Звонили и будут звонить

Оценить
На салоны красоты, заманивающие бесплатными процедурами, управы пока нет. Гражданам рекомендуется проявлять осторожность

Не ошибусь, если скажу, что очень многим, если не всем, жителям города Саратова (да и области, пожалуй, тоже) порядком поднадоели ежедневные звонки от так называемых центров красоты и здоровья с приглашениями на проведение «совершенно бесплатных» процедур по уходу за кожей лица, тела, волосами. И никого из этих салонов не смущает ни подпорченная репутация такой «халявы», ни требования потенциальных клиентов оставить их в покое, ни прямые посылы зазывал по известному трёхбуквенному адресу.

Большинство саратовцев давно осведомлены о том, чем может обернуться этот «бесплатный сыр», и желающих его отведать уже не так много. Но всё равно из салонов звонили, звонят и, как выясняется, будут звонить и дальше. Правоохранительные органы сделать с этим ничего не могут. Правонарушением звонки на мобильные, даже очень назойливые, не являются. А потому людям придётся запастись терпением, не терять бдительность и отбиваться самостоятельно.

Нашумевшая показательная

Многоговорящей о том, чем на самом деле является щедрость некоторых салонов красоты, стала история компании «Мон Платин», развивавшаяся в Саратове с конца 2013 года и продолжающая до сих пор, но уже в других регионах.

«Мон Платин» – это название якобы элитной израильской косметики, которую саратовцам предлагали разные салоны и центры красоты и здоровья, по странному стечению обстоятельств сменявшие друг друга по одним и тем же адресам (например, «Эстетика» или «Академия красоты»).

Поначалу всё выглядело очень даже нормально. Новый салон в рекламных якобы целях приглашал потенциальных клиентов на процедуры, которые с использованием этой косметики проводились совершенно бесплатно. Приглашали чаще всего в здание на пересечении улиц Московской и Соборной, а также в салоны в галерее «Каштан» и бизнес-центре «Ковчег».

Вежливые девушки подбирали удобное для клиента время, только бы тот обязательно пришёл. Единственным отличием от любой другой подобной рекламной акции было обязательное условие – взять с собой паспорт.

Интерьеры салона впечатляли: дорогие портьеры, кожаные диваны в холле, канарейка в клетке, ухоженные барышни на ресепшене. Дальше тоже всё выглядело очень внушительно и достойно: много кабинетов, в которых ходят люди в белых халатах и чем-то очень активно занимаются. Двери во все кабинеты открыты, «чем-то занимающихся» людей видно всем приходящим клиентам. В таких условиях у клиента к компании должно возникать доверие как минимум.

Диагностика кожи лица или головы непосредственно перед началом процедур и манипуляций – особая фишка. Как и сидящая в коридоре парочка довольных клиентов, во всеуслышание обсуждающих чудодейственность предлагаемой тут косметики.

Внимательный мастер – косметолог или парикмахер – много разговаривает с клиентом – о себе, о своей квалификации, о восторгах от работы в этой компании и с этой косметикой, попутно выясняя у клиента, сколько денег он готов тратить на уход за собой в месяц или в год.

По итогам процедуры клиенту, которому, конечно же, «всё понравилось», предлагают приобрести косметику для домашнего использования. И вот тут главный сюрприз. Набор косметики в чемоданчике, оказывается, стоит от 40 тысяч рублей и выше. Но решение брать или не брать принять нужно сегодня. Потому что предложение эксклюзивное. Верхний предел цены чемоданчика, кстати, не был ограничен. Говорят, что были предложения и за 120 тысяч рублей. Если с собой такой суммы у клиента не оказывалось, ему тут же предлагали оформить рассрочку на несколько лет. И очень многие соглашались.

Девятиголовая гидра

Принцип работы этих салонов красоты получил широкую огласку в конце 2013 года, когда в правоохранительные органы и Роспотребнадзор по Саратовской области посыпались заявления от граждан, купивших косметику «Мон Платин» в кредит. Люди начали подозревать, что совершить эту дикую покупку их вынудили обманом. Кто-то говорил, что его загипнотизировали, кто-то – что опаивали какими-то веществами. В любом случае, как были уверены граждане, в здравом рассудке совершить такую глупость, как купить нескольких флаконов шампуня за 40, 70 или 100 тысяч рублей, они не могли.

Десятки обращений с жалобами в конце концов вылились в уголовное дело, проверки, обыски и экспертизы, в судебное разбирательство и штраф салону, реализовывающему этот товар. В частности, к ответственности было привлечено действовавшее тогда ООО «Эстетика».

Сегодня про «Мон Платин» в Саратове уже почти ничего не слышно. По крайней мере эту косметику здесь больше не продают. Как и «Дешели» – это тоже косметика, продававшаяся по аналогичной схеме, по тому же адресу, но формально уже другими салонами.

На «Мон Платин» сегодня жалуются жители других регионов. Например, Нижегородской области, где фирма с тем же названием, действуя теми же самыми методами, обирает доверчивых людей, вгоняя их в долги. А в Москве в отношении одной из таких компаний (название, правда, не указывается) ведётся следствие. Там, по сообщениям городского ГУ МВД, жертвами салона с бесплатными процедурами стали около 200 человек, ущерб каждого из которых составил от 40 до 200 тысяч рублей. При этом уже доказано, что посетителям в напитки подмешивали психотропные вещества.

Зато сама система у нас в Саратове живёт и процветает. Конечно, уже созданы другие фирмы-преемницы, которые тем не менее не тратят время и ресурсы на смену места обитания. Сейчас жители Саратова жалуются на ООО «Живая вода» или компанию «DeAura». Оба названия встречаются на бланках салона по уже известному адресу – пересечение Московской и Соборной. Меня лично уже несколько дней зовут туда же, но просто в «Центр здоровья и красоты». Ещё жительницы Саратова называют салоны «Юнона» и «Альстамерия», которые якобы зазывают в то же самое здание. То есть довольно трудно сказать со стопроцентной уверенностью, какая именно фирма-салон будет оказывать бесплатные процедуры с очень затратными последствиями.

Те, кто сходил в новые салоны по старому адресу, отмечают, что сегодня чемоданчики с наборами косметики уже практически не предлагают. Теперь в ходу 2–3-годичный абонемент на аппаратные процедуры. Но принцип «впаривания» тот же: уговоры, психологические уловки, напиток от заведения.

Из собственного опыта скажу, что и манера привлечения внимания у салонов несколько видоизменилась. Если раньше по телефону нам рассказывали, что звонят по рекомендации «вашей подруги» такой-то, которая «уже попробовала и осталась очень довольна», а потому и нам тоже рекомендует, то сейчас звонят под предлогом телефонного опроса. Мне, например, задали три вопроса. Что для меня важнее – карьера или семья? Важным ли я считаю ухаживать за собой? И какой вид отдыха я предпочитаю – активный или пассивный?

Не стоит, наверное, говорить, какой из этих вопросов для опрашивающей компании является ключевым. Получив утвердительный ответ о важности ухода за собой, девушка-оператор тут же начинает произносить текст про «уникальную возможность» получить в их центре красоты и здоровья несколько омолаживающих процедур «совершенно бесплатно». Но когда я начала задавать встречные вопросы про то, где они находятся, какой косметикой пользуются, что включает в себя процедура, сколько стоит набор косметики и так далее, барышня, шепнув кому-то в сторону «Она спрашивает...», повесила трубку.

Хуже казино, вреднее сигарет

Узнать в правоохранительных органах Саратовской области и в Роспотребнадзоре о том, есть ли жалобы у них на действия этих салонов красоты, нам пока не удалось. Здесь тему называют «скользкой», требующей много времени на сбор информации и согласование её у руководства. Но вот на нескольких форумах в Интернете этих жалоб сотни. Здесь же люди делятся друг с другом своим плачевным опытом и рассказывают о новых способах воздействия на клиента со стороны представителей косметических салонов.

Есть много историй от юристов, к которым одумавшиеся клиенты идут за помощью в расторжении договоров.

«Многие пытаются вернуть косметику салонам-продавцам, но их посылают. Люди в шоке и идут к нам, – пишет на одном из форумов юрист Анна (фамилия не названа). – На этом этапе организаторы данного бизнеса спокойны. Они знают, что пока от потерпевшего не поступит претензия, в суд он идти не сможет, а значит, волноваться незачем. Кто-то из жертв смиряется, а кто-то идет дальше, пишет претензию, и тогда противная сторона идет на слабые уступки – предлагает с целью погашения кредита трудоустроиться к ним (да-да – тем самым оператором, которые нас всех достали). На этом этапе опять же кто-то соглашается, а кто-то идет дальше и просит рассмотреть их претензию. И только после оставленной претензии, когда деваться уже некуда, салоны соглашаются на расторжение договора».

Как рассказывает Анна, процедура расторжения договора – зрелище печальное и неприятное: ждать заставляют по три часа, потом пытаются забрать у потерпевших их договор купли-продажи и кредитный договор, дабы оставить без доказательственной базы.

«Для меня остается загадкой: почему всё это продолжает функционировать, несмотря на многочисленные жалобы?! Почему это не прикроют? – удивляется юрист. – Это хуже казино, это вреднее сигарет (никто не ведет учет количества плачевых последствий в виде инсультов, инфарктов и тому подобного), это намного затратнее любого кредита в любом банке».

Ответа на эти вопросы в ближайшее время мы, боюсь, не получим. А потому придётся быть начеку и терпеливо отражать атаки назойливых салонов. Главное – ни в коем случае не соглашаться, даже любопытства ради.