозяйства (123 млн рублей) и на дороги (1,11 млрд рублей). Помимо приятных поступлений, федеральный бюджет на 12,8 млн рублей сократил средства на обеспечение жильем инвалидов и на 1,5 млн рублей пособия при устройстве детей в семью.

Все эти поправки были рассмотрены на заседании, сказал министр финансов Александр Выскребенцев и добавил, что это еще не всё. Надо сказать, что дополнительная часть была куда внушительнее основного доклада. Из федерального бюджета нам добавили 21,6 миллиона на решение проблем беженцев из Украины, 140 миллионов на компенсацию части кредитной ставки для предприятий растениеводства, 28,6 миллиона – начинающим фермерам, 40 миллионов – на социальную ипотеку. Кроме того, срочно произошло перераспределение статей бюджета благодаря экономии. И сэкономленные деньги пойдут на спорт (100 млн рублей), выплаты по искам (114 млн), подачу воды аграриям (30 млн) и даже 3,8 миллиона на марки и бланки. И эти бюджетные неожиданности вопросов у депутатов не вызвали, хотя буквально неделю назад заседал бюджетный комитет, и об экономии там не говорили. Впрочем, депутаты уже давно не интересуются нюансами бюджетного процесса.

На этом бы всё и закончилось, но тут вопрос задал депутат Леонид Писной. Леонид Александрович сообщил, что Саратов не может приступить к реализации второго этапа программы по расселению ветхого жилья. Причина тому – отсутствие средств софинансирования из областного бюджета. Сейчас благодаря грамотной работе правительства есть некоторая экономия, сделал комплимент областной власти Писной. И приступил к главному: так, может быть, дать немного денег, 50–60 миллионов, областному центру? Дело в том, что юристы областного центра утверждают, что без подтверждения полного софинансирования они не могут объявлять конкурс.

Еще Леонид Александрович напомнил, что до окончания программы осталось всего 6 месяцев и что самый большой объем ветхого жилья – 6000 тысяч квадратных метров – находится как раз в Саратове.

Министр Выскребенцев отвечал странно. Он сказал, что правовых казусов в заявленной проблеме не видит. И что лимиты по второму этапу программы до регионального минстроя доведены. Еще министр сказал, что они не отказываются от работы и что Минфин РФ обещал поднять вопрос о предоставлении кредитов. Но депутат Писной ответа на свой вопрос так и не услышал и стал уточнять: в чем истоки проблемы – в неграмотности юристов администрации Саратова?

На помощь своему министру пришел губернатор Валерий Радаев, который сказал, что все правы – и юристы, и министр. Потом Валерий Васильевич рассказал, что из 9 муниципалитетов, участвующих в программе, пять могут не получить софинансирования. И что правительство написало несколько писем в Москву, теперь губернатор (Радаев сказал – «мы») поедет встречаться с министром регионального развития РФ Дмитрием Козаком. А подтвердить финансирование программы можно при наличии полного объема средств, а это два миллиарда.

То есть по умолчанию получилось, что юристы администрации Саратова правы. Писной загрустил и вопросов больше не задавал.