Оттепель за полтора часа

Оценить
В рамках проекта «Свободная среда» прошла третья встреча

В издательстве «Слово» 17 июня лектором стал доктор философских и кандидат филологических наук, профессор СГУ, доцент кафедры зарубежной литературы и журналистики Института филологии и журналистики СГУ Вадим Михайлин с докладом «Проект «советский человек»: оттепельное издание».

Правда, в самом начале лекции Вадим Юрьевич оговорился, что сформулирована тема принципиально нечетко, поскольку никогда такого проекта в принципе не было, но было «большое количество разнонаправленных импульсов». Проект с треском провалился, но странным образом воплотился в нынешних российских реалиях. Правда, профессор тут же заметил, что о последнем он говорить будет уже не здесь, а на Пирровых чтениях, которые в этом году пройдут 2–4 июля.

В 1925 году не было еще никакого советского народа, продолжил антрополог, был трудовой народ. Да и вообще в советские времена все существенно менялись. Понятие советского человека было зыбким, поскольку зыбкость предугадывалась колебаниями генеральной линии партии. Особенно серьезные коррективы в формирование образа советского человека, впрочем, внесла Великая Отечественная война.

Более подробно Михайлин остановился на переломном для истории СССР XX съезде КПСС и, в частности, речи Хрущева, которая с антропологической точки зрения стала документом самозащиты элиты. Что касается непосредственно самой «оттепели», то она началась с разгона ряда партийных организаций, слишком буквально воспринявших свободу критики, а закончилась, по мнению лектора, 2 июня 1962 года расстрелом рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода. В это время «поместилась странная эпоха, в рамках которой можно было мечтать в строго определенных пределах свободы».

Большую часть лекции Вадим Юрьевич разбирал характерные черты советского человека по эпизодам из фильмов «Они были первые» (1956), «Она защищает Родину» (1943), «Шумный день» (1960) и «Рабочий поселок» (1965). В оттепельном кино впервые появились дауншифтеры, сбегавшие от шумной жизни в деревни, в шутку добавил Михайлин.

После перерыва филолог ответил на вопросы — в частности, о своем отношении к сериалу «Оттепель» и о том, почему советское кино было так популярно в Европе, если говорило на языке, понятном лишь советскому человеку. В отношении последнего Вадим Юрьевич заметил, что популярно было далеко не всё, а то, что оказалось востребованным, не было связано с интимными советскими кодами. Например, «Летят журавли» поразили западную публику возрождением традиций конструктивизма. С другой стороны, это было кино, рассчитанное на эмпатию, сопереживание. Что же касается «Оттепели» Тодоровского, то она является «китчем и гламуром, но осознанным и принципиальным», при этом не становится и мелодраматизацией исторического процесса. Впрочем, заметил Михайлин, он «Оттепелью» специально не занимался.