Дорога к дому лежит через суд

Оценить
Сироты добились отмены незаконных правил выделения жилья

Саратовский областной суд признал недействующими статьи регионального закона «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот». Документ устанавливал не предусмотренные федеральным законодательством ограничения для сирот, пытающихся получить бесплатные квартиры, и содержал коррупциогенные факторы.

Поводом для разбирательства послужил гражданский иск четырех бывших воспитанников интерната. Молодые люди несколько лет стоят на учете как нуждающиеся в жилье. Согласно федеральному закону, сироты имеют право получить бесплатную квартиру по достижении совершеннолетия. Однако в саратовском министерстве строительства молодым людям не смогли назвать даже примерные сроки выдачи ключей, так как местный закон позволяет ведомству исполнять обязанности «по мере формирования специализированного жилого фонда».

Как заключил областной суд, законодательная поблажка служит для чиновников «основанием для несовершения действий». Региональные власти, как правило, ссылаются на то, что в бюджете не хватает денег на строительство домов для сирот. Суд признал эти доводы несостоятельными. По утверждению Министерства финансов РФ, в 2013 году субсидии региону были перечислены «в полном объеме», но область использовала денежные средства недостаточно эффективно, поэтому в 2014 году федеральный центр сократил сумму на 20 процентов.

По мнению суда, областной закон содержит коррупциогенные факторы. Например, не определены правила составления списка сирот, не имеющих жилья, то есть чиновники могут с опозданием вносить в список нуждающихся. Кроме того, министерство строительства по собственному усмотрению выбирает из общего списка тех, кто будет участвовать в жеребьевке по распределению квартир.

Гражданский иск, поданный сиротами, поддержали представители прокуратуры. Надзорное ведомство не раз указывало на нарушения, происходящие при выделении льготного жилья.

В Саратовской области живут 8,9 тысячи сирот

Только у 2,4 тысячи из них есть закрепленное жилье (чаще всего это дома, где продолжают жить их пьющие родственники). По закону муниципальные власти обязаны следить за сохранностью такого жилья, но, по оценке прокуратуры, эта работа ведется плохо: например, в Питерском районе чиновники больше года не проверяли, осталось ли что-нибудь от сиротских избушек.

Несмотря на существование федерального и областного законов, для получения права на жилье сироты вынуждены проходить еще и судебную процедуру. В частности, только в Саратове городская прокуратура подала с начала года больше двадцати подобных исков. Суды в абсолютном большинстве случаев принимают решения в пользу сирот и возлагают на областное министерство строительства обязанность исполнить закон, но эти решения плохо исполняются. Как сообщает прокуратура, в саратовском городском отделе по особым исполнительным производствам допускаются «бездействие и волокита»: по делам, касающимся жилья для сирот, не проводились никакие действия в течение трех-четырех месяцев, чиновников, не исполняющих решение суда, не только не привлекали к уголовной ответственности, но даже и не предупреждали о такой возможности.

Застройщики, которые получают бюджетные деньги на строительство квартир для сирот, порой затягивают сроки работ или сдают дома, не соответствующие санитарным нормам. Например, в поселке Степное для сирот соорудили квартиры, не подключенные к канализации (хотя благоустройство жилья было одним из условий госконтракта). В Марксе «сиротская» стройка замерла на стадии фундамента, эти квартиры должны были сдать в декабре 2014 года. За допущенные нарушения, согласно прокурорскому представлению, один чиновник областного министерства строительства был наказан в дисциплинарном порядке.