У одних тоннели, у других горизонты

Оценить
По российскому телевидению нам показывают не всё, а какой-то выдуманный мир, где мы будто бы «в шоколаде»

Знаете ли вы, зачем президент Казахстана провел досрочные выборы, на которых, как и предполагалось, сам и победил? Чтобы успеть, пока еще в здравом уме, провести реформы, которые неузнаваемо изменят страну до такой степени, что будет всё равно, кто будет следующим президентом. Догадываетесь ли вы о том, что президент России никогда уже не начнет таких реформ? Если нет, то знайте, что он сам об этом сказал на последнем представительном форуме в Петербурге, который состоялся на минувшей неделе.

Свет уже появился, а если вы его не видите, то это ваши проблемы

Все знают, кто такой Виктор Вексельберг. В Саратове — хотя бы потому, что он со своей компанией «Ренова» подрядился построить новый аэропорт в Сторожевке. Ну а большинству достаточно вспомнить много раз растиражированную историю про яйца Фаберже, которые Виктор Вексельберг то ли купил, то ли продал очень для себя невыгодно. И вот теперь, после того как вы освежили свои впечатления об этом представителе российской бизнес-элиты, процитирую журнал «Slon», корреспонденты которого спросили на экономическом форуме в Петербурге, чего он ждет от выступления президента Владимира Путина. Глава «Реновы» и фонда «Сколково» сказал: «Как и все, хочу услышать что-то радостное, есть ли свет в конце тоннеля».

Российский телезритель из новостных передач последних дней, безусловно, понял, что свет есть, что тоннель расширяется и всё в итоге в России будет хорошо. Однако некоторые эксперты морщились, а были и такие участники форума, которые прямо говорили, что президент России Владимир Путин рассказал собравшимся о какой-то виртуальной реальности. И, по моему мнению, они дали честную оценку выступлению президента.

«Экономическая ситуация изменилась», — говорит Путин о текущем моменте. И перечисляет, что Россию ограничили в доступе к международным капиталам, что цена на нефть упала вдвое, что у нас спад ВВП. Но вместо того чтобы начать рассказывать о планах правительства по выползанию из непростого положения, президент вдруг изрекает абсолютно не имеющее к действительности умозаключение.

«Еще в конце прошлого года нам предрекали глубокий кризис. Этого не произошло! Мы стабилизировали ситуацию. Потому что экономика России накопила запас внутренней прочности», — говорит Путин. И еще говорит, что есть очевидная тенденция к снижению инфляции, что банки адаптировались к новым условиям, в которых им приходится работать дорогими деньгами, сталкиваться с неплатежами клиентов и жить под более пристальным приглядом регулятора. А еще глава государства зачем-то хвастается тем, что в резервном фонде и фонде национального благосостояния осталось много денег. И можно с ними жить спокойно.

Он что, забыл, как еще совсем недавно в новостях российским телезрителям рассказывали, что почти на все миллиарды долларов ФНБ претендует глава Роснефти Игорь Сечин? Или не знает, что резервный фонд начинает без всяких особых согласований тратиться автоматически на бюджетные нужды, как только цена на нефть опускается ниже 80 долларов за баррель? И что все эксперты наперебой говорят, что если цена на нефть не поднимется, то резервного фонда уже на следующий год не хватит, не слышал ни разу?

Мне стало даже немножко жалко Владимира Путина. Но главное оказалось впереди. Он стал рассказывать про суть импортозамещения, к которому нас подтолкнули санкции. И суть эта оказалась в том, что нам нужно научиться производить продукт, который будет конкурентным на других рынках. Как называется этот продукт, не сказал. Наверное, надеется на бизнес, который если сумел накормить и одеть страну в девяностые, то сейчас уж, окрепший и даже, можно сказать, разжиревший, знает, где найти то, не знаю что, и принести его туда, не знаю куда. За этот грядущий подвиг президент пообещал создавать новые предсказуемые условия для ведения бизнеса. Но сначала, конечно, предстоит сформировать «целый класс государственных менеджеров, которые умеют работать гибко». А после этого в России наконец заработают штабы, фонды и центры, которые будут следить за всеми мерами обещанной президентской поддержки.

«Российские компании должны занять лидирующие позиции в тех отраслях и на тех рынках, которые будут ведущими в ближайшие десятилетия». Какие это будут отрасли и рынки, тоже не сказал.

Об аресте российского имущества в целях обеспечения выплат по делу акционеров ЮКОСа — ничего не объяснил. О дальнейшей девальвации рубля, которая, конечно же, нам еще предстоит, не предупреждал. Зато оттолкнувшись от проблемы греческих долгов, которые уже зашкалили за все пределы, напомнил аудитории прекрасный афоризм из еврейского анекдота про то, что если вы кому-то должны, то это не ваша проблема, а того, кому вы должны. И сказал, что именно такой подход считает абсолютно правильным. Так что на месте наших западных кредиторов, которым российский бизнес должен сотни миллиардов долларов, я б насторожилась.

Потом Владимир Владимирович поговорил об ошибках Украины, США и Европы. Назвал главным торговым партнером России Китай. И пообещал и дальше строить свою политику с учетом национальных интересов. Которые состоят не в том, чтобы в стране было столько денег, чтобы можно было бесплатно выучить и вылечить каждого ребенка. И не в том, чтобы наши пенсионеры стали самыми мобильными и веселыми стариками в мире. И не в том, чтобы сделать Россию самой привлекательной страной для умной талантливой молодежи из всех стран мира. И даже не в том, чтобы каждому работающему мужчине хватало хотя бы на виски, а не только на дешевое пойло. Наш национальный интерес состоит, оказывается, в том, чтобы установить равноправные отношения со всеми государствами. А на гегемонию в мире Россия не претендует, сказал Путин.

И все казалось бы, должны были вздохнуть с облегчением, подумав, какой у нас мудрый глава государства, но тут зловредный Интернет подсыпал майской статистики, по которой выходило, что число россиян, живущих за чертой бедности, снова приближается к 20 миллионам. А вот вроде только недавно было всего каких-то жалких 10 миллионов. И значит, на самом деле ничего мы не в шоколаде, как бы ни бодрились и как бы ни кричали о своем доверии к президенту. И вот по моему сугубо личному мнению, именно рост числа бедных, снижение реальных доходов людей и падение спроса населения на товары и услуги являются главными показателями состояния дел в стране. На которое никто не хочет (или не может) посмотреть комплексно. Не с точки зрения политиков, не с колокольни общественных деятелей, не из кресел чиновников и директоров. А как стратег, который не боится мечтать о том, как сделать жизнь в России через 10–15 лет завидной. То есть по-настоящему привлекательной для детей, которых нарожали российские родители, поверив в харизму, силу, мощь и ум президента нашего Владимира Путина.

Вы скажете, что мечтать, конечно, не вредно. Но где взять аналитиков, которые одобрят мечты, и управленцев, которые проведут их в жизнь? Вам кажется, что это невозможно. И будете неправы. Потому что в соседнем с нами Казахстане без лишнего шума, похоже, начинается экономическое чудо. Которым уже успел восхититься в прошлом чиновник, а ныне глава Сбербанка Герман Греф, тоскующий в последнее время о том, какой мы оставим Россию через десять лет, если в ней не будет проводиться никаких серьезных реформ.

Чему позавидовал Герман Греф

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев пошел баллотироваться на новый срок не с указами о том, кому и сколько денег должны найти и раздать регионы, а с сотней конкретных шагов для реализации пяти важных реформ.

Он сказал, что перед страной стоят пять масштабных задач:

– увеличение доли среднего класса,

– развитие единого внутреннего рынка,

– борьба с коррупцией,

– создание новых рабочих мест

– укрепление единства.

И оформил все эти сто шагов в конкретные программы.

«Когда я прочитал этот документ, — сказал Греф, — я испытал культурный шок. Это потрясающая программа на пути к эффективному государству. Казахстан стартовал с одной из самых амбициозных программ в мире. Когда я читал эту программу, у меня было ощущение, что я читаю программу правительства Сингапура. Я думаю, что этой программе многие европейские правительства могут позавидовать»,  сказал он на форуме «Усиление партнерства между Европой и Азией для обеспечения глобального роста».

В рамках формирования современного государственного аппарата будет изменена процедура поступления на госслужбу. Оно всегда будет начинаться с низовых должностей. Чиновники не имеют права выскакивать ниоткуда. Дальше расписаны все шаги, о которых в России говорят уже точно лет пятнадцать. Но ни один из этих стандартов так и не введен в обыденность. Даже такой простой, как повышение оплаты труда государственных служащих в зависимости от результатов деятельности. А уж о таких тонкостях, как обязательное предоставление служебного жилья ротируемым госслужащим на период исполнения должностных обязанностей без права приватизации, мы даже еще и не начинали мечтать. Как и о зарубежных менеджерах на госслужбе. У нас дальше иностранцев в роли тренеров спортивных команд дело не заходило. А мечтать о том, чтобы иностранцы делали государственную службу открытой и конкурентоспособной системой, не осмеливался еще даже самый главный российский оппонент власти Алексей Навальный.

Для реформы, которая обеспечит верховенство закона в Казахстане, придется сделать целых 18 шагов.

Мне, например, очень понравилась идея подотчетности судей гражданам. Для ориентира у граждан будет в открытом доступе этический кодекс судей. И если действия судьи гражданину покажутся несоответствующими, он может их обжаловать в специально для этого созданном судебном жюри при Верховном суде страны. И еще четкое выделение категории уголовных дел, по которым суд присяжных будет обязательным. И организация в Верховном суде инвестиционной коллегии для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов. И создание международного совета при Верховном суде республики Казахстан для внедрения лучших международных стандартов с участием авторитетных зарубежных судей и юристов. Этот Совет будет консультировать Верховный суд по вопросам совершенствования казахстанского правосудия. И сокращение участия прокурорав суде по гражданско-правовым спорам для упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса. И сокращение государственной службы судебных исполнителей.

Кстати, в украинском государстве подобный пункт при реформировании правоохранительных органов тоже отрабатывается. Украинские чиновники объясняют, что, когда государственным приставам придется конкурировать с частными судебными приставами, исполнительская дисциплина сразу подтянется.

Сотрудников казахстанской полиции в скором времени подчинят местным органам и вообще местным сообществам. Потому что будут созданы общественные советы, на которых будут рассматриваться жалобы людей на действия полицейских. А полицейское начальство дорожно-патрульной службы и вовсе может просто смотреть кино про своих подчиненных. Потому что они все будут снабжены видеорегистраторами, которые час за часом зафиксируют всё, что делает полицейский в ходе своего патрулирования.

Тюрьмы в Казахстане тоже обещают сделать не только государственными, но и частными. Или по крайней мере попытаются наладить государственно-частное партнерство в этой сфере, где тюрьма может быть государственной, но заботиться об условиях содержания заключенных смогут частные фирмы.

Третья реформа будет стимулировать экономический рост. Все неиспользуемые сельхозземли будут передаваться в государственный фонд для последующей распродажи. Таким образом государство хочет ввести все земли в оборот и при этом упростить процедуру смены целевого назначения земельного участка.

Много таможенных новшеств и налоговых. Среди важных для всех — обязательное введение налогового учета доходов и расходов всех жителей Казахстана, независимо от должностей и статусов.

В строительной отрасли резко сократят время, затрачиваемое на разрешительные и согласительные процедуры. В электроэнергетике уйдут от тарифов утверждаемых по «затратному» методу.

С целью выхода Казахстана на мировые рынки поставлена задача привлечения минимум десяти ТНК для создания экспортных товаров. В других приоритетных секторах экономики будут создаваться совместные с зарубежными инвесторами предприятия, чтобы в дальнейшем долю государства в этих совместных предприятиях выводить на IPO. Комплексный подход к решению этой проблемы предполагает создание благоприятного миграционного режима по примеру США, Канады, Австрии.

Как будет развиваться дорожное строительство, авиационные перевозки, в программе реформ тоже уже расписано. Читаешь, и веришь тому, что даже финансовый центр будет создан в Астане. Потому что уже расписано, как там будет функционировать своя независимая судебная система на принципах английского права, где судейский корпус сформируют из числа иностранных специалистов. Уже сказано, что самостоятельное законодательство центра должно составляться на английском языке. И применяться на нем же.

Квалифицированные кадры для новой экономики Казахстана будут готовить в десяти ведущих колледжах и десяти ведущих вузах, где обучение будет вестись на английском языке. В дальнейшем английский язык распространят на все школы и вузы.

И это мы еще не дошли до реформирования страны в целях воспитания идентичности и единства, создания корпорации «Правительство для граждан», которая станет единым провайдером государственных услуг, как это устроено в современной Канаде и современной Австрии. И еще много чего упустили, расширяющего горизонты.

Контролировать ход реформ будут отечественные и зарубежные эксперты. Так что следите за Казахстаном. И по возможности не ленитесь сравнивать устройство жизни в наших странах.