Чем сложнее задача, тем интереснее

Оценить
Чем сложнее задача,  тем интереснее
В Балашове профилактику здоровья стремятся превратить в привычку

Упрямые цифры статистики утверждают, что Саратовская область вошла в число семи регионов, где в последнее время отмечен рост уровня смертности населения. Главный врач государственного учреждения здравоохранения Саратовской области «Балашовская районная больница» Андрей Гадяцкий считает, повлиять на демографическую ситуацию в лучшую сторону – реальная задача для медиков. Для этого больница делает акцент на профилактической работе, и ее руководители разработали конкретные мероприятия для каждого сотрудника.

Регистратура – лицо поликлиники

В структуру Балашовской больницы входят три городских и одна районная поликлиника. Вежливые и грамотные сотрудники регистратур на посту уже в 7:30 утра. Они участливо помогают всем – и пожилым пациентам, и сельским жителям – записаться на прием к специалистам по телефону, через Интернет, с помощью инфомата. А чтобы сделать запись еще более удобной, с февраля в каждой регистратуре появился мобильный телефон. Регистратор может ответить на звонок в любой момент, например, когда отыскивает карточки, ведь телефон всегда в кармане. У него есть возможность перезвонить пациенту, чтобы что-то уточнить.

У старших медсестер широкий круг обязанностей, в том числе и следить за порядком в регистратурах. А это непростая задача: в поликлиниках всегда очень людно и оживленно. Новшество, внедренное по рекомендации министра Алексея Данилова в Красном Куте, Андрей Гадяцкий принес и в Балашов.

В травмпункте, приемном покое, в регистратурах установлены поворотные камеры видеонаблюдения, работающие в режиме онлайн.

– В любое время заведующая поликлиникой, главврач или министр, если у них под рукой Интернет, могут проверить, что происходит в этих местах скопления пациентов, – отмечает Андрей Гадяцкий. – Смотрю, утром в регистратуре 2-й поликлиники 30 человек. Звоню заведующей, она направляет трех медсестер на помощь регистраторам. Десять минут – и все разошлись по своим кабинетам и делам.

Старшая медсестра Балашовской районной больницы Нина Кулакова рассказала, что в этом году медучреждение подало заявку на участие в конкурсе «Лучшая регистратура Саратовской области» и оказалось в числе трех финалистов. Победитель примет участие в федеральном этапе конкурса.

Если пациент не идет к врачу – значит, врач идет к пациенту

В общей сложности в балашовских поликлиниках 40 терапевтических участков! Первым делом Андрей Гадяцкий вместе с коллегами провел анализ работы каждого доктора. Получилось, что там, где низкий уровень заболеваемости, высокие показатели вызова скорой помощи и высокий уровень смертности. Признак того, что что-то не работает: плохо выявляются заболевания. Больница составила перечень лиц высокого и очень высокого риска заболеваний и начала работать с ними вплотную, ведя еженедельный мониторинг по каждому участку.

– Мы назначили каждому доктору целевой показатель по сохранению жизней в год, примерно рассчитали его по уровню смертности и заболеваниям, – рассказывает Андрей Юрьевич. – В среднем по России умирают 24–25 человек в год на участке. Одна жизнь по нашей статистике и дает уже пять процентов. Убедить хотя бы одного человека вовремя приходить к доктору и регулярно принимать современные препараты, которые ничуть не дороже и не хуже привычных, но уже устаревших лекарств, вполне возможно. Сохранение двух жизней в год как раз и снизит показатель смертности на 10 процентов. Мы стараемся ставить конкретные задачи перед докторами, чтобы они понимали, что их усилия дадут реальный результат.

Русский человек не пойдет к врачу по собственной воле. Заставить его заниматься профилактикой своего здоровья тоже невозможно. Имеет право – прописано Конституцией РФ.

– Вы подумайте, сейчас почти у каждого есть машина, – приводит пример Андрей Гадяцкий. – Человек заправляет автомобиль бензином, меняет резину, оформляет страховку, проходит техобслуживание, чтобы в неожиданный момент колесо или что-то еще не отвалилось. А сам в поликлинику не ходит. О своем теле, благодаря которому он вообще живет, не заботится. Задача врача – идти не реактивным путем (заниматься пациентом, когда он сам обратился к доктору), а искать активный путь к человеку, информируя его. В первой половине дня доктор работает в кабинете, а во второй половине – на участке, где в среднем 1700 человек. До каждого медработник должен достучаться, убедить хотя бы раз в год приходить в поликлинику. Это не займет много времени. Заглянул к терапевту, а дальше к обследованию подключаются другие медработники. Затем врач видит результаты, обращает внимание, например, на повышенный холестерин, который через несколько лет может привести к артериальной гипертонии, и назначает препарат для его снижения, просит зайти к нему еще раз через пару месяцев для контроля. Диспансерное профилактическое наблюдение и формирует здоровый образ жизни. Видимые результаты от этой работы мы получим не молниеносно, а только лет через пять.

А тем временем доктора буквально идут со своим оборудованием навстречу населению. Диагностический мобильный комплекс, оснащенный аппаратурой, не может функционировать зимой. Но в нынешнем сезоне его запустили по селам на две недели раньше. Самый удаленный фельдшерско-акушерский пункт находится в 92 километрах от райцентра. Специалисты «больницы на колесах» ведут прием и в отдаленных микрорайонах Балашова. Медсестры и фельдшеры оповещают население о днях и часах работы бесплатного мобильного комплекса. Медработники на выезде берут анализы, делают флюорографию, проводят ультразвуковое исследование, снимают электрокардиограмму, узкие специалисты осматривают и консультируют пациентов. Люди оценили комплекс по достоинству. В сёлах в дни его приезда уже выстраивается очередь. Сельские жители очень довольны и говорят медикам за их внимание «Спасибо!»

Обследование здоровья – процесс занятный

Мне предложили проверить возможности Центра здоровья, который разместился в поликлинике № 3, на личном опыте. Любой гражданин может бесплатно посещать его примерно раз в год. Чтобы попасть сюда, не надо записываться на отдельные виды обследования и к разным специалистам, достаточно одной записи в Центр. При исследовании учитываются сведения о роде работы, образе жизни, имели ли место травмы, операции. В самом начале мою кровь проверили на содержание глюкозы и холестерина, затем измерили мой рост, вес. С помощью биоимпедансметрии определили процентное соотношение моей жировой, мышечной, скелетной массы и объема жидкости в организме. Это исследование вычисляет и предрасположенность к онкологическим заболеваниям. Сразу же обратили внимание, что этот показатель у меня в норме. Любопытный приборчик с цветными кнопками отражает состояние нервной системы. Спирометр оценил жизненную емкость легких. Кардиовизор нарисовал «портрет» моего сердца в зеленом цвете. Меня порадовали, сказали, что у космонавтов сердце на этом приборе выглядит так же. Перехитрить «Смокилайзер», измеряющий уровень окиси углерода в крови, невозможно. Он «подскажет», сколько примерно сигарет недавно выкурил подросток, скрывающий свою вредную привычку. В считанные секунды офтальмологические аппараты определили состояние моего зрения и внутриглазное давление. Избежать кабинета стоматолога мне не удалось. Специалист тщательно осмотрел мои зубы и провел гигиеническую чистку. В итоге полное обследование я прошла примерно минут за 20. Что касается аппаратов – быстро и удобно. Результаты становятся известны мгновенно.

Итог обследованию подвела терапевт Центра здоровья Лидия Дедова. Она меня сразу расположила к себе. Извиняясь за то, что мне пришлось подождать в коридоре, пояснила, что предыдущий пациент со своим хроническим заболеванием регулярно наблюдается у нее. Я поняла, что посетители для Лидии Дмитриевны не конвейер. Она общалась доверительно, так, как будто давно меня знала и знает, что я еще приду к ней.

По словам заведующей поликлиникой № 3 Людмилы Фроловой, задача Центра – выявлять факторы риска у пациентов всех возрастов, обратить внимание пациентов на заболевания, с которыми они уже привыкли жить. Центр здоровья посещают около 50 человек в день. При этом главврач Балашовской больницы приветствует всевозможные инициативы своих коллег. Одна из них – стоимость медсправки для водительских удостоверений или при трудоустройстве должна обходиться дешевле почти на четверть тому балашовцу, который в течение года посетил Центр здоровья. Сотрудники поликлиники с оборудованием Центра побывали в ТК «Айсберг», гипермаркете «Магнит», в администрации Балашова, на предприятиях «ЖБК-8» и «Балтекс». Люди с удовольствием обследуются и спрашивают, «когда еще больница приедет к ним». Маленькие победы уже есть. Первый заместитель главы администрации Балашовского района Игорь Талалайкин бросил курить. Признаться, самого Гадяцкого я как-то не сразу узнала. Пропагандируя здоровый образ жизни, Андрей Юрьевич похудел аж на 58 кг!

– Несмотря на общую пассивность населения людей удается привлекать в медучреждения для прохождения флюорографии, диспансеризации, – говорит заведующая поликлиникой № 1 Марина Ященко. – Сейчас почти исчезло понятие сезонности, в поликлинике всегда достаточно пациентов. В последние месяцы повысились показатели своевременного выявления онкологических заболеваний.

Все возможности больницы – на пользу людям

Нагрузка на медиков снова возрастает. Но оптимизация хозяйственной деятельности позволила руководству больницы разработать новое положение по оплате труда, поменять структуру стимулирующих выплат за качественную работу, выплачивать премии. В результате теперь выполняется дорожная карта: средняя зарплата по учреждению выросла на 5,6 процента, у среднего медперсонала – на 10,7 процента, у санитарок – на 11,7 процента. Работы по хозяйственной части невпроворот. 11 ФАПов в газифицированных сёлах отапливаются электричеством. Сейчас готовится проектно-сметная документация для постепенного перевода этих пунктов на газовое отопление, что даст значительную экономию и быстро окупит необходимые вложения.

– В нашем лечебном учреждении полностью функционирует информационная система – от регистратуры до стационара, – подытоживает Андрей Гадяцкий. – На приеме врачи ведут электронные карты пациентов, позволяющие отслеживать динамику заболевания. У нас современная база функциональной диагностики; клиническая, биохимическая, бактериологическая, иммунологическая лаборатории. Мы готовы оказывать в полной мере бесплатную медицинскую помощь на любом этапе того или иного заболевания. Применяя четкий анализ деятельности, делая акцент на профилактическом направлении, мы стремимся выстроить свою работу так, чтобы все наши мощности были доступны пациентам в любое время.

Уважаемые коллеги, работники Балашовской районной больницы и сотрудники других медучреждений Саратовской области!

18-я.JPGВ нашей профессии много суровой прозы. Приходя на работу, медицинский работник должен забывать о своих проблемах, относиться к каждому пациенту как к родному, быть психологом. Поэтому трудятся в здравоохранении стойкие, терпеливые и самоотверженные люди, готовые в любую минуту прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Поздравляю вас с Днем медицинского работника!

Желаю неиссякаемого здоровья, энергии, чтобы ваши семьи были вашим надежным тылом, благополучия, успехов, новых достижений в работе, признания коллег, скорейшего выздоровления пациентов, везения и удачи!

Главный врач ГУЗ СО «Балашовская районная больница А. Ю. Гадяцкий