Венки на столбах

Оценить
В Саратове не везде переход через железную дорогу безопасен для жизни

Вдетстве каждого из нас учили, что железная дорога – опасное место, рядом с которым не стоит играть, а при переходе через пути нужно быть внимательным и осторожным. Эти правила – не пустой звук для тех, кто ежедневно переходит через рельсы, которые разделяют КБ и 6-ю Дачную. На этом стихийном железнодорожном переходе на минувшей неделе побывал корреспондент «Газеты недели в Саратове».

Всегда ходили и всегда будут ходить

«Сколько себя помню, люди всегда переходили железную дорогу в этом месте. Так для многих удобнее. Жители КБ ходят по утрам через пути на трамвай на 6-ю Дачную, а вечером возвращаются домой», – рассказывает пенсионерка, с трудом спускаясь по крутым ступеням с железнодорожной насыпи у перехода. Судя по внешнему виду, эти ступени сделаны местными самоделкиными из подручного материала, в том числе из шпал (хочу верить, что старых и никому не нужных).

Помогаю бабушке спуститься и слышу гудок: поезд приближается. Моя спутница отправляется дальше по своим делам, а я взбираюсь по ступенькам на насыпь. Торопился я зря – путь мне преграждает товарный состав, который постепенно снижает скорость и вскоре останавливается.

Товарняк преградил путь не только мне, но и еще нескольким людям. В их числе мама с дочкой. «Мама, а почему он остановился?» – спрашивает любознательная девочка. «Ну откуда я знаю? Значит, ему так надо», – коротко и информативно отвечает мама. «И скоро он тронется?» – спрашиваю я. «Да кто ж его знает? Никакого расписания нет! Он может и прямо сейчас поехать, а может и через полчаса. Бывает, что минут по 40 стоим», – ответила женщина, стоящая рядом.

Обойти остановившийся поезд? «Что в одну сторону не видно конца, что в другую – начала. Да и идти опасно. Здесь видите сколько путей? Вот так пойдете поезд обходить, а вам навстречу другой. Только и остается, что с насыпи в гаражи прыгать», – объяснил мне мужчина.

Может, постучать, чтобы он поехал?

Тем временем девочке наскучило ждать, пока поезд соизволит поехать. «Может, подойти и постучать по нему, чтобы он быстрее поехал? Или, может быть, его подтолкнуть?» – предложила она. Ни один из вариантов маме не понравился.

Молодой парень, поняв, что поезд не торопится в пункт своего назначения, решительным шагом направился к вагону-цистерне. Ловко взобрался по лесенке на площадку и... с другой стороны ступенек не увидел. Пришлось прыгать.

Дурной пример заразителен. «Мама, а почему мы так не можем сделать?» – громко удивилась девочка. Современная родительница не стала читать ребенку лекции о том, что это опасно, что поезд может начать движение в любой момент. Она привела несколько иные, но, по ее мнению, не менее значимые аргументы: «Ты видишь, я сегодня в узких джинсах? Я просто не смогу на вагон залезть. А там ведь еще потом и прыгать надо! И испачкаться можно». Доводы мамочки звучали не очень убедительно. Стало понятно, что это стояние на солнце ей уже начинает надоедать. И сейчас она напряженно думает, перелезть или не перелезть через поезд, старательно взвешивая все плюсы и минусы такого отчаянного поступка. Ведь все-таки на кону джинсы... Как говорится, и хочется, и колется.

Возраст – «не лазучий»

Подошел еще один мужчина средних лет. Он посмотрел на поезд как на незначительное препятствие и направился немедленно его преодолевать.

«И часто так люди здесь через поезда перелезают?» – интересуюсь у стоящей рядом женщины. «Конечно! Молодежь в основном. Я, может, тоже бы перелезла, но возраст уже не лазучий», – смеется женщина.

«Многие люди на работу торопятся по утрам, вот им и приходится лазить. Ближайший мост через железную дорогу на Трофимовском. Его недавно построили. Там всё по последнему слову техники сделано. Даже видеокамеры стоят! Вот только если живешь в соседнем доме, то вряд ли ты пойдешь так далеко. По мне, так лучше постоять несколько минут. Пускай и полчаса даже», – продолжает рассуждать женщина.

Людей на переходе становилось всё больше и больше. Каждый развлекал себя в томительные минуты ожидания самостоятельно. Кто-то неспешно мерил шагами территорию, кто-то неторопливо потягивал из бутылки пиво, кто-то разговаривал по телефону. Отличилась среди всех девушка-художница. Она решила не терять зря время. Девушка достала карандаши, лист бумаги и села на рельс соседнего пути, собираясь нарисовать стоящий поезд.

Настоящий мужчина

Нашу компанию пополнил еще один мужчина. Как раз в этот момент девочка с новыми силами взялась уговаривать маму перелезть через поезд. «Ну хорошо. Залезем мы на поезд. А дальше что? Как слазить будем? Там прыгать высоко», – объясняла мама. Тут свои услуги маме и дочке предложил недавно подошедший мужчина: «Пойдемте, я вам помогу и подняться, и спуститься. Неизвестно, сколько мы здесь еще простоим. Так можно и до завтрашнего утра стоять».

Мамаша на секунду замешкалась, но все-таки приняла приглашение товарища по несчастью. Больше всего обрадовалась девчонка – и, довольная, побежала к поезду.

Джентльмен без особого труда взобрался на площадку вагона, после чего помог молодой маме и ее ребенку. Спрыгнул на другой стороне мужчина первым, а девочка следом ему на руки. Вскоре и мама благополучно спустилась с другой стороны поезда.

В память о тех, кто не успел

Вожидании мы простояли еще минут десять. Поезд тронулся и стал набирать понемногу скорость. Через несколько минут он скрылся за поворотом. Люди быстрым шагом устремились на другую сторону. «Поскорей надо перей­ти, а то еще какой-нибудь поезд появится. Еще полчаса стой», – пробубнила женщина, торопливо переступая по щебню и перешагивая через рельсы.

Поезд ушел, и стали видны железнодорожные столбы, на которых висят венки в память о тех, кто не успел перейти железную дорогу в этом месте.

«Переход здесь очень опасный. Видите, сколько здесь путей? Поезд может пойти в любой момент – и справа, и слева. Происшествия случаются здесь с завидным постоянством. Это можно понять и по венкам на столбах. Я понимаю, что переход этот стихийный, но делать вид, что его нет, нельзя. Люди здесь ходили и будут ходить, потому что им так удобно. Надо либо перегораживать путь забором, либо обустраи­вать», – говорит мне мужчина, который после проезда поезда остался стоять на месте – ждал, пока люди перейдут, чтобы не создавать толчею на путях.

Вроде бы чего проще...

Еще один стихийный переход через железную дорогу долгое время существовал у НИИ28. На этом стихийном переходе за последние несколько лет произошел не один печальный случай. После очередного такого происшествия была предпринята попытка навести порядок. Правда, чисто формальная попытка. Проем между гаражами, ведущий к железнодорожным путям, решили загородить бетонными плитами, между которыми была оставлена узкая щель. Такая забота о населении ситуацию только усугубила. Протиснувшись в эту щель, человек оказывался практически сразу же рядом с путями. Шансы вовремя среагировать на движущийся поезд сводились к минимуму.

И вот наконец-то совсем недавно этот переход из стихийного и вроде бы не существующего (по мнению властей) превратился в обустроенный. Появились настилы, светофоры для пешеходов, а бетонные заборы были демонтированы. Вот бы так каждый стихийный переход в Саратове превратился в оборудованный! И желательно в самое ближайшее время. Ведь «железная дорога – зона повышенной опасности», – не устают напоминать пассажирам в электричках.