Заплатить налоги и выжить

Оценить
Бизнесменам рассказали о трёх ошибках в предпринимательстве

В ближайшем будущем прибыль бизнеса в России может упасть на 20–30 процентов. Такой прогноз сделал директор саратовской школы бизнеса «Диполь» Владимир Видро, выступая на минувшей неделе на бизнес-форуме «Женское предпринимательство региона».

По словам Видро, такие выводы он сделал, ознакомившись с отчётами Федеральной налоговой службы РФ за первый квартал 2015 года. Согласно им поступления от налога на прибыль выросли на 29%, а поступления от НДС – на 21%. «Как им это удалось сделать? Притом что мы знаем, что кризис есть», – поинтересовался Видро, заметив, что налоговые проверки при этом, наоборот, сократились на 20%.

Это не кампанейщина

Оказывается, ФНС РФ ввела автоматизированную систему обработки данных, способную сопоставлять информацию из разных источников (в том числе от банков) и самостоятельно высчитывать, сколько конкретная организаций должна заплатить налогов. Об открытии гигантского центра по обработке данных не так давно сообщил и Мифин РФ. «Всё это приведёт к тому, что налогов будет собираться всё больше и больше, – пояснил Видро. – И это не кампанейщина, а настоящая технологическая революция в области налогообложения».

Но тогда логично предположить, что на эти же 20–30% упадёт и прибыль бизнеса. «Раньше эти деньги оставались в компаниях, а теперь пойдут в бюджет, – заметил Видро. – И предложил не рассматривать, почему они там оставались, какие схемы использовали компании. – Это же только чиновники-обыватели думают, что прибыль прямым ходом идёт в карман собственника. Мы-то знаем, что в большинстве нормальных бизнесов она сначала идёт на развитие».

По мнению Видро, такое одномоментное снижение прибыли может быть весьма болезненным для ряда компаний, а для многих «это вообще может обернуться банкротством».

Думай шире

Чтобы смягчить последствия роста в сборе налогов, Видро посоветовал предпринимателям заниматься повышением эффективности бизнеса. Но только не за счёт новых налоговых схем – применять их будет всё сложнее и сложнее. В связи с этим руководитель школы бизнеса рассказал о трёх ошибках, которые важно не допускать предпринимателям.

«Мы не думаем шире, чем наши текущие проблемы, чем наш конкретный бизнес, – рассказал о первой ошибке Видро. – Не обращаем внимания на незаметные факторы, которые складываются в тенденции, в проблемы или в возможности».

В пример была приведена низкая производительность труда в Саратовской области. «Выработка работника в среднем в Саратове примерно 750 тысяч рублей в год, – пояснил Видро. – При этом средняя зарплата в год примерно 330 тысяч рублей. То есть у нас в области фантастически низкая производительность труда. Хуже, чем в среднем по России». Но на самом деле этот минус несёт в себе ещё и «большие возможности». Грамотно организовав бизнес и повысив производительность труда, можно будет и нивелировать грядущие проблемы с налогообложением.

Молодые и дерзкие

Вторая проблема – игнорирование проблемы кадров. «В Саратовской области довольно серьёзный кадровый голод, – убеждал Видро. – Потому что объём экономики не такой большой, как в Москве, где хорошие специалисты мигрируют из компании в компанию, выполняя функцию пчёл и перенося на лапках позитивный опыт».

В довесок на 13% снизилось количество выпускников вузов и число поступающих в вузы. Кадровый голод усиливается демографической ямой. В таких условиях даже переманивать чужих сотрудников становится бессмысленно – нужно обучать собственных. При этом особенно большое внимание следует уделять молодому поколению. Ведь вузы не успевают подготовить молодых специалистов достаточным образом, поэтому для работы в бизнесе они оказываются плохо обученными.

Молодёжь надо обучать новым специальностям, так как в современном мире внедрение новых технологий происходит всё быстрее и быстрее. А молодое поколение как раз неплохо в этом разбирается. Кроме того, новое поколение обладает хорошей многозадачностью и способно решать самые сложные задачи – при условии, если они им интересны. Однако современные молодые люди ещё и чрезмерно амбициозны. «Все, наверное, сталкивались, принимая молодёжь на работу, что ребята хотят высокую оценку по зарплате, не дожидаясь, когда они сами что-нибудь сделают», – пояснил Видро.

«Важно не совершать ошибку, думая, что можно позволить себе выстраивать бизнес, не интересуясь этой информацией, – заметил руководитель школы. – Если в компании не заниматься проблемой адаптации молодых людей, то это очень высокий риск вреда для бизнеса».

Рынков много

Третья ошибка бизнеса – зацикливаться на одном только саратовском рынке. Ведь наша область занимает не самые лучшие позиции в социально-экономических рейтингах. Например, в рейтинге состояния инвестиционного климата она находится только на 50-м месте.

Средний доход жителя Саратова также оставляет желать лучшего.

«Можно, конечно, расстраиваться, что мы тут поселились, – заметил Видро. – Но на самом деле надо радоваться тому, что есть 49 регионов, где инвестиционный климат лучше. Надо искать возможности развития своего бизнеса, выхода в другие регионы». Тем более что половина из 20 лидеров рейтингов – регионы ПФО. «То есть даже далеко ехать не надо».

Бизнес по-саратовски – значит небольшой

Плохие условия для развития предпринимательства в Саратове – результат работы областного правительства.

Владимир Видро рассказал корреспонденту «Газеты недели» о том, с какими ещё проблемами сталкивается саратовский бизнес.

«Так сложилось за последние 20 лет, что в Саратове, почти миллионном городе, мало штаб-квартир компаний федерального масштаба. Только представительства. Очень много таких отделений, куда шли инвестиции на всю сеть, есть в Нижнем Новгороде, Самаре, Казани... Все сотовые компании имеют региональные центры в каком-то из этих городов, но не в Саратове. Банки тоже в этом ряду. Например, у Сбербанка центральное отделение находится в Самаре... К нам же эти инвестиции практически не шли. Здесь с 90-х годов не было создано таких условий. В результате бизнес у нас небольшой, несравнимый с другими поволжскими субъектами Федерации. Это самая важная проблема, потому что для развития малого и среднего бизнеса нужно, чтобы он развивался в среде, где действуют крупные компании. На них можно работать на условиях аутсорсинга, от них можно получать заказы, обмениваться с ними персоналом и так далее...»

По мнению Видро, причина кроется в слабой работе областной власти по данному направлению: «Я думаю, это сложившаяся практика действия региональных властей. Никаких других причин не вижу. Они не создали привлекательные условия. В своё время Саратов обладал рядом совершенно уникальных достоинств. Половину прошлого века он был одним из лидеров страны по хай-теку того времени. Это был научный и промышленный центр, здесь было огромное количество высокотехнологичных предприятий, технической интеллигенции, учёных... При этом тут была огромная энергетическая насыщенность».

«Просто сожалеть о прошлом бессмысленно – тот путь уже нельзя повторить, – поделился своим видением решения проблемы мой собеседник. – Я думаю, что сейчас важно привлекать крупных игроков в регион. Индивидуально работать с ними, создавая индивидуальные условия».

В последнее время в Саратовской области открылась целая череда новых заводов, однако Видро считает их количество всё равно недостаточным для региона с такой численностью населения. «Здесь до сих пор нет ИКЕИ, которая сюда пробивалась, – напомнил собеседник. – Разве от кого-нибудь, кроме региональных властей, это зависит? В другие регионы эта компания почему-то пришла».