Беспросветное благо

Оценить
Борьбой с нелегальной занятостью государство как бы говорит нам, что заботится о нас, наших пенсиях и наших правах потребителя

За чистоту трудовых отношений работодателя с его работниками в Саратовской области борется целая армада надзорных и контролирующих органов государственной власти – не только минтруда или там Государственная инспекция труда, например. Но и прокуратура, и налоговая, и Пенсионный фонд с Фондом социального страхования. При таких противниках у «нелегалов» шансов на сопротивление не было бы никаких. Если бы в России были другие законы. В минувшую среду представители всех этих надзорных и контролирующих органов рассказывали саратовским журналистам о том, какими методами они собираются бороться с теневой занятостью и скольких «призраков» им предстоит вывести из тени на светлую сторону российской экономики.

Сложно подсчитать, не то что бороться

Мероприятие, заявленное как «круглый стол», формат которого предполагает некий обмен мнениями или даже дискуссию на определённую тему, на самом деле представляло собой пресс-конференцию и проводилось в рамках выполнения задач по популяризации легальных трудовых отношений.

Нелли Инашвили, заместитель министра занятости, труда и миграции Саратовской области, напомнила, что согласно расчётам, произведённым по специальной методике, в нашем регионе около 330 тысяч человек работают без оформления трудового договора или вообще каких-либо официальных документов. И что самыми «теневыми» с точки зрения чистоты трудовых отношений являются торговля, сфера бытовых и косметологических услуг, общепит, строительство и ремонт, транспортное обслуживание, аренда, риелторство, автосервис и многие другие виды деятельности.

Основные методы борьбы – это убеждение и стимуляция. Ну, есть ещё, конечно, различные проверки, в ходе которых выявляются нарушители трудового законодательства. Убеждать в том, что работать нужно по закону и отношения свои оформлять документально, власти пытаются и работодателей, и работников. Работодателям грозят штрафами, работникам – нищей старостью.

Объектом преследования и наказания в этом деле являются не только те работодатели, которые вообще никак не оформляют своих работников (то есть делают вид, что никто на самом деле на них не работает, поэтому и налогов соответствующих не платят), но и те, которые сотрудников оформляют, но их труд оплачивают по серым схемам – большую часть зарплаты выдают в конвертах. С последними бороться сложнее. Их даже сложно подсчитать. Вот, например, в настоящее время вообще не известно, сколько таких компаний, предприятий и организаций функционирует в Саратовской области. В тех 330 тысячах «теневых» работниках они не учтены. Потому что в эти 330 тысяч попали только те люди, за которых не делается вообще никаких взносов в пенсионный и социальные фонды.

Но сложно – это же не значит, что совсем нельзя. Тут на арену выходит налоговая служба, которая начинает проверять счета компаний, предприятий и организаций, их расходы и как бы уровень благосостояния, работающих в ней людей – от руководства до рядовых сотрудников. То есть буквально расходы персонала компаний тоже проверяются. Потому что если официально человек в компании зарабатывает минимальные 6900 рублей, а фактически живет тысяч, предположим, на 20, то совершенно очевидно, что часть зарплаты он получает в том самом конверте. Такие проверки уже дают определённые результаты: работодатели под давлением налоговиков приводят официальные зарплаты в соответствие реальным.

Много денег будет, если всё получится

До конца текущего года, по словам Нелли Инашвили, в Саратовской области количество людей, находящихся в неформальных трудовых отношениях, должно быть сокращено на 30 процентов. Такую разнарядку в регионы РФ разослали из Роструда.

А вообще это распоряжение вице-премьера Ольги Голодец, которая в федеральном правительстве курирует социальную сферу. Она, кстати, называла цифру в 22,5 миллиона трудоспособных россиян, которые не зарегистрированы в системе соцстрахования и не платят взносы в Пенсионный фонд. Это именно их некоторое время назад в прессе долго обсуждали как претендентов на отказ в пенсионном пособии. Голодец же отмечала, что в России есть регионы, почти половина работоспособных жителей которых – нигде не зарегистрированные «призраки». Например, в республиках Кавказа, в регионах Дальнего Востока, Сибири, Урала и даже в Центральном федеральном округе. В Саратовской области, по словам представителей минтруда, такие «призраки» в основном проживают в сельской местности.

Собственно, сокращение на треть доли населения, не занятого в легальном секторе экономики, и вывод из «тени» как минимум 10 процентов серой заработной платы, как было велено Ольгой Голодец, по подсчётам, должны на 311 миллиардов рублей увеличить сбор одних только страховых взносов.

В целом по России. С подобными расчётами по Саратовской области нас не ознакомили.

Единственно, что мы сейчас знаем в цифрах, – так это то, что из почти 122 тысяч работодателей, стоящих на учёте в отделении ПФР по Саратовской области, 16 тысяч не начисляют зарплату и представляют «нулевую» отчётность. В ходе проверок 44 работодателя разоблачили, обнаружив, что они наглым образом врали государству – говорили, что не работают, а сами работали и даже зарабатывали, но не делились налогами и взносами. На сегодняшний день 19 работодателей, мучимые не иначе как совестью, признались, что у них есть 27 работников, фонд оплаты труда которых составил почти 250 тысяч рублей (по 9 тысяч в среднем на человека).

Штрафами, кстати, государство зарабатывает больше. Как отметила Елена Емельянова, временно исполняющая обязанности заместителя руководителя по правовым вопросам Госинспекции труда Саратовской области, за пять месяцев текущего года инспекция провела 267 проверок по подозрению в нелегальной занятости, выявила свыше тысячи нарушений трудового законодательства и наложила штрафов на сумму более 600 тысяч рублей. Но почти две тысячи трудовых договоров всё-таки было заключено по требованию инспекторов.

Своих не сдадут

Кстати, на федеральном уровне определённые мероприятия по борьбе с нелегальной занятостью начали предприниматься ещё до того, как была объявлена соответствующая масштабная и всероссийская акция. Так, за 2013 год Роструда отчитывался цифрами в 200 тысяч рабочих мест, которые были легализованы в России. Ведомство выявляло серые схемы занятости на предприятиях и обязывало работодателей заключать с работниками «прозрачные» договоры – согласно трудовому законодательству.

В нашем регионе около 330 тысяч человек работают без оформления трудового договора или вообще каких-либо официальных документов. А многие фирмы работников оформляют, но их труд оплачивают по серым схемам – большую часть зарплаты выдают в конвертах. Сколько таких компаний в Саратовской области, не известно.

Тогда же в Роструде отмечали, что справиться с теневыми отношениями на рынке труда без активного участия руководителей регионов и органов местного самоуправления не получится. А потому нужно убедить губернаторов наладить работу межведомственных комиссий по легализации трудовых отношений, в которые должны войти представители Пенсионного фонда РФ, прокуратуры, следственного комитета, налоговой службы.

Долго убеждать губернаторов не пришлось. В условиях ухудшающейся экономической ситуации и дефицитных бюджетов регионы с энтузиазмом берутся за любой проект, сулящий им хоть какие-нибудь бюджетные доходы.

Конечно же, борьба власти с теневой занятостью – это прежде всего борьба за увеличение налоговой базы. Но и слоган «Серые зарплаты снижают пенсию и делают работников беззащитными перед работодателем», под которым кампания проводится в регионах, тоже, конечно, справедлив, хоть и не очень убедителен.

Согласитесь, сложно представить, что работник, у которого при официальной зарплате в 6900 рублей реальный доход составляет хотя бы 20 тысяч, не говоря уже о 100 тысячах (даже такие примеры есть в Саратове), пойдёт сдавать своего работодателя и его серую схему в надежде на повышенную пенсию или пособие по временной нетрудоспособности.

Ведь не пойдёт же. И, скорее всего, даже расстроится, когда его контору и работодателя накроет налоговая проверка, исследующая расходы предприятия и сотрудников.

А есть, кстати, рабочие места, которые и налоговая проверять не будет. Это там, где официальная зарплата установлена на уровне официальной средней зарплаты по области – 21–25 тысяч рублей. А реальная зарплата как минимум в два раза выше. Тоже ведь серая схема, тоже недоплата налогов и взносов в фонды, но такой «оттенок серого» власть уже не заинтересует. Потому что она его в силу своего законодательного дальтонизма просто не различит.

Поменяли бы законы, было бы проще

Как оказалось, ответственные за легализацию трудовых отношений представители государственных надзорных и контролирующих структур сами не очень-то уверены в успехе затеянного предприятия, как ни стараются показать обратное. Отвечая на вопросы журналистов, они признались, что задача выявить чёрные и серые схемы очень и очень сложна, что на это потребуется не один год, что без непосредственной заинтересованности работников справиться вообще маловероятно. А на вопрос «Почему?» был ответ «В силу действующего законодательства».

Как отметила Лариса Романова, начальник правового отдела регионального отделения Фонда социального страхования РФ, нынешние законы, к сожалению, позволяют «хитрым» работодателям выходить из воды сухими даже когда их фактически поймали за руку. Проверки в сфере транспортного обслуживания это, в частности, доказали. Пассажирскими перевозками в Саратове, например, в основном занимаются индивидуальные предприниматели. Речь не о тех предприятиях, которые занимаются организациями перевозок, а о тех, кто предоставляет свои машины на маршруты. Так вот, не все индивидуальные предприниматели сами садятся за руль своих автобусов. Чаще они нанимают водителей. Неофициально, конечно. Большинство водителей, работающих на автобусах и маршрутках, не имеют трудовых договоров. Но пристыдить и уж тем более привлечь к ответственности их нанимателей у проверяющих всё никак не получается. Всё время находятся, мол, какие-то отговорки, ходы и уловки.

Но как сказала Нелли Инашвили из областного минтруда, сейчас в Москве в федеральных ведомствах обсуждается целый пакет поправок в действующие нормативные акты, которые должны облегчить борьбу с нелегальной занятостью. Что за поправки такие и в какие законы, Инашвили ответить отказалась. Говорит, что сама толком про них не знает, потому что их слишком много и они пока не особо разглашаются. Что поменяла бы она сама, Нелли Анатольевна тоже не сказала. Но назвала три инициативы, которые сейчас обсуждаются в верхах и которые ей кажутся разумными. Это введение налога на тунеядство или «социального сбора», отказ в предоставлении кредита без наличия справки о соответствующих отчислениях в ПФР и запрет для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в госзакупках, если они не отчисляют взносы в ПФР, не подтверждают наличие трудовых ресурсов и материально-технической базы для исполнения госзаказа.

Поможет в борьбе с теневой занятостью, как считают представители областного минтруда, и новая инициатива федерального правительства, меняющая правовой статус официально не трудоустроенных россиян. Наряду с ИП теперь будет существовать категория «самозанятые». И между ними будет разница. Самозанятые смогут получать патент на осуществление 40 видов деятельности (бытовые услуги, перевозки, репетиторство и др.) по упрощённой схеме. Но в отличие от ИП не смогут нанимать работников. Говорят, что их даже избавят от необходимости вести налоговую отчетность и не будут подвергать проверкам. Но, как считают некоторые эксперты, отчитываться им всё равно кое-кому придётся. Например, Фонду социального страхования, куда, скорее всего, будет стекаться информация о количестве «самозанятых» и видах их деятельности.

Был вопрос от журналистов и про то, что, может быть, эффективней было бы создавать такие условия в экономике и такой климат в деловой среде, чтобы людям самим хотелось работать легально, а работодателям выгодней было бы выходить из «тени».

Но вопрос про условия ушёл в туман, потому что был он не по адресу. Всё, что могут контрольно-надзорные органы, – это надзирать и контролировать. Создание благоприятных условий не по их части.

 


[кстати сказать]

Вообще, конечно, самым эффективным способом борьбы с нелегальными доходами и теневой занятостью как таковой была бы всеобщая обязанность населения страны отчитываться перед госорганами о своих расходах. С последующим расспросом с пристрастием при выявлении превышения расходов над доходами. И, кстати, тема декларации о расходах периодически в умах наших законотворцев всплывает.

Вот буквально недавно, в 2012 году, в Госдуме обсуждался законопроект о введении декларации о расходах для госслужащих и членов их семей. Законопроект не понравился многим чиновникам и экспертам, дававшим по нему заключение, и в итоге он потерялся где-то в думских коридорах. Правда, в мае текущего года президент своим специальным указом обязал-таки чиновников отчитываться за каждую крупную покупку. Например, за земельный участок, ценные бумаги и облигации. Покупки ценностей супругов чиновников тоже подлежат отчётности. Но президент был мягок, когда подписывал указ, а потому внимание к источникам доходов чиновника будет возникать только в том случае, если купленная недвижимость, земельный участок и другая ценность превышает общий официальный доход супругов за последние три года.

До сих пор простое население разговорами о контроле расходов старались не задевать. Но на поле битвы с нелегальной занятостью все средства хороши. И совсем скоро, похоже, налоговикам не придётся искать веских оснований для того, чтобы начать проверку расходов работника какого-то там предприятия. Скоро под таким контролем окажемся мы все.

Минфин РФ разработал законопроект, согласно которому уже с 2016 года все покупки россиян будут регистрироваться государством. Ведомство намерено обязать бизнес заменить все кассы торговых точек на новые аппараты, которые будут отправлять информацию о покупке в электронном виде клиенту и в налоговую службу. Покупки за наличные будут привязываться к телефонному номеру клиента. Это нововведение позволит автоматически учитывать расходы граждан и контролировать уплату налогов населением через сопоставления обязательных взносов с их расходами.