Звонили и будут звонить

Оценить
Звонили и будут звонить
Доверчивым посетителям как будто «замазывают» глаза
На салоны красоты, заманивающие бесплатными процедурами, управы пока нет. Гражданам рекомендуется проявлять осторожность

Не ошибусь, если скажу, что очень многим, если не всем, жителям города Саратова (да и области, пожалуй, тоже) порядком поднадоели ежедневные звонки от так называемых центров красоты и здоровья с приглашениями на проведение «совершенно бесплатных» процедур по уходу за кожей лица, тела, волосами. И никого из этих салонов не смущает ни подпорченная репутация такой «халявы», ни требования потенциальных клиентов оставить их в покое, ни прямые посылы зазывал по известному трёхбуквенному адресу.

Большинство саратовцев давно осведомлены о том, чем может обернуться этот «бесплатный сыр», и желающих его отведать уже не так много. Но всё равно из салонов звонили, звонят и, как выясняется, будут звонить и дальше. Правоохранительные органы сделать с этим ничего не могут. Правонарушением звонки на мобильные, даже очень назойливые, не являются. А потому людям придётся запастись терпением, не терять бдительность и отбиваться самостоятельно.

Нашумевшая показательная

Многоговорящей о том, чем на самом деле является щедрость некоторых салонов красоты, стала история компании «Мон Платин», развивавшаяся в Саратове с конца 2013 года и продолжающая до сих пор, но уже в других регионах.

«Мон Платин» – это название якобы элитной израильской косметики, которую саратовцам предлагали разные салоны и центры красоты и здоровья, по странному стечению обстоятельств сменявшие друг друга по одним и тем же адресам (например, «Эстетика» или «Академия красоты»).

Поначалу всё выглядело очень даже нормально. Новый салон в рекламных якобы целях приглашал потенциальных клиентов на процедуры, которые с использованием этой косметики проводились совершенно бесплатно. Приглашали чаще всего в здание на пересечении улиц Московской и Соборной, а также в салоны в галерее «Каштан» и бизнес-центре «Ковчег».

Вежливые девушки подбирали удобное для клиента время, только бы тот обязательно пришёл. Единственным отличием от любой другой подобной рекламной акции было обязательное условие – взять с собой паспорт.

Интерьеры салона впечатляли: дорогие портьеры, кожаные диваны в холле, канарейка в клетке, ухоженные барышни на ресепшене. Дальше тоже всё выглядело очень внушительно и достойно: много кабинетов, в которых ходят люди в белых халатах и чем-то очень активно занимаются. Двери во все кабинеты открыты, «чем-то занимающихся» людей видно всем приходящим клиентам. В таких условиях у клиента к компании должно возникать доверие как минимум.

Диагностика кожи лица или головы непосредственно перед началом процедур и манипуляций – особая фишка. Как и сидящая в коридоре парочка довольных клиентов, во всеуслышание обсуждающих чудодейственность предлагаемой тут косметики.

Внимательный мастер – косметолог или парикмахер – много разговаривает с клиентом – о себе, о своей квалификации, о восторгах от работы в этой компании и с этой косметикой, попутно выясняя у клиента, сколько денег он готов тратить на уход за собой в месяц или в год.

По итогам процедуры клиенту, которому, конечно же, «всё понравилось», предлагают приобрести косметику для домашнего использования. И вот тут главный сюрприз. Набор косметики в чемоданчике, оказывается, стоит от 40 тысяч рублей и выше. Но решение брать или не брать принять нужно сегодня. Потому что предложение эксклюзивное. Верхний предел цены чемоданчика, кстати, не был ограничен. Говорят, что были предложения и за 120 тысяч рублей. Если с собой такой суммы у клиента не оказывалось, ему тут же предлагали оформить рассрочку на несколько лет. И очень многие соглашались.

Девятиголовая гидра

Принцип работы этих салонов красоты получил широкую огласку в конце 2013 года, когда в правоохранительные органы и Роспотребнадзор по Саратовской области посыпались заявления от граждан, купивших косметику «Мон Платин» в кредит. Люди начали подозревать, что совершить эту дикую покупку их вынудили обманом. Кто-то говорил, что его загипнотизировали, кто-то – что опаивали какими-то веществами. В любом случае, как были уверены граждане, в здравом рассудке совершить такую глупость, как купить нескольких флаконов шампуня за 40, 70 или 100 тысяч рублей, они не могли.

Десятки обращений с жалобами в конце концов вылились в уголовное дело, проверки, обыски и экспертизы, в судебное разбирательство и штраф салону, реализовывающему этот товар. В частности, к ответственности было привлечено действовавшее тогда ООО «Эстетика».

Сегодня про «Мон Платин» в Саратове уже почти ничего не слышно. По крайней мере эту косметику здесь больше не продают. Как и «Дешели» – это тоже косметика, продававшаяся по аналогичной схеме, по тому же адресу, но формально уже другими салонами.

На «Мон Платин» сегодня жалуются жители других регионов. Например, Нижегородской области, где фирма с тем же названием, действуя теми же самыми методами, обирает доверчивых людей, вгоняя их в долги. А в Москве в отношении одной из таких компаний (название, правда, не указывается) ведётся следствие. Там, по сообщениям городского ГУ МВД, жертвами салона с бесплатными процедурами стали около 200 человек, ущерб каждого из которых составил от 40 до 200 тысяч рублей. При этом уже доказано, что посетителям в напитки подмешивали психотропные вещества.

Зато сама система у нас в Саратове живёт и процветает. Конечно, уже созданы другие фирмы-преемницы, которые тем не менее не тратят время и ресурсы на смену места обитания. Сейчас жители Саратова жалуются на ООО «Живая вода» или компанию «DeAura». Оба названия встречаются на бланках салона по уже известному адресу – пересечение Московской и Соборной. Меня лично уже несколько дней зовут туда же, но просто в «Центр здоровья и красоты». Ещё жительницы Саратова называют салоны «Юнона» и «Альстамерия», которые якобы зазывают в то же самое здание. То есть довольно трудно сказать со стопроцентной уверенностью, какая именно фирма-салон будет оказывать бесплатные процедуры с очень затратными последствиями.

Те, кто сходил в новые салоны по старому адресу, отмечают, что сегодня чемоданчики с наборами косметики уже практически не предлагают. Теперь в ходу 2–3-годичный абонемент на аппаратные процедуры. Но принцип «впаривания» тот же: уговоры, психологические уловки, напиток от заведения.

Из собственного опыта скажу, что и манера привлечения внимания у салонов несколько видоизменилась. Если раньше по телефону нам рассказывали, что звонят по рекомендации «вашей подруги» такой-то, которая «уже попробовала и осталась очень довольна», а потому и нам тоже рекомендует, то сейчас звонят под предлогом телефонного опроса. Мне, например, задали три вопроса. Что для меня важнее – карьера или семья? Важным ли я считаю ухаживать за собой? И какой вид отдыха я предпочитаю – активный или пассивный?

Не стоит, наверное, говорить, какой из этих вопросов для опрашивающей компании является ключевым. Получив утвердительный ответ о важности ухода за собой, девушка-оператор тут же начинает произносить текст про «уникальную возможность» получить в их центре красоты и здоровья несколько омолаживающих процедур «совершенно бесплатно». Но когда я начала задавать встречные вопросы про то, где они находятся, какой косметикой пользуются, что включает в себя процедура, сколько стоит набор косметики и так далее, барышня, шепнув кому-то в сторону «Она спрашивает...», повесила трубку.

Хуже казино, вреднее сигарет

Узнать в правоохранительных органах Саратовской области и в Роспотребнадзоре о том, есть ли жалобы у них на действия этих салонов красоты, нам пока не удалось. Здесь тему называют «скользкой», требующей много времени на сбор информации и согласование её у руководства. Но вот на нескольких форумах в Интернете этих жалоб сотни. Здесь же люди делятся друг с другом своим плачевным опытом и рассказывают о новых способах воздействия на клиента со стороны представителей косметических салонов.

Есть много историй от юристов, к которым одумавшиеся клиенты идут за помощью в расторжении договоров.

«Многие пытаются вернуть косметику салонам-продавцам, но их посылают. Люди в шоке и идут к нам, – пишет на одном из форумов юрист Анна (фамилия не названа). – На этом этапе организаторы данного бизнеса спокойны. Они знают, что пока от потерпевшего не поступит претензия, в суд он идти не сможет, а значит, волноваться незачем. Кто-то из жертв смиряется, а кто-то идет дальше, пишет претензию, и тогда противная сторона идет на слабые уступки – предлагает с целью погашения кредита трудоустроиться к ним (да-да – тем самым оператором, которые нас всех достали). На этом этапе опять же кто-то соглашается, а кто-то идет дальше и просит рассмотреть их претензию. И только после оставленной претензии, когда деваться уже некуда, салоны соглашаются на расторжение договора».

Как рассказывает Анна, процедура расторжения договора – зрелище печальное и неприятное: ждать заставляют по три часа, потом пытаются забрать у потерпевших их договор купли-продажи и кредитный договор, дабы оставить без доказательственной базы.

«Для меня остается загадкой: почему всё это продолжает функционировать, несмотря на многочисленные жалобы?! Почему это не прикроют? – удивляется юрист. – Это хуже казино, это вреднее сигарет (никто не ведет учет количества плачевых последствий в виде инсультов, инфарктов и тому подобного), это намного затратнее любого кредита в любом банке».

Ответа на эти вопросы в ближайшее время мы, боюсь, не получим. А потому придётся быть начеку и терпеливо отражать атаки назойливых салонов. Главное – ни в коем случае не соглашаться, даже любопытства ради.