Мы в цифрах не ошибаемся

Оценить
В комитете дорожного хозяйства любую смету не только нарисуют, но и обоснуют

В Саратовскую область пришли деньги из федерального бюджета. И в минувший четверг на заседании комитета по бюджету в Саратовской областной думе депутаты смотрели, на какие цели их предлагает использовать правительство региона. Чиновники очень огорчили народных избранников тем, как распорядились средствами, предназначенными для пополнения дорожного фонда.

За небольшой участок реконструкции дороги в Федоровском районе предлагается заплатить более 300 миллионов рублей. Особенно возмущались депутаты, связанные со строительной сферой. По их глубокому убеждению, километр новой дороги в Саратовской области не должен стоить больше 20 миллионов рублей. А здесь получается, что в три раза дороже платить придется.

Это взлетная полоса, что ли, будет?

Геннадий РудыкинПервый заместитель председателя областного дорожного комитета Геннадий Рудыкин, вполне возможно, был не очень-то и виноват. Он всего лишь зачитал перечень объектов, на которые будут истрачены выделенные федеральным правительством деньги. Может, он вообще не имеет никакого отношения к сметам? Но ему досталось по полной программе.

Во-первых, за то, что перечень объектов с денежной разблюдовкой депутаты должны были воспринимать на слух. Никто не позаботился о том, чтобы крупненько напечатать всё это на листочке и положить перед каждым депутатом. Из-за этого член комитета депутат Александр Стрелюхин вообще чуть не получил инфаркт. Потому что услышал, что за 325 миллионов рублей реконструируют всего 1,5 км дороги Энгельс — Ершов — Озинки. То есть цена работы получалась более чем в 200 миллионов рублей за километр, что ли?

Геннадий Владимирович посмотрел на Стрелюхина, который сейчас депутат и директор завода, а раньше-то и заместителем председателя саратовского правительства был, строго. Как на невнимательного школьника. И сказал, что не полтора километра, а целых пять за эти деньги отремонтируют.

— Пять километров за 326 миллионов? 60 миллионов километр? — не унимался Стрелюхин.

— Да, — уверенно и без всякого смущения подтвердил Рудыкин.

— И там реконструкция?

— Да.

— Режет слух, однако, — сказал Стрелюхин и сделал эффектную паузу.

Рудыкин начал говорить об экспертизах и технической и сметной части. Как бы намекать, что не чета Стрелюхину специалисты не усомнились в правильности расчетов, а он тут смеет что-то пересчитывать.

Стрелюхин начал искать ту деталь, которая поможет ему объяснить такие затраты. Спросил про ширину дороги. Рудыкин не ответил.

— Она как взлетная полоса, что ли, будет? — Это депутат Алексей Сергеев, который вёл заседание вместо председателя комитета Николая Семенца, решил поддержать Стрелюхина в его борьбе с аппетитами дорожников.

Но Рудыкина вопросами с подкольчиками с пути истинного не собьешь. Он сметы защищать еще в советские времена, похоже, научился. И, не вдаваясь в разговоры о ширине — достаточно депутатам уже длину участка знать, — просто сказал, что реконструкция дороги всегда дороже, чем строительство.

— Так, может, лучше рядом новую дорогу построить? — с жаром спросил Стрелюхин. — И будет уже не пять, а десять километров дороги? Или вы ошибаетесь все же в цифрах?

— Мы в цифрах не ошибаемся, — был непреклонен Рудыкин. И еще раз повторил, и еще раз для тех, кто не верит или не понял. — Мы в цифрах не ошибаемся.

— Ну тогда это круто, — только и мог сказать Стрелюхин.

Леонид ПиснойА депутат Леонид Писной, который на заседании прошлого бюджетного комитета негодовал из-за восьми домиков на 100 миллионов рублей на базе отдыха «Пещера монаха», на этот раз ограничился едкой репликой про «эффективность использования бюджетных средств».

Так они и сидели, возмущенные, с трудом подбирая слова, чтобы скрыть эмоции. Но тут их коллега, председатель аграрного комитета Николай Кузнецов начал оправдывать такие затраты. И говорить, что дорога эта сложная, что губернатор собирается передать ее содержание на федеральный уровень, но одно из требований — привести ее до этого в порядок. А там только семь километров нормальные, оказывается. Всё остальное убитое.

Пока Кузнецов говорил, Рудыкин взял себя в руки. И спокойно рассказал депутатам, что эти вот пять километров будущей федеральной трассы в Федоровском районе построены «из грунтового резерва притрассового». А земляное полотно сложено из растительного грунта. И вот теперь нужно всё это чудо инженерной мысли разобрать и заново возвести дорогу. «Это стоит определенных денег. Что мы сейчас будем вести вопрос о строительстве участка рядом? Нужно отвести под новый объект тогда землю, — говорил Рудыкин. И еще раз с нажимом обозначил. — В этом году».

Алексея Сергеева совершенно не устраивало, как Рудыкин уводил депутатское негодование в сторону. «Услышьте депутатов, — убеждал он Рудыкина. — Они задают правильные вопросы. Мы же в прошлом году обсуждали уже, что километр дороги не должен стоить больше 20 миллионов рублей. Сейчас речь идет о 60. Мы хотим понять, в чем проблема? Почему такая дорогая дорога?»

Депутат Писной высказал предположение, что «проектировщики живут как при социализме: чем дороже проект, тем больше премия». В конце концов Рудыкина попросили принести смету на заседание фракции партии «Единая Россия» перед заседанием думы, дав понять, что разговор не закончен.

Депутатская взыскательность — штука, конечно, хорошая. Грустно только то, что никто из народных избранников не задал Рудыкину вопрос о дорожных деньгах для Саратова. Там дорожный фонд пока мизерный. Всего около ста миллионов рублей. И саратовские власти очень надеялись на то, что из этого федерального транша в более чем миллиард рублей им хоть что-то перепадет. Но не случилось. 1 млрд 116 млн рублей распределяются следующим образом:

– на строительство мостового перехода через судоходный канал в Балакове отправляют 547 млн рублей;

– на строительство участка дороги Самара — Пугачев — Энгельс — Волгоград рядом с Волгоградской областью — 177 млн рублей;

– на реконструкцию автоподъезда к селу Подлесное от автомобильной дороги Хвалынск — Ивановка — Алексееевка — 66 млн рублей;

– на реконструкцию автодороги Энгельс — Ершов — Озинки на участке в Федоровском районе — 325 млн рублей.

И немножко на молоко и воду

Среди федеральных денег было еще 123 миллиона рублей на помощь сельскому хозяйству. Основная часть — 80 миллионов — на реализацию целевой федеральной программы «Развитие мелиорации земель сельхозназначения». Их получат 13 сельхозпроизводителей, которые уже сделали работы и подвели поливные конструкции к своим гектарам. Пока планируется, что поливной клин Саратовской области прирастет в этом году на 3,5 тысячи гектаров. Капля в море, конечно, в наших миллионах гектаров. Но деньги лишними не бывают. Любые.

Как выяснилось на заседании комитета, в первом квартале дотации производителям молока высшего сорта составляли меньше рубля (92 копейки из федерального бюджета и 6 копеек из областного), за первый сорт доплачивали 42 копейки из федерального и 5 копеек из областного бюджета. На второй квартал деньги вот только пришли. Но дотации будут примерно такими же. Получают их 90 сельхозпроизводителей. Почти в два раза больше, чем в прошлом году. Из-за того что требования по надоям снизились, в программе стали участвовать даже фермеры, что, конечно, плюс.

Как сказала первый заместитель министра сельского хозяйства Надежда Кудашова, есть надежда, что по итогам полугодия могут быть пересмотрены в большую сторону объемы федеральных средств. Потребность в этом есть. Потому что в прошлом году на программу выделялось 90 миллионов рублей, а в этом пока всего 60. А областной бюджет по этой программе может выделять на самом деле крохи. На 2015 год всего заложено 5 миллионов рублей, выплачено пока 1,5 миллиона.