Автопром в глубоком приседе

Оценить
Отечественное машиностроение в условиях нового кризиса нуждается в новых мерах государственной поддержки

На целые сутки останавливалась на минувшей неделе работа конвейеров российского автомобильного концерна АвтоВАЗ. В понедельник, 22 июня, рабочие завода вместо основной производственной деятельности занимались «мероприятиями по улучшению своей рабочей среды». Представители концерна объясняли это возникновением проблем с поставками автокомпонентов – сидений, выхлопных систем и датчиков. Предприятия Саратовской области из числа производителей автокомпонентов суточный простой автоконцерна практически не заметили. Нестабильным своё положение они и так считают последние полгода.

Ищи виноватого

Среди виновников суточного простоя тольяттинского автоконцерна саратовских предприятий не было. Там, по данным представителей АвтоВАЗа, отличились в основном тольяттинские заводы, некоторые из которых с иностранными владельцами. Вот, например, сиденья для Lada поставляет тольяттинский завод, контрольным акционером которого является французская Faurecia (для автомобилей на платформе В0 – Lada Largus, Renault Logan, Nissan Almera). Эта же компания делает для АвтоВАЗа выхлопные системы. Ещё сиденьями занимаются тольяттинские АвтоВАЗагрегат (Kalina, Granta, Priora, 4х4) и «ТПВ Рус» (Granta). Выхлопные датчики поставляет АвтоВАЗагрегат (для 4х4), а также немецкая Eberspacher.

Однако все эти поставщики уверяли, что не прекращали поставки на концерн. Причём некоторые даже утверждали, что на АвтоВАЗе имеется хороший запас уже поставленных автокомпонентов. Как будто намекали на то, что даже при задержке в поставках остановиться конвейер концерна не мог. Самой вероятной причиной приостановки работы российского концерна, по мнению партнёров-поставщиков, могли стать проблемы с оборотными средствами, которые сейчас испытывают многие российские предприятия.

Как бы то ни было, но уже со вторника, 23 июня, АвтоВАЗ возобновил работу авто­сборочных линий в штатном режиме. Пресс-служба концерна распространила информацию, что это стало результатом «успешных переговоров с поставщиками», проведенных накануне.

Проблемы, правда, на этом не закончились. Уже в среду, 24 июня, о трудностях сообщило совместное предприятие АвтоВАЗа и американского концерна General Motors – GM-Avtovaz, которое производит внедорожник Chevrolet Niva. Компания объявила, что с 1 июля и до конца года будет работать четыре дня в неделю.

«Изменения в графике работы коснутся производственного персонала (конвейер) и сопутствующих служб», – пояснили журналистам в пресс-службе предприятия.

По словам представителя GM-Avtovaz, компании пришлось пойти на этот шаг, чтобы не сокращать работников первой смены и сохранить персонал.

«Переход на четырехдневную рабочую неделю связан с тем, что на сегодняшний день ситуация на рынке очень неоднозначна: низкая покупательная способность, трудности с получением покупателями банковских кредитов, проблемы с низкой ликвидностью у дилеров», – сообщили в GM-Avtovaz.

И конечно, GM-Avtovaz – далеко не первый машиностроительный завод, сообщивший о наличии серьёзных проблем.

Тяжеловес был неповоротливым и «хилым»

То, что сегодня отечественный автопром переживает не лучшие времена, еще, что называется, мягко сказано. Во время любого экономического кризиса, как правило, в первую очередь страдают отрасли с большей добавленной стоимостью. Промышленное производство сокращается сильнее, чем сфера услуг, машиностроение – сильнее, чем торговля, и т. д. Поэтому на фоне кризисных явлений в России одним из самых проседающих секторов становится автопром. Так было и в 2008–2010 годах, так получается и сегодня. Конечно, некоторое оживление после кризиса 2008 года в постоянно стагнирующую отрасль было внесено усилиями российского правительства путём миллиардной господдержки и программами льготного автокредитования и утилизации старых авто. Западные инвесторы тоже внесли свою лепту в развитие, но в условиях нового кризиса не справляются и они.

В 2014 году, ещё до обвальной девальвации рубля, автомобильный рынок уже уменьшился на 13%, продажи легковых автомобилей упали на 11%. Девальвация картину усугубила – импортные компоненты и материалы стали значительно дороже, а снижение реальных доходов населения ощутимо сократило спрос на автомобили. Высокие ставки по кредитам, в том числе и на покупку автомобиля, тоже сыграли свою роль в падении российского автопрома.

По состоянию на май 2015 года спад уровня продаж легковых автомобилей в России составил около 40%. Продажи грузовых автомобилей в России, по данным Автостата, сократились в январе-мае на 47,2%. Вслед за объёмами продаж сократилось и производство. В конце мая Минэкономразвития РФ поделилось неутешительными прогнозами. По расчётам ведомства, производство легковых автомобилей в 2015 году может сократиться на 18–20% по сравнению с 2014 годом, грузовых автомобилей – на 20–25%.

У них нестабильно, у нас – негативно

Проблемы крупных сборочных предприятий в обязательном порядке аукается не очень крупным, но очень важным производителям комплектующих. Например, нашим саратовским. В Саратовской области на нужды в том числе тольяттинского автокомбината АвтоВАЗ, как известно, тоже работает несколько заводов – ОАО «ЕПК Саратов», ОАО «Балаковорезинотехника», ЗАО «Резинотехника», ЗАО «Электроисточник». А всего производством автокомпонентов для различных машиностроительных заводов России занимаются 11 предприятий нашего региона.

Как отмечают в министерстве промышленности и энергетики Саратовской области, все производства комплектующих с конца 2014 года и до нынешнего дня находятся в нестабильной ситуации.

«Периодические остановки и «рваный» режим работы крупнейших автосборочных предприятий России негативным образом отражается на социально-экономическом положении и перспективах развития этих предприятий», – говорят в областном минпроме.

И тоже подтверждают, что самое негативное влияние на работу предприятий оказывают спад продаж автомобилей в целом, высокие процентные ставки банков и рост цен на материалы и комплектующие.

«Снижение объема производства автомобилей в России фиксируется уже третий год подряд, – поясняют ситуацию в пресс-службе ведомства. – Однако при сокращении объёма продаж новых автомобилей оживает рынок запасных деталей. Диверсификация производства за счёт работы на другие отрасли или зарубежные конвейеры позволила большинству предприятий, работающих в нашем регионе, сохранить темпы роста или упасть незначительно. Вместе с тем три предприятия из 11 работают в режиме неполной занятости, у двух объемы производства упали более чем на 30 процентов».

Министерство предлагает продолжить поддержку отрасли мерами, которые уже показали свою эффективность. Имеется в виду прежде всего продление действия государственной программы утилизации транспортных средств, льготное автокредитование для физических лиц с максимальной стоимостью автомобиля 1,2–1,5 млн рублей и процентной ставкой не выше 15%, а также дальнейшая реализация программы субсидирования части процентной ставки по кредитам на приобретение отечественных транспортных средств.

Кроме того, саратовское ведомство считает, что необходимо срочно принимать и дополнительные меры. Отечественному машиностроению очень помогут госзакупки автотранспортных средств российского производства для нужд федеральных, региональных, муниципальных органов власти, государственных корпораций, холдингов. Или еще можно дать разрешение использования материнского капитала на приобретение нового автомобиля. Или надо подумать над временной занятостью и профессиональным обучением работников предприятий автомобильной промышленности.

Страх и сокращения

Трудности сегодня испытывают не только производители легковых автомобилей. По данным федеральных изданий, на минувшей неделе работники орловского Дормаша (выпускает бульдозеры, автогрейдеры и другую дорожно-строительную технику) объявили о готовности начать голодовку из-за невыплаты зарплат, которую задерживают по 2–3 месяца, и это уже стало нормой. Спасать машиностроительный завод взялась администрация Орловской области. Правительством региона было принято решение купить у Дормаша несколько автогрейдеров для госнужд, чтобы заводу было чем расплатиться с рабочими.

Руководство крупнейшего российского производителя тяжелых грузовиков КамАЗ рассматривает вопрос о двукратном сокращении инвестпрограммы до 2020 года – до 46,5 млрд рублей с 93 миллиардов. При этом инвестпрограмма на 2015 год может сократиться на 30 процентов – до 10 млрд рублей. А буквально в минувшую пятницу стало известно, что из-за убытков, понесённых компанией в 2014 году, когда продажи упали на 12 процентов, а чистая прибыль снизилась с 4,3 млрд рублей практически до нуля (211 млн рублей), совет директоров принял решение прекратить выплату дивидендов совладельцам.

Массовые сокращения персонала ожидаются на машиностроительных заводах Челябинской области – 7,8 тысячи человек. Самое масштабное высвобождение ещё весной обещал подконтрольный Уралвагонзаводу ЧТЗ-Уралтрак – 80 процентов персонала к лету (пять тысяч человек).

Пока эти планы в жизнь не воплотились, но, как пишут уральские газеты, сегодня в связи с падением объемов производства 122 предприятия Челябинской области работают по сокращенному рабочему дню. В этом режиме сейчас трудятся около 21 тысячи человек.

Курс на вывоз

Правительство России уже ищет новые способы, инструменты, пути спасения отечественного автопрома. Есть идея – переориентировать потоки продукции российских заводов на экспорт. В основе – предложение группы ГАЗ Олега Дерипаски. По данным федеральных изданий, премьер-министр Дмитрий Медведев уже поручил профильным федеральным министерствам обсудить их. Среди предложений, например, субсидирование логистических затрат и разработок экспортных модификаций. Что-то говорится и о расширении программ льготного лизинга и автокредитования для экспортеров. Группа ГАЗ также добивается снижения стоимости экспортных кредитов.

Идеи группы ГАЗ ещё не одобрены и не поддержаны, но, по данным СМИ, тройка ведущих автозаводов России, в которую входят ВАЗ, КамАЗ и ГАЗ, уже нацелены на удвоение поставок своей продукции на традиционные рынки, главными из которых являются страны СНГ, а также страны Латинской Америки и Африки. Уже в этом году АвтоВАЗ планирует довести экспорт своих изделий туда до 100 тысяч.