Скоропортящаяся помощь

Оценить
Пока правительство продолжает обдумывать систему продуктовых карточек, бизнес реализует её как умеет

Модель введения продовольственных карточек будет готова к сентябрю. Об этом на минувшей неделе заявили в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации. В ведомстве рассчитывают, что программа адресной продпомощи малоимущим, ретейлерам, производителям и переработчикам заработает уже с 2016 года и будет распространяться в основном на скоропортящиеся товары.

Месяцем ранее с обещанием «развернуть по всей стране систему внутренней продовольственной помощи» на заседании федерального правительства, где обсуждалась госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия, выступил вице-премьер Аркадий Дворкович. Он также заявил, что уже сегодня пилотные проекты по продуктовым карточкам успешно идут в ряде регионов. Например, в Мордовии, Ульяновской, Омской и Саратовской областях.

К осени разродятся

Тут есть у нас есть сразу две темы для размышлений. Непосредственно идея о продуктовых карточках, от которой федеральное правительство, по всей видимости, не собирается отказываться, несмотря на всю её непрезентабельность. И, собственно, успешность некоего пилотного проекта продовольственной помощи населению, который реализуется в нашем Саратовском регионе.

О продуктовых карточках в российском правительстве заговорили задолго до нынешнего кризиса. Ещё в 2008 году законопроект о продовольственных сертификатах для пенсионеров, инвалидов и других социально незащищенных слоев населения разрабатывала «Единая Россия». Инициативу поддерживал занимавший тогда пост главы Минсельхоза РФ Алексей Гордеев. Страна в то время готовилась вступать в ВТО, денег в бюджете было предостаточно, а эффективные способы поддержки аграриев находились на стадии испытаний.

Затем к этой теме в разных вариациях возвращались практически ежегодно с 2010-го по 2013 год. В основном с подачи того же Минсельхоза. Обсуждались, в частности, сертификаты и субсидии. Против таких мер всегда выступал Минфин, который указывал, что в стране уже есть отдельные программы для поддержки сельхозпроизводителей и малоимущих.

Осенью 2014 года предложение запустить адресную продовольственную помощь для малоимущих в качестве «актуального решения проблемы инфляции рыночным способом» прозвучало на экспертном совете при Федеральной антимонопольной службе (ФАС). На этот раз инициатива исходила со стороны Минпромторга. Ведомство обещало представить правительству модель системы продовольственных карточек к середине апреля 2015 года. Говорили, что она будет направлена на поддержку нуждающихся в помощи потребителей, а также на развитие местных сельхозпроизводителей.

Минпромторг говорит о своей программе продовольственной помощи и сегодня. Буквально на днях в рамках Недели российского ретейла, которая проходила в Москве со 2-го по 6 июня текущего года, замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов сообщил журналистам федеральных изданий, что в настоящее время процесс подготовки проекта по введению продовольственных карточек находится в активной стадии. Закончится она к сентябрю, после чего останется согласовать финансовую часть.

Обернётся три раза. А может, пять

Согласно проекту Минпромторга РФ, основная задача системы продпомощи – «стимулирование потребления дополнительного питания, а не накопления жизненно важных продуктов». Продукты, мол, не должны быть отложены про запас, и человек должен гарантированно употребить их в пищу. Поэтому система адресной продовольственной поддержки будет распространяться в основном на скоропортящиеся товары – овощи, фрукты, молоко (пастеризованном с небольшими сроками годности), неконсервированные молочные продукты, охлажденное мясо, свежая рыба.

Известно также, что, по задумке Минпромторга, люди будут получать не талоны, а пластиковые карточки, по которым смогут покупать качественные продукты по ценам «заметно ниже рыночных». Согласно предложениям ведомства, государство будет определять категории граждан, получающих продовольственную помощь, а также группы продуктов, которые можно приобрести по данной программе.

В ведении Минпромторга также будет находиться и контроль за правилами участия розничных предприятий торговли в оказании адресной продовольственной помощи. При этом «в программе вправе участвовать любой магазин, не обязательно сетевой, который имеет в ассортименте значительную долю свежих скоропортящихся продуктов, имеет автоматизированный учет движения товаров и подключен к центральной административной системе программы».

Отмечают в ведомстве и то, что каждый государственный рубль, потраченный покупателем по программе, обернется в экономике региона от 3 до 5 раз, «принеся максимальный эффект как потребителю, так и производителю и розничной торговле».

Запустить программу в действие ведомство рассчитывает в 2016 году.

Интересно, что с 2016 года программу продовольственной помощи планирует начать реализовывать и Министерство сельского хозяйства России. Ту же самую или отдельную свою – пока не понятно. Возможно, ведомства работают параллельно, а возможно, и сообща. Но пиарятся на теме продовольственной помощи населению министерства по отдельности.

Минсельхоз по кировской дороге

В отличие от Минпромторга, в основе программы которого лежит известная американская модель «Supplemental Nutrition Assistance Program» (SNAP), Минсельхоз заявляет, что отталкивается от успешной практики одного из российских регионов – Кировской области. Здесь в октябре 2013 года по инициативе губернатора Никиты Белых стартовал проект «Продуктовая карта». Многодетным семьям, имеющим соответствующее удостоверение, вручают специальную банковскую карту – «продуктовую», на которую зачисляется стартовая сумма в тысячу рублей. Деньги с карты разрешено тратить на что угодно и в каких угодно магазинах. Но ежемесячной компенсации подлежат только расходы на продукты из определённого правительством списка и только в тех магазинах, которые участвуют в проекте. Размер компенсации ограничивается суммой в тысячу рублей.

В первый год реализации программы продуктовые карты в Кирове получили около двух тысяч многодетных семей. Из средств областного бюджета на исполнение проекта было потрачено более 9 миллионов рублей. И более 90 процентов получателей карт по итогам первого года эксперимента высказались за его продолжение. В дальнейшем продуктовые карты начали распространять не только в областном центре, но и по всему региону, при этом увеличилось количество участников проекта и со стороны ретейлеров и производителей продуктов питания.

Успех «вятской продуктовой карты» настолько впечатлил руководство федерального Минсельхоза, что тот велел всем другим регионам с ним незамедлительно ознакомиться, а сам занялся разработкой соответствующей госпрограммы. Регионам, кстати, над своими программами тоже было велено работать, и они работают. В министерстве сельского хозяйства Саратовской области нам подтвердили, что проект находится в процессе подготовки, но подробности его пока не разглашаются.

Американский путь

Американская модель «food stamps» имеет, в общем-то, похожий принцип. Не исключено, что креативный кировский губернатор в своих идеях основывался на ней.

В США ответственность за реализацию программы продовольственной помощи несет министерство сельского хозяйства США, которое занимается распределением средств между нуждающимися. Нуждающимся раздают карточки-талоны, с помощью которых они могут расплатиться в магазине за ряд продуктов, кроме табака и алкоголя. Список продуктов утверждается американским минсельхозом. Магазин, получивший в кассу такой талон вместо реальных денег, рассчитывается им с поставщиком, а тот в свою очередь обменивает бумажку на реальные деньги у Министерства сельского хозяйства США.

Это увеличивает скорость оборота денег в аграрном секторе и способствует его развитию. Конечно, эта модель некоторое время оттачивалась на практике и не была идеальной.

Сначала американские соцслужбы выделяли нуждающимся бумажные разноцветные талоны, номиналом в один, пять и десять долларов. Но потом было решено перейти на пластик (ещё в конце 90-х годов), потому что «малообеспеченные» граждане США научились «обналичивать» эти бумажки. Правда обналичивать американцы научились и пластик, но говорят, что тамошние власти с этим борются, и сворачивать программу не торопятся.

Сегодня, по условиям программы, чтобы получить «food stamps», одинокий американец должен зарабатывать меньше 15,2 тысячи долларов в год, а годовой доход семьи из четырех человек должен быть меньше 31,3 тысячи долларов. В 2013 году «продуктовыми карточками» в Америке воспользовались порядка 46 миллионов человек. Каждый из них мог получить бесплатные продукты на сумму в 134 доллара, в результате за год Штаты потратили на продовольственную поддержку нуждающихся около 75 миллиардов долларов.

Пилотный проект, которого нет

Под пилотным проектом введения продуктовых карточек на территории Саратовской области, с которым наш регион попал в сводки федеральных новостей и в отчёты федеральных министерств, скорее всего, имеется в виду акция Облпотребсоюза по новому продовольственному рынку «Топольчанский» (п. Солнечный).

Она имеет опосредованное отношение к намерениям российских властей и больше подходит под определение «маркетинговый ход» отдельного коммерческого предприятия. Местная власть, кстати, оказалась вовлечённой в эту акцию случайно. На одном из заседаний Общественной палаты Саратовской области депутат Саратовской областной думы Олег Подборонов, он же председатель Облпотребсоюза, он же, по слухам, владелец рынка «Топольчанский», предложил оказывать социально незащищённым слоям населения помощь путём выдачи продовольственных купонов.

Идея была одобрена председателем ОП Александром Ландо и другими её членами и ими же раскручена. Солидности программе добавило участие в ней министерства социального развития региона, которому доверили раздачу купонов, в частности, многодетным семьям города и области. Потом категорию получателей так называемых продуктовых карточек расширили. В неё включили ветеранов войны, труда, инвалидов, семьи с детьми-инвалидами и проч.

Акция была рассчитана на два месяца – с конца марта до начала июня. Продовольственная помощь нуждающимся выражалась в предоставлении 20-процентной скидки на 30 наименований продуктов питания, приобрести которые можно было только на рынке «Топольчанский». За это время, по подсчётам Олега Подборонова, люди должны были сэкономить до 7 миллионов рублей.

В список «льготных» продуктов попали говядина, свинина, мясо курицы, масло сливочное и подсолнечное, молоко, яйца, сахар, соль, черный чай, мука, хлеб, картофель и др.

На практике акция такой уж экономичной не выглядела. «Газета недели в Саратове» проводила собственный рейд по рынку в поисках экономии (№ 15 (337) от 28.04.2015 – «Внимание: «сногсшибательные» скидки»). По наблюдениям нашего корреспондента, скидка по купону распространялась в основном на товар залежалый и непрезентабельный. Если яблоки, то «маленькие, побитые, зелёные жёсткие», если конфеты, то только одного вида – «Ореховые», если сыр, то скидки действует на полкило товара и ни граммом меньше, и т. д.

Людям не понравилось, но они просят

Мнение некоторых получателей купонов оказалось схожим с мнением наших корреспондентов. Так, Андрей Богомолов, глава многодетной семьи из Ленинского района Саратова, отметил, что товары по купонам продаются на рынке только в определённых точках.

«Точки, где продавцы принимают купоны, в основном расположены на втором этаже. На первом я не нашёл ни одной. Причём на втором примерно половина прилавков согласны предоставлять скидку, – делится своими наблюдениями наш собеседник. – Но товар со скидкой показался мне сомнительного качества. Например, там есть точка с колбасой, где эти купоны принимают. Купон действует на колбасу по 100 рублей за килограмм. У них же есть колбаса и без купонов за ту же сумму, но что это за колбаса такая? Из чего она делается за такую цену? Взял я по купону только сыр, не потому что выгодно было, а просто, чтобы не с пустыми руками уезжать. Ну смешно же. Вот лежит сыр «Российский», предположим, написано: цена по купону – 350 рублей. А рядом лежит сыр «Голландский», без купона, цена – 300 рублей. Есть тут только один приятный бонус – администрация рынка компенсирует обладателям купонов проезд в общественном транспорте. Но я им тоже воспользоваться не смог – на машине приехал».

По словам многодетного отца, гораздо экономней получается запасаться продуктами на сельхозрынке в Юбилейном – и выбор больше, и цены приемлемые. А качественные продукты с хорошими скидками сейчас можно найти во всех наших сетевых магазинах.

«Купонами пользоваться мы так и не стали, отдали друзьям в итоге. Пользовались ли они, не знаю. Забыли про эту акцию уже, поэтому и спросить забыли», – подытожил Андрей.

Тем не менее, несмотря на негативный опыт некоторых потребителей, авторы продовольственных купонов считают свою акцию успешной. По словам директора рынка «Топольчанский» Вячеслава Зеленского, по просьбам жителей региона и предпринимателей действие купонов не ограничилось сроком до 1 июня, как планировалось изначально. Акцию продлили ещё на два месяца.

«Как мы видим, людям покупать товары со скидкой понравилось. К нам идут покупатели и просят продолжения. Мы спросили у предпринимателей, всё-таки мы им эту акцию навязали, получается, но они, как оказалось, всеми руками «за». Убытков они не несут. Не знаю, что именно они выигрывают от участия в акции, они этой информацией не делятся, но, судя по всему, выгода есть. А покупатели за счёт купонов, по нашим подсчётам, сэкономили, как и планировалось, около семи миллионов рублей. Так что выгодно всем. К тому же администрация рынка компенсирует проезд на общественном транспорте получателям купонов. За два месяца порядка 100 тысяч рублей на это ушло», – сообщил нам Вячеслав Зеленский.