И Волгоград стонет, и Самара стонет…

Оценить
Можно ли в Саратове заработать музыкой и как кризис отразился на отрасли организации концертов

Музыканты «30 Seconds to Mars», «Noel and the Pandas», а теперь ещё и «Limp Bizkit». В последнее время в Саратове были отменены концерты целого ряда зарубежных рок-групп. «В эту дыру никто не едет», – со злой иронией констатируют некоторые горожане. Масла в огонь такой непатриотичной риторики подлило и то, что не приехал в Саратов американский боец смешанных единоборств Джэфф Монсон, и отмена спектакля «Хулиган. Исповедь» с участием Сергея Безрукова. Может быть, звёзды не жалуют наш город, потому что на фоне финансового кризиса в нём стало просто невозможно обеспечить им достойную кассу?

Проблемная гастроль

Однако, как выяснилось, почти все вышеперечисленные звёзды не попали в Саратов по причинам, не связанным с финансами. Американцы «30 Seconds to Mars» успели даже сделать заказ в местном ресторане, но не смогли приземлиться на саратовскую землю из-за погодных условий. Итальянцы «Noel and the Pandas» вообще отменили свой восточноевропейский тур из-за проблем со здоровьем одного из участников. Уроженцу штата Вашингтон Джэффу Монсону по разным причинам не удалось вылететь в Россию аж трижды (по словам организаторов, они планируют подать на спортсмена в суд). А у москвича Сергея Безрукова просто сменился гастрольный график.

И только концерт гостей из солнечной Флориды «Limp Bizkit» не состоится в Саратове именно из-за денег – даже несмотря на присутствующее в названии тура громкое словосочетание «Money sucks» (переносн. «Деньги – отстой» – англ.). «В связи с отсутствием должного интереса к концерту и низкой продажей билетов», – сообщил в социальной сети причину организатор мероприятия фирма «Аншлаг-94».

При этом в соседней Самаре концерт «Limp Bizkit» состоится (запланирован на 9 ноября), как и в других регионах ПФО – Нижнем Новгороде, Казани, Перми. Среди поволжских городов визит группы был отменён ещё только в Уфе, однако официальной причиной там были названы вовсе не деньги. По сообщениям местных СМИ, для группы просто не нашли свободной концертной площадки (единственное подходящее для этих целей место будет занято празднованием Дня сотрудников органов внутренних дел РФ).

Концерт в минус

Действительно ли на платёжеспособность саратовской публики повлиял кризис или в нашем городе всегда было плохо с продажей билетов?

«Люди значительно меньше стали ходить на концерты, – рассказывает директор концертного агентства «Аншлаг-94» Юлия Шестюк. – Мы ощутили это на себе – отработали весь сезон в колоссальный минус». По словам собеседника, падение спроса касается не только музыкальных концертов, но также спектаклей и других развлекательных мероприятий. «Наши распространители сейчас часто слышат: да, мы очень хотим сходить, но у нас не хватает денег, – поясняет Шестюк. – Растут цены на билеты, потому что растут гонорары артистов. Гонорары привязаны к евро и доллару, а билеты мы продаём в рублях».

«Наши зрители не могут позволить себе заранее купить билет, а требование наших партнёров – компании «T.C.I.» – огромная предоплата в счёт гонорара за 9 месяцев до мероприятия, – прокомментировала Юлия ситуацию с «Limp Bizkit». – Мы столько не продаём, сколько они просят... Похоже, что интерес в городе к группе не настолько велик, насколько велик гонорар». Кстати, спектакль с Безруковым, несмотря на нефинансовую причину отмены, тоже не стал исключением. «Мы всё равно не набрали на него аншлаг, как это бывало раньше», – пояснила Шестюк, заметив, что Саратов вообще-то «очень театральный и образованный» город, жители которого охотно ходят на спектакли.

Однако проблемы коснулись не только Саратова. «Волгоград, Балаково, Саранск, Пенза, Ульяновск... – перечисляет собеседница. – В Самаре и Нижнем Новгороде чуть-чуть получше. А Волгоград, Саратов, Ульяновск – особенно слабые города».

Может быть, поймут, какова реальность на периферии

Гонорары растут не только у зарубежных, но и у российских звёзд. Всё идёт к тому, что в конце концов агентства просто перестанут работать с дорогостоящими отечественными артистами. «Мы поняли, что будем брать только те проекты, которые по гонорарам стоят меньше, чем мы брали в текущем году, будем подстраиваться под возможности оплаты билетов», – рассказывает Шестюк.

«Когда гонорары не опускаются, а, наоборот, поднимаются, мы уже просто вытягиваем ноги и руки... И Волгоград стонет, и Самара стонет. Все схватились за голову».

По словам Шестюк, она проходила кризисы и 98-го, и 2008-го года, и знает, что даже в такие непростые времена люди не могут без «хлеба и зрелищ»: «Хотят посмотреть, пообщаться с любимым артистом, друг с другом, показать себя... Это сущность человека» — заметила собеседница.

Деньги – не причина

В Саратов привозят не только мегапопулярных звёзд. Небольшие концертные площадки города принимают и мало известных широкой публике музыкантов, которые тем не менее пользуются большой популярностью среди узкого круга любителей. У организаторов таких концертов дела тоже обстоят далеко не идеально, хоть и по несколько иной причине.

«Предложение концертов по прежнему широко как среди российских групп, так и зарубежных», – рассказывает арт-директор рок-клуба «Варьете» Андрей Кормилицин. – Но люди стали реально хуже ходить на концерты. Хотя не могу сказать, что это связано только с долларом».

По мнению Кормилицина, в падении спроса есть две основных причины. Первая: концерты звёзд мирового уровня (пусть даже не состоявшиеся) рушат планы более мелким организаторам. «Мы знали, что на 11 ноября планируются «Limp Bizkit», и уже были готовы отказаться от концертов, – поясняет собеседник. – Теперь стало известно, что они не приезжают, и мы опять рассматриваем варианты».

«Финансово, конечно, людям тоже тяжеловато», – признаёт Кормилицин, но поясняет, что цена на билет всё равно не стала «значительно дороже». Рост курса доллара не смог сильно повлиять на и без того небольшие гонорары зарубежных музыкантов, играющих не слишком форматную музыку.

Культура в барах

По словам Кормилицина, несмотря на то что полноценные концертные залы лучше приспособлены под выступления групп, больше всего прибыли организаторам приносят концерты в рок-барах.

В них зачастую выступают местные музыканты. «Я бы не сказал, что посещаемость концертов упала очень сильно, – рассказывает организатор концертов в барах Саратова Николай Шадрин. – Я не вижу какой-то огромной разницы между до и после кризиса. Но, с другой стороны, не могу сказать, что её совсем нет». По словам Шадрина, заметно, что горожане стали больше экономить, но только не на музыке как таковой: «Люди приходят на концерты, но, по моим подсчётам, стали больше думать об экономии непосредственно в баре».

Поскольку посещаемость упала не глобально, то и доходность концертов снизилась не сильно. «Да, стало немного сложнее, – рассказывает собеседник. – Артисты хотят получать примерно те же деньги, а организаторы теперь не всегда их могут им обеспечить. Мы платим музыкантам тот же самый процент от продажи билетов, просто сейчас это получается меньше, чем год назад». Но музыканты, как правило, входят в положение: «Понимают, что ситуация стала немного хуже, идут на какие-то уступки. Но это уже связано с банальной адекватностью людей. Ведь все люди, все сейчас экономят – и посетители, и музыканты, и организаторы. Все понимают, что финансово опять же всем стало тяжелее».

Песней сыт не будешь

Возможно, когда-нибудь саратовские музыканты наконец-то смогут приносить прибыль организаторам концертов. Но пока одной лишь только музыкой им непросто прокормить даже себя. «Рок-группы, конечно, ничего не зарабатывают, – рассказывает участник саратовской рок-н-ролльной группы «Frozen Gold» Мэджик Слим Джонсон. – В рок-клубах платят очень мало. Максимум тысяч 20 на группу, и это в сезон, когда аншлаг... А концерты группа может давать раз в месяц». В среднем же музыкантам за концерт платят 6–8 тысяч рублей. «Пришло 40–50 человек – это нормально, средний концерт, – поясняет Джонсон. – Билет стоит 200–250 рублей, сами можете подсчитать». При этом даже такие деньги платят далеко не за каждый концерт и далеко не всем. «Зарабатывают на свадьбах, банкетах. Но это надо иметь соответствующий репертуар. Зарабатывают лабухи, которые делают программы из известных шлягеров».