Штрафстоянка для коров

Оценить
Это, пожалуй, лучшее решение, которое прозвучало на заседании совета представительных органов муниципальных образований

Заседание в областной думе в прошлый вторник длилось два с половиной часа, но результат был весьма скромен.

В мае 2014 года вступил в силу закон, существенно расширяющий полномочия региональной власти по устройству местного самоуправления. Предполагалось, что часть задач, непосильных для сельских поселений (борьба с терроризмом, гражданская оборона, защита от чрезвычайных ситуаций и т. д.), переносится на федеральный и региональный уровень. Региональная власть должна рассудить также, какие полномочия удобно оставить на уровне районов, а какие – на уровне муниципальных образований.

О том, как в регионе осуществляется реформа, рассказала министр по делам территориальных образований Людмила Жуковская. В 370 из 396 муниципальных образований области были приняты поправки в уставы, в которых оговорена та или иная модель МСУ.

Стало ясно, что муниципалы многое в реформировании не понимают и не до конца принимают. Так, представитель Марксовского района рассказал об объединении двух должностей – главы муниципального образования и главы администрации. Власть председателя муниципального собрания (ранее он же являлся главой МО) ограничилась стенами представительного органа. Возник вопрос: кто должен ставить подпись под решениями муниципального собрания? Помощник областного прокурора Олег Петров предложил подписываться и главе, и председателю и напомнил, что местный глава обладает правом вето на решения собрания.

У присутствующих представителей муниципалитетов накопилось много спорных вопросов, которые областные депутаты обозвали «техническими» и не придали большого значения. «Если бы этого не было, тогда и не надо было бы менять 131-й закон. Для чего мы всё это начинали?» – ободрял муниципалов спикер областной думы Владимир Капкаев.

Остальное время посвятили теме административной ответственности за нарушение правил благо­устройства в населенных пунктах. В длинных отчетах представителей контролирующих и надзорных ведомств явно сквозило полное их бессилие.

Смоделируем ситуацию. В сельском поселении по улицам и дворам бродит частный скот, а жители выбрасывают мусор в неположенном месте. По закону ответственность за благоустройство территории возложена на администрацию поселения. Это подтвердил руководитель управления Росприроднадзора Андрей Андрющенко.

Представительница областного управления Роспотребнадзора Татьяна Долматова сообщила, что ее ведомство действует по СанПиНу 1988 года («Санитарные правила содержания территорий населенных мест») – с тех пор более свежего документа нет. Она попросила присутствующих дать рекомендации, которые можно было бы направить в Москву на рассмотрение и включить в новый СанПиН. Владимир Капкаев попросил даму «говорить не о своих проблемах, а о своей работе». Оказалось, что работы ведется очень мало – ввиду отсутствия обращений в данную инстанцию. «А сами вы проверки инициировать не можете?» – спросил Капкаев. «Есть только плановые мероприятия. Последняя проходила весной», – ответила Долматова.

Глава управления ветеринарии Россельхознадзора по Саратовской области Владимир Прокофьев рассказал, что существует мало нормативных актов, регулирующих содержание и выпас скота. Несмотря на то что экономическая ситуация кардинальным образом изменилась более чем 20 лет назад и сейчас 80 % скота находится в индивидуальных хозяйствах, это не нашло пока отражения в законодательстве. Управление ветеринарии тоже направило свои рекомендации в федеральный Минсельхоз и ждет выхода нового закона. «Понятно, то есть сегодня вы нам тоже не помощник», – мрачно заметил Владимир Капкаев.

Представитель ГУ МВД тоже мало чем порадовал. Оказывается, в соответствии с последними изменениями в законодательстве полицейские перестали быть уполномоченными для составления протокола об административных нарушениях правил благоустройства. Эта обязанность возложена на органы муниципальной власти. Но главы муниципалитетов не могут представить себе картину, как они под руку тащат себе в администрацию нарушителя. Полицейский сообщил о готовности обеспечить сопровождение в любое время. Муниципальные чиновники засомневались, помня, что один участковый обслуживает, как правило, несколько сёл.

Пространный доклад прозвучал из уст помощника прокурора Саратовской области Олега Петрова. «Всё это понятно – все эти вопросы отрегулированы в федеральным законодательстве, много там всего расписано, – останавливал выступающего председатель областной думы Владимир Капкаев, – но тем не менее эффективной работы нет. Что нужно сделать для того, чтобы муниципальной власти наладить взаимодействие с федеральными органами?» «Я вам назвал сейчас причины, которые не позволяют нам в своих региональных законодательных актах ввести те или иные составы правонарушения и дать право органам местного самоуправления привлекать граждан к ответственности. Выход – внесение предложений в федеральное законодательство», – ответил представитель прокуратуры. «Получается игра в одни ворота...» – сокрушался модератор Владимир Капкаев.

Пока законодательство настраивается и регулируется, жители находят более простые решения. Глава Натальинского муниципального образования Балаковского района Алик Сабрыга рассказал присутствующим об общественных «штрафстоянках» для коров: «Люди туда загоняют и фотографируют, кормят, доят бродящих коров». «Коровьим эвакуатором забираете?» – пошутил кто-то из присутствующих.