Платить больше, копить быстрее

Оценить
В Саратовской области пересматривают размер взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов

С 2016 года для жителей высоток с лифтами тариф может составить уже семь рублей с квадратного метра. Для всех остальных — пять рублей. Льготные «цены» для муниципальных районов, скорее всего, отменят. Приостановки действия программы, а тем более полной её отмены, правительство советует не ждать и не надеяться на неё. Эта проблема обсуждалась на заседании рабочей группы комитета областной думы по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики в минувшую пятницу.

Не вовремя как-то всё

Программа капитального ремонта многоквартирных домов, реализуемая в стране с прошлого года, продолжает оставаться одной из самых волнующих и самых обсуждаемых тем. И понятно, почему. Деньги-то на её реализацию извлекаются из карманов населения напрямую, не через налоги, а прямо так — обязан, вот и плати. На возмущённый протест населения государственная власть внимания практически не обращает. Списывает его на недалёкость ума российского народа. Мол, не понимают люди важной вещи, что дома, в которых живут, содержать и ремонтировать они обязаны сами. Вместо этого почему-то по старинке думают, что за них всё должно делать государство.

Недалёкость ума тут вряд ли имеет место. Говорить, скорее, нужно о дальновидности, о горьком опыте, а ещё о стремительно ухудшающемся финансовом положении большинства россиян, для которых дополнительный «ремонтный оброк» — это принуждение отказать себе в чём-то ином. Статистики говорят, что россияне уже начали экономить на еде.

Логика правительства на самом деле тоже понятна. Ведь и правда, если дом находится в коллективном владении частных лиц, то вся ответственность за его состояние тоже должна возлагаться непосредственно на владельцев. Трудно с этим спорить, особенно если на аргумент собственников о ненадлежащем состоянии товара, коим выступала квартира в момент приватизации, у государства есть напоминание, что приватизация была бесплатной, а значит, квартира — не товар, а подарок, так что нечего, мол, бесплатному коню в зубы смотреть.

В общем, предмет разговоров вокруг капремонта уже не в том, кто кому и чего должен, а в том, что программу не вовремя как-то запустили. Западные санкции, падение национальной валюты и экономики, общее удорожание жизни в России в целом, при ухудшающемся её качестве, сделали вопрос обязательных платежей за капремонт каким-то особенно болезненным. Многие и многие россияне решают этот вопрос самым доступным для них способом — игнорируют новую обязанность, то есть просто не платят взносы. В одной только Саратовской области долг за ЖКУ в целом перевалил за три миллиарда рублей. В ПФО, по данным официальной статистики, рост задолженности за жилищно-коммунальные услуги увеличился на треть за прошлый год.

Долги по оплате услуги «капремонт» пока не считают, говорят, что время для этого ещё не пришло. Но отмечают низкую активность населения в данной области. Реально взносы на капитальный ремонт в нашем, например, регионе делают не больше половины жителей многоквартирных домов.

Неплательщика штрафом не напугаешь

Вопрос борьбы с неплательщиками — лишняя головная боль для государственных чиновников. И долго думать над тем, как стимулировать россиян к оплате счетов, как повышать платёжную дисциплину в сфере ЖКХ, там, видимо, не хотят. А может, некогда им, потому что есть дела поважнее. Всё, до чего додумались «народные избранники», принимающие законы, — так это ужесточить наказание для тех, кто не платит. Как? Рублём. В Госдуме принят закон об удвоении штрафных пеней за просроченную задолженность.

Эксперты уже раскритиковали новый закон, заявив, что в лучшем случае эффект от него будет нулевым. В худшем — ситуация с долгами усугубится. Это, говорят, как с потребительскими кредитами, когда штрафные санкции банков в несколько раз превышают сумму основного долга кредитора и приводят к тому, что человек просто перестаёт платить. То есть и в жилищно-коммунальной сфере «наказание рублём» может привести к такому же результату: количество должников не только не уменьшится, а наоборот — существенно возрастёт.

Один из саратовских экспертов, кандидат экономических наук, член Общественной палаты Саратовской области Александр Степанов, рассказывал журналистам о том, что было бы лучше применять к должникам индивидуальный подход. Потому что все неплательщики — люди разные «как по своему социальному положению, так и по материальному». И причины неплатежей тоже у каждого свои. Кстати, Степанов согласен с тем, что сегодня не самое удачное время для введения каких-либо санкций против населения, в том числе против должников по ЖКУ.

Народ сдюжит, государство — нет

Справедливости ради стоит отметить, что не все депутаты региональных собраний или той же Госдумы выступают в своих решениях «против народа». Некоторые из них очень даже «за народ». Вот, например, депутаты от фракции «Справедливая Россия» выступали некоторое время назад с предложением приостановить реализацию программы кап­ремонта хотя бы на пару лет (именно столько, по заверению главы государства, потребуется российской экономике на восстановление после нынешнего кризиса, вызванного тем, что на нас ополчились все кому не лень). А ещё наш саратовский либерал-демократ, госдумовец Антон Ищенко запустил сбор подписей под петицией, требующей переложить бремя оплаты капитального ремонта с плеч граждан на государство. За месяц эту инициативу поддержали свыше 60 тысяч граждан.

Между прочим, среди саратовских коллег Ищенко сторонников его идеи немного. Некоторые, правда, предпочитают многозначительно отмалчиваться по вопросу, но иные прямо обвиняют депутата Ищенко в политиканстве. Негоже, мол, депутату Госдумы петиции сочинять в Интернете, пусть лучше сочиняет законопроект и ищет поддержки среди себе подобных.

Сегодня не самое удачное время для введения каких-либо санкций против населения, в том числе против должников по жилищно-коммунальным услугам.

Представители исполнительной власти, ответственные за реализацию капитального ремонта на территории Саратовской области, и слышать ничего не хотят ни о приостановке программы, ни о смене источников её финансирования. Министр строительства и ЖКХ Саратовской области Дмитрий Тепин яростно отстаивает нынешний порядок и говорит, что в противном случае всё просто развалится. «Мы знаем сегодняшнюю ситуацию в государстве, и если в будущем жилье будет рушиться, государство не сможет предоставлять новое, чисто экономически это невозможно», — говорит министр и добавляет, что действующая сейчас система обязательно будет работать как надо. Он в этом уверен.

Кстати, нельзя сказать, что саратовские чиновники от сферы ЖКХ совсем уж не принимают во внимание роптание жителей региона. Правда, делают это несколько спе­цифически. Вот, например, люди говорят об отложенном во времени эффекте от нынешних сборов за капитальный ремонт. Деньги собирают сейчас, а ремонт крыш, замена лифтов, перекладка водопроводов запланированы через несколько лет или даже десятков лет. Многие боятся, что просто не доживут до ремонта, другие опасаются, что за такой длительный срок ожидания случиться может многое, а их деньги просто уйдут в никуда. У областного минстроя нашлось решение для этой проблемы. Причём очень простое.

Денег нигде нет, остаемся мы

Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области предложило пересмотреть размер платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, установленный в регионе. И сделать это в рамках обещанной ежегодной актуализации параметров программы. Пересмотреть тариф предлагается на условиях дифференциации, но не только муниципальным районам, как было весь последний год, а ещё и приняв во внимание этажность и степень благоустроенности домов.

Как пояснил министр Тепин, с 1 января 2016 года предлагается дифференцировать размер взноса в зависимости от этажности многоквартирного дома и наличия либо отсутствия лифтового оборудования в нем. То есть с жителей высоток с лифтами предлагается за капремонт брать больше.

Официальными причинами пересмотра принципа дифференцированного подхода в установлении размера взноса является опыт других регионов России и желание жителей Саратовской области увидеть ремонты в своих домах побыстрее. Как пояснил министр Тепин, по пути дифференциации от этажности и благоустроенности домов изначально пошли практически все субъекты РФ, кроме Саратовской области. Кроме того, при таком подходе деньги накапливаться будут быстрее, что, соответственно, приблизит сроки проведения непосредственно ремонтных работ.

«В адрес ведомства поступает множество обращений от жителей региона, недовольных сроками проведения отдельных видов работ по капитальному ремонту многоквартирного дома. Анализ опыта, полученного при реализации программ капитального ремонта в других регионах, показал, что подобные изменения могут сократить сроки до проведения капитального ремонта», — сообщил Тепин.

Скорее всего, министр немного лукавит. И увеличение тарифа по капремонту продиктовано не только желанием приблизить время проведения капремонтов. Скорее всего, главная проблема в том, что собранных денег на проведение запланированных капремонтов не хватает. А в областном и федеральном бюджетах лишних миллионов на софинансирование программных мероприятий нет.

Сначала выслушают, потом убедят

В начале июня региональный минстрой ознакомил со своей идеей депутатов Саратовской областной думы и экспертов. А на минувшей неделе уже посвятил их в предварительные расчёты.

Судя по ним, минимальный размер взноса в домах без лифта, до пяти этажей включительно, составит пять рублей с квадратного метра, в домах свыше шести этажей с лифтами — 6,94 рубля с квадратного метра. От дифференциации по муниципальным районам при этом предлагается отказаться. То есть тариф, в случае принятия инициативы минстроя, будет в регионе единым для всех населенных пунктов. Чем это обернётся, понятно: в районах, где сейчас за капремонт собирают по два-три рубля за квадратный метр (Краснопартизанский, Балтайский, Базарно-Карабулакский), размер взноса увеличится почти в полтора-два раза, а в Саратове, например, где установлен самый высокий тариф, 6,33 рубля с квадратного метра, по ряду домов произойдёт снижение размера взносов.

Никакой дискуссии эти цифры у присутствовавших на заседании рабочей группы думского комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики не вызвали. Эксперты в большинстве своём согласились, что эта мера действительно может способствовать сокращению сроков ожидания ремонта в многоквартирных домах. Однако есть опасения по реакции населения. Многим гражданам нововведение однозначно может не понравиться. Но участники совещания сочли, что решающим может стать фактор большинства. То есть если тех, кто обрадуется новому принципу дифференциации, будет больше в связи со снижением размера ежемесячного взноса, то принять поправку будет легче. Поэтому, прежде чем идея минстроя, подкреплённая расчётами и конкретными цифрами, трансформируется в законопроект, её вынесут на обсуждение общественности. Сергей Нестеров, председатель комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики, так и сказал: «Необходимо изучить мнения всех сторон. Свою позицию должны высказать собственники жилых помещений, муниципалитеты, общественность. Если данная инициатива поддерживается населением, необходимо менять законодательство».

Навскидку, правда, получалось, что количество потенциально довольных и потенциально недовольных примерно равно. А потому минстрой уже занялся разработкой «просветительно-разъяснительной» стратегии. Людей будут убеждать в необходимости и, судя по всему, неотвратимости повышения платы за капремонт. Но областной минстрой всерьез рассчитывает, что повышенные ставки по взносам на капремонт начнут действовать уже с января 2016 года.