Сказ о том, как мужик дачный участок оформлял,
Покупайте землю – ее больше не производят.
Марк Твен
В Волжском районном суде Саратова житель Саратова Николай на прошлой неделе отстоял свое право на земельный участок, за что боролся с городскими властями в течение трех лет. Судья Ольга Терехова-Сидоркина вынесла вердикт: участок следует оформить, исключив при этом незаконно наложенные ограничения. Николай с супругой уверены, что администрация обжалует и это решение суда, как уже поступала с предыдущими. Но, с другой стороны, в суде находится иск по возмещению морального вреда Николаю.
Гражданин, пожелавший оформить в аренду участок земли в пригороде Саратова, по усть-курдюмскому направлению, и не заметил, как эта попытка превратилась для него в образ жизни. На его примере можно изучать, с какими подводными камнями может столкнуться добропорядочный обыватель наивно полагающий, что заполучить пять соток поблизости от Саратова – вполне реальная и посильная процедура. Возможно, кто-то решит вовремя от подобной идеи отказаться, а кто-то, напротив, воодушевится и вступит в схватку.
Мусор как птица Феникс
Дачный участок у Николая появился в далеком 1992-м. Вправо от дороги на Усть-Курдюм, поворот аккурат напротив заправки сразу за Юбилейным поселком. Добираться туда было непросто, автобусов было не так много, а про загородные маршрутки еще и слыхом не слыхивали. До Волги опять же не близко – больше двух километров. Но Николай с женой были довольны: строили дачу, посадили деревья, радовались собственным урожаям овощей и ягод.
От проселочной дороги участок отделяет пара десятков метров с самостийными посадками. Время шло. Незаметно Усть-Курдюм стал наиболее лакомым пригородом, здесь начали строить индивидуальные дома, появились коттеджные поселки. Можно сказать, «саратовская Рублевка».
Однако с началом массовой застройки в посадках, примыкающих к дачному участку Николая, возникла стихийная свалка. Подъезжает КамАЗ, вываливает строительный мусор, и новообразованная помойка сразу начинает обрастать по мелочи пластиковыми бутылками, пакетами, упаковками и прочими отходами. Николай как-то поинтересовался у водителя КамАЗа, кто дал ему разрешение на свалку. На что получил вполне вежливый и вразумительный ответ типа «сиди за своим забором и не чирикай».
Мусор сейчас в основном экологически вредный, не конфетный фантик или бумажная обертка, легко разлагающиеся и сжигаемые. Николай расстраивался, находя в клубничных и огуречных грядках то кусок синтетического уплотнителя, то обрезок монтажной пены. Он неоднократно ликвидировал кучу – вывозил ее на своей «Газели». Один КамАЗ – четыре ходки «Газели», плюс физические затраты на погрузку и плата за въезд на полигон ТБО.
Но, как мифическая птица Феникс, куча возрождалась. Часто в ночное время. Вечером всё чисто, а утром, когда хозяева приезжали на дачу, свалка была тут как тут. Длилась неравная борьба с помойкой лет пять.
Задача решаемая, но неосуществимая
Николаю пришла в голову спасительная мысль: а что если огородить ничейный участок, не оставив места для свалки? Идея казалась осуществимой: кадастровые инженеры, проводившие электронный замер участка, подтвердили, что оформление земли – вопрос решаемый. Более того, обнадежили: «Кому ваш пустырь нужен?» Иначе, наверное, и сказать не могли: откажешь клиенту – останешься без заработка. Если бы три года назад, когда начиналась эта история, Николай с женой знали, насколько вопрос «решаемый», возможно, отказались бы от этой затеи.
Но тогда Николай заказал ООО «Саратовское областное бюро кадастровых инженеров» (в просторечии «Сароблкадастр») схему прилегающего земельного участка, чтобы потом ее утвердить в администрации Саратова и получить участок в аренду на 49 лет. В договоре с кадастровой фирмой, кстати, отказ администрации в оформлении участка вполне подходит под определение непреодолимой силы или стихийного бедствия. Короче, кадастровые мастера ответственности за неполучение желаемого результата не несут. Но Николай изучил этот пункт договора только тогда, когда столкнулся с трудностями.
Итак, Николай в энный раз очистил участок от мусора, огородил временным забором. Понятно, что свалка исчезла. Тут бы всё и бросить, но самозахват не вписывается в жизненные принципы законопослушного дачника.
От ворот поворот: причины всегда найдутся
В августе 2012 года Николай впервые сдал в комитет по управлению имуществом Саратова (КУИ) схему участка площадью 559 кв. метров. Получил отказ – часть участка заходит в охранную зону. В «Сароблкадастре» схему переделали – участок остался без правого нижнего угла (521 кв. м).
В один из заходов в КУИ от ворот поворот дали из-за того, что на схеме участка не отражены деревья. Отразил.
Очередной заход в КУИ не увенчался успехом – оказалось, что испрашиваемый земельный участок находится уже в двух охранных зонах. Почему об этом сразу не сказали в администрации – вопрос интересный. Какие именно это зоны, не объясняли, как и то, почему эти зоны не нашли отражение на кадастровых схемах. Он-то был уверен, что лицензированные кадастровые инженеры должны всё про ограничения знать. Вновь пытался утвердить участок в тех же границах, но безрезультатно.
В «Сароблкадастре» посоветовали вновь уменьшить участок. То, как охотно кадастровики вносили правки, наводило Николая и его жену на печальные мысли. Например, о взаимосвязи КУИ и органа кадастра и даже о том, что о существовании вожделенного участка в администрации узнали еще до обращения Николая в администрацию, но после обращения к мастерам обмера.
После очередной урезки Николай получает отказ из-за недостатка площади – 491 кв. метр. Меньше пяти соток не оформляют. Почему об этом заранее не сказал специалист по кадастру? Написал претензию, специалиста заменили. Николай предложил присоединить несколько метров, которые выходили за пределы первоначальной схемы участка, дабы он достиг 504 кв. м. Пришлось доплатить...
В метаниях между КУИ и «Сароблкадастром» пролетело больше года. В седьмой (!) раз Николай подал документы в КУИ в ноябре 2013 года. И вновь ему было отказано в аренде прилегающего участка. На сей раз потому, что весь испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне ОАО «Саратовнефтегаз». Что удивительно: почему не сказать просителю об этом еще в 2012 году?
Форма отказа не удовлетворила Николая. Изрядно поднаторев в перипетиях работы КУИ и прочих подразделений администрации, изучив регламент предоставления муниципальной услуги, Николай ждал, что он получит отказ с обоснованным письменным заключением комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству. С разъяснениями, когда и кем была установлена охранная зона «Саратовнефтегаза» и почему она не отражена на кадастровых документах, в частности в ЕГРП (Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество). Если бы Николаю сразу сказали про эту зону, он не стал бы затеваться с самого начала. Но изначально о каких-либо ограничениях в использовании желаемого куска земли речи не шло. К тому же испрашиваемый участок отнесен к территориальной зоне Ж-4, пригодной к индивидуальной застройке, ведению садоводства согласно «Карте градостроительного зонирования территории г. Саратова» в редакции решений Саратовской городской думы от 27.04.2010 года, что по идее исключает наличие ограничений.
Но вместо обоснованного отказа Николай получил уведомление из городского КУИ.
И еще интересная деталь. В феврале 2013 года на схеме появился новый участок № 516 (64:48:010126:516), оформленный в собственность некому любителю садоводства господину П., граничащий с не дающимся в руки «испрашиваемым участком». Одна сторона 516-го является продолжением стороны вожделенного участка Николая. Любопытно, почему вдоль него проходит гипотетическая труба «Саратовнефтегаза», а потом она таинственным образом исчезает, и вдоль 516-го участка – тишь да гладь и никаких ограничений?
Кстати, получивший землю под садик господин П. оперативно от нее избавился. И теперь в соседях у Николая другой господин-садовод, он иногда приезжает на участок на огромной «Тойоте Лэнд Крузер», но почему-то не спешит высаживать яблони и груши.
Суд, прокуратура, президент...
Сказать, что бесконечный чиновничий футбол возмущал нашего героя, – это ничего не сказать. Бывшего военного учили достигать своей цели, и он вступил в неравную борьбу с КУИ и комитетом по градостроительству и архитектуре Саратова, потому как желание преодолеть возникающие трудности становилось всё острее. Оно и понятно, ведь названные структуры долго и безнаказанно морочили его, как кот Базилио и лиса Алиса доверчивого Буратино.
Жаловался. Губернатору, который отрядил его жалобу в областной КУИ, а его руководитель Олег Галкин отписался, что вопрос находится в компетенции органов местного самоуправления. Уполномоченному по правам человека Татьяне Журик: получил совет обращаться в суд. Интересовался у главы городской администрации Александра Буренина, в чем, собственно, дело. Почему нельзя удовлетворить просьбу гражданина, не связанную с выделением денег из дефицитного бюджета? Ведь он не просит жилье из переселенческого фонда, которого нет, и не требует денег на новую квартиру. А просит он всего лишь исполнения служебных обязанностей чиновниками по согласованию и утверждению схемы участка.
Он звонил президенту на прямую линию в 2013-м и в 2014 годах: звонки приняли, но не ответили. Он прошел все инстанции прокуратуры, начиная от районного уровня. Из прокуратуры Саратова он до сих пор ждет ответа. Аргументированно выражал недоверие прокурору области Владимиру Степанову в письменной форме, которого просил прокомментировать процесс прохождения утверждения участка.
В мае прошлого года в Волжском районном суде было вынесено решение в пользу Николая. Он просил суд признать ненормативным акт (уведомление) органа МСУ об отказе в праве предоставления земельного участка. И суд признал незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка от 16 декабря 2013 года. И обязал администрацию Саратова рассмотреть обращение гражданина от 26 ноября 2013 года о предоставлении земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка.
Администрация, понятно, решение суда обжаловала, но тщетно.
Дело о выделении бывшего пустыря, он же бывшая свалка, облагороженная рядовым саратовцем, превратилось в бесконечный сериал. В коридорах городского КУИ Николай услышал фантастическую небылицу. Якобы существует негласное распоряжение не оформлять землю без соответствующей мзды кого-то очень могущественного, о котором известно, что проживает он в Саратовском районе. И назывался размер этой самой мзды, приводящий Николая в душевный трепет. В смысле такую сумму трудно потянуть. И еще люди врут, что если кто-то оформит участок земли без взятки, если называть вещи своими именами, то он должен выложить ее тому самому могущественному имяреку из своего кармана. Мы в редакции в это, ясное дело, не верим. Ведь времена Юрия Николаевича Аксененко, мимо которого «мышка не пробежит», канули в Лету. И сейчас у нас территория благополучия и законности.
Серия очередная, но не последняя?
На прошлой неделе состоялся очередной раунд борьбы за землю. В суде Волжского района.
Против Николая выступал дружный тандем: стройная блондинка – юрист администрации и стройный брюнет – представитель городского комитета по градостроительству и архитектуре. Они героически защищали кусочек земли площадью 504 квадратных метра, как последнюю твердыню на стратегически важном плацдарме. Настаивали, что его нельзя выделять из-за гипотетической трубы, принадлежащей ОАО «Саратовнефтегаз». Специалист по градостроительству демонстрировал схему с ярко выделенными охранными зонами «промыслового нефтепровода», говорил о 50-метровой охранной зоне. А то, что она не отражена в ЕГРП, – не беда, вот сейчас как раз конкурс объявили среди землеустроителей. И в будущем таинственный нефтепровод, проходящий исключительно вдоль участка Николая и загадочно исчезающий вдоль недавно оформленного участка № 516 и вдоль остальных коттеджей и владений, непременно найдет свое отражение на планах и схемах.
Николай утверждал, что ограничения можно накладывать, только основываясь на официальных сведениях из ЕГРП и ГКН (Государственного кадастра недвижимости), а не на домыслах, похожих на чью-то личную заинтересованность.
Судья Ольга Терехова-Сидоркина вынесла вердикт в пользу Николая. На вопрос, не станет ли им скучно, если вдруг всё сейчас благополучно завершится, герои публикации ответили, что у них есть чем заняться. Правда, в суде находится иск по возмещению морального вреда Николаю. Ведь в последние три года он провел в судах и других инстанциях очень много времени, не говоря уж о сопутствующих тяжбе переживаниях, и хотел бы компенсации.