Самовар кипит, уходить не велит
Стремление превратить Саратов в столицу хоть чего-нибудь у нынешней власти никуда не делось. Судя по всему, избрали направление культуры. Так, в нашем городе появились музеи трудовой славы, педагогической, спортивной, музей цирка и саратовской гармоники. А в минувшую среду был открыт еще один – первый частный музей в Саратове.
Самому старому – 400 с лишком
Частное учреждение культуры «Музей самоваров» расположилось в Саратове по адресу: улица Кутякова, 34/36. Основа музея – частная коллекция Семена Глозмана, представителя президента ОАО «Лукойл» в регионах Центрального и Южного федеральных округов, Поволжья, депутата Саратовской областной думы. В открывшемся музее выставлено более 700 экспонатов, Глозман собирал их около 30 лет. Кроме самоваров, здесь и другие предметы русского быта, без которых не могло обойтись ни одно чаепитие.
Но все же главное – сами самовары: привычные, в которых кипятили воду для чая, самовары, в которых готовили супы и каши, самовары-сбитенники, самовары-чайники, самовары для двоих, самовары самых разных размеров, форм и возраста. Самый старый экспонат музея был изготовлен в 1600 году. Есть и сделанные в XVIII, XIX веках. По словам коллекционера, 80 процентов его коллекции составляют самовары тульского производства. Тула по праву считается центром самоварного производства Российской империи. К середине XIX века там успешно работали 28 фабрик, которые в год выпускали сто с лишним тысяч самоваров! Есть в коллекции Семена Моисеевича есть самовары из Польши, Ирана, Кореи и других стран мира.
Некоторые из этих экспонатов жители города могли видеть и ранее. В 2013 году на основе коллекции Глозмана была подготовлена выставка «Русские самовары». Выставка экспонировалась в Саратовском государственном художественном музее, в музее Базарного Карабулака и в художественной галере Балакова.
«Подчеркиваю: это уже пятый»
Естественно, церемония открытия первого частного музея на саратовской земле не могла обойтись без первых лиц области. На открытии присутствовал губернатор Валерий Радаев.
«За два года это уже пятый музей, который открывается в Саратове. Подчеркиваю: пятый музей. Поэтому Саратов становится городом музеев, столицей музейного Поволжья. Этот музей станет одной из достопримечательностей нашего города, которую будут посещать туристы, гости города, но и прежде всего жители и дети», – начал свое выступление Валерий Васильевич, не забыв упомянуть о реализации в скором будущем проекта по созданию Музейного квартала на месте мукомольных складов Рейнеке.
Губернатор также отметил, что «такого по насыщенности музея нет даже в Туле, которая считается родиной изготовления самоваров и на протяжении уже 250 лет радует жителей России, Советского Союза и других стран своими изделиями».
Глава региона назвал Семена Глозмана продолжателем традиций русского меценатства и поблагодарил за то, что ему удалось собрать уникальную и редкую коллекцию: «Огромное вам спасибо. Вы положили начало на территории Саратова, Саратовской области этой традиции. Традиции создания таких творений (по-другому музей просто и не назовешь). Уверен, что вы и дальше будете радовать жителей города и наших гостей».
Они такие разные!
Музей сумел вместить только малую часть огромной коллекции Семена Моисеевича, насчитывающей около 2500 предметов. В планах у него открыть еще один музей – «в каком-нибудь отдельно стоящем здании в центре, где много людей».
У коллекционера есть любимчики: «Мой любимый самовар – 100-граммовый. Ему лет 150, может быть, 160. А вообще, несмотря на такое многообразие, нет совершенно одинаковых самоваров. Все абсолютно разные».
Начал собирать их Семен Глозман совершенно случайно несколько десятилетий назад. Первым в коллекции стал самовар, который Семен Моисеевич купил у старьевщика. «А дальше коллекция стала расти. Пополнялась она разными способами. Какие-то я покупал, какие-то мне дарили друзья и знакомые, зная о моем увлечении», – вспоминает коллекционер.
Слишком много музеев?
«Здесь теперь будет музей самоваров. Что скажете?» – спрашиваю я у случайной прохожей. «Ну что сказать тут можно? Хочется верить, что это действительно делается для народа и для города будет плюсом. Все-таки музей открывается, а не ночной клуб или ресторан очередной. Уже, значит, хорошо. Тем более музей самоваров. И пускай наш город к самоварам не имеет никакого отношения, это часть русской культуры, про которую забывать нельзя. Помните песенку, в которой есть такие слова: «У самовара я и моя Маша»? Может, благодаря этому музею самовары вновь в моду войдут. Это, я считаю, замечательно будет!» – поделилась своим мнением женщина.
А вот мужчине, который также проходил мимо, появление в Саратове нового музея показалось неинтересным: «У нас слишком много музеев стало открываться. Из крайности в крайность. Других проблем нет в Саратове, что ли? Дорогами пускай лучше займутся, а не самоварами. Или давайте музей кочек и ям на саратовских дорогах откроем. Это более актуально, и экспонаты долго искать не придется».
Уже после того, как почетные гости и представители СМИ разошлись, у входа в музей остановилась пожилая женщина. С задумчивым видом она прочитала на табличке «Музей самоваров» и поинтересовалась: «А почему музей самоваров открыли именно в Саратове? Больше негде?» Вопрос оказался риторическим – ответа не последовало.
Штамповка и штучная работа
Символ русской самобытности первоначально стали изготавливать на Урале. А первый самовар в Туле был изготовлен в 1778 году братьями Лисицыными, отец которых в свободное от работы на оружейном заводе время совершенствовал свои навыки в работе с медью в собственной небольшой мастерской. Самоварное производство оказалось делом прибыльным, и спустя несколько лет в Туле открывается несколько кустарных мастерских, которые за небольшой промежуток времени разрослись до масштабов фабрик. В середине XX века тульский завод «Штамп» стал выпускать электрические самовары, которые пришли на смену угольным. С уверенностью можно сказать, что как раз такие экземпляры занимают во многих российских семьях место на антресолях или в шкафах. Электрические самовары пользовались большим спросом до начала 90-х годов. Потом их место заняли более дешевые и менее громоздкие электрические чайники, которые после закипания воды автоматически выключаются. Но самовары на тульском заводе производят и по сей день. Правда, их производство ориентировано на штучный выпуск. Выпускаются они в авторском эксклюзивном исполнении с соблюдением всех ремесленных традиций.