FFS. FFS, 2015
Супергруппы обычно образуются, когда несколько известных музыкантов из разных коллективов – или занимавшихся сольной карьерой – образуют новый коллектив. Самый яркий пример тому – Cream.
В нашем случае всё обстоит несколько иначе: соединились сразу две группы – шотландский квартет Franz Ferdinand и американская группа Sparks. О постоянном составе Sparks говорить трудно, основу бригады составляют братья Маэлы – Рон и Рассел, остальные музыканты приглашаются время от времени. FF, наоборот, славится постоянством состава: с 2002 года музыканты играют вместе.
Но это, так сказать, предварительная информация. Главный же вопрос в другом: для чего собираться вместе? Те же Cream собрались для того, чтобы продемонстрировать миру игру сразу трех гениев (одновременно – несовместимость их характеров). Для чего объединились в единую формацию Franz и Sparks, не совсем ясно. У меня есть один два ответа, один обидный. А именно: стареющие и теряющие популярность Sparks соединились со своими молодыми коллегами, чтобы привлечь к себе внимание. Ответ второй: Franz Ferdinand решили испытать себя в новом жанре, имя которому – попса.
FF называется инди-группой, играет жесткий гитарный рок, временами достаточно монотонный. Sparks, хотя пишут о них, что они замечательные экспериментаторы, играют по сути обычный танцевальный поп. И всякие разговоры об элементах психоделии, прогрессива и так далее – от лукавого. Попса – она и есть попса. О том, что получилось в итоге, можно судить уже по первой песне – Johnny Delusional. На первый план выходят электронные клавишные Рона Маэела, Алекс Капранос (вокалист FF) и Рассел Маел поют противными дискотечными фальцетами, ударные Пола Томпсона очень похожи на драм-машину. Вторая песня, Call Girl, заставляет вспомнить Дитера Болена и его дуэт Modern Talking.
Но потом альбом постепенно меняет курс. Вряд ли вы догадаетесь, в каком направлении. Так вот, FFS очень хочет быть похожим на оперу. Нет, никто не спорит, были удачные случаи симбиоза: Jesus Christ, Bohemian Rhapsody. Но здесь все равно что-то не так. Слишком ощутим привкус попсы, плюс некоторые моменты являются прямыми отсылками к Jesus Christ. Хотя всё же «оперное, симфоническое» вроде есть – лидирующие клавиши Рона, хоральные а капелла, не песни, а арии. Особенно Collaborations Don’t Work и Piss Off.
В Интернете кто-то написал, что Franz Ferdinand совершили музыкальное самоубийство, выпустив такой альбом. Наверное, это слишком резко. Но тысячи поклонников группы тяжело ранены в ходе этого эксперимента, это совершенно точно.