Критические (но не кризисные!) дни, месяцы... годы?

Оценить
Как россияне экономят во время того, что деликатно именуется «сложной экономической ситуацией»

Экономический кризис в России остается одной из острых тем многих отечественных и зарубежных СМИ. Прогнозы экспертов, антикризисные планы правительства, девальвация рубля, высокий уровень инфляции, повышение ипотечных ставок и прочее. Неподготовленному человеку сложно разобраться во всех этих терминах и умозаключениях профессионалов. Простым гражданам хочется знать, как долго будет продолжаться то, что официально называют с деликатностью «сложной экономической ситуацией», когда повысят зарплаты и стабилизируют цены и будут ли отменять набившие всем оскомину санкции.

В первую очередь кризис ударил по крупным предприятиям, но и на общем благосостоянии граждан он тоже сказался изрядно. Если просмотреть социологические опросы за последнее время, то вопроса «Есть ли в стране экономический кризис?» как такового уже нет. Есть кризис, и россияне боятся, что он может стать затяжным.

Из-за резких скачков цен многие стали экономить – кто на продуктах, кто на повседневных товарах. Общая тенденция такой экономии проста – люди расставляют приоритеты. Одни предпочитают экономить на развлечениях, продолжая покупать привычную одежду и продукты. Другие ограничивают себя в еде, чтобы хорошо отдохнуть и развлечься в летний отпуск.

Продукты: от некоторых пришлось отказаться

Весной этого года в Роспотребнадзоре заявили, что россияне могут обеспечить себе продуктовую корзину, необходимую для полноценного питания, по той же цене, что и до введения санкций. Данные соцопроса, проведенного почтовой системой Mail.ru, тем не менее, показывают другую картину. 48% опрошенных ответили, что их продуктовая корзина не изменилась, и они продолжают покупать недорогие отечественные продукты. «От ряда продуктов пришлось отказаться – их больше нет в продаже», – такой ответ дали 23% опрошенных. И еще 21% успешно заменяют попавшие под эмбарго товары продуктами производителей из других стран.

С тем, что продукты ощутимо подорожали, согласилось 89% респондентов, 6% не заметили особых изменений, а 2% ответили, что кое-что даже стало дешевле.

По поводу продуктового эмбарго мнения разошлись. 47% участников опроса считают, что эмбарго нужно оставить, так как это помогает отечественному производителю. 16% ввиду повышения цен настаивают на отмене, а 29% опрошенных предлагают отменить эмбарго только для тех товаров, которые не удается заменить.

Маркетологи выясняли, что первое, на чем россияне стали экономить, – это всевозможные снеки (орешки, чипсы, сухарики). От них отказались 53% населения. 49% стали экономить на мясе, заменяя говядину и свинину более дешевой курятиной.

Интересная статистика обнаружилась по алкоголю, в частности по водке. Ее потребление не сократилось, просто 51% покупателей отказался от дорогих сортов.

Одежда: зарубежные марки в убытке

По данным аналитиков Y-Consulting, продажи одежды и обуви в России в первом квартале 2015 года сократились на 42% в натуральном выражении и на 19% в денежном, составив 523,4 трлн рублей.

Самый сильный удар кризиса пришелся на средний ценовой сегмент – недорогие бренды потеряли до 60% продаж. Основная причина – разница в курсах валют.

Убытки понесли все зарубежные бренды. Многие торговые компании стали уходить с российского рынка (New Look, Esprit, OVS, River Island) или сокращать свое присутствие (Stockmann, Adidas). Но есть и те, кто снижает ценовые надбавки, чтобы сохранить оборот (Mango, Sela).

Для того чтобы сократить расходы, торговые сети пошли на сокращение зарплат и закрытие части торговых точек.

Провалу весеннего сезона поспособствовала и холодная погода – люди кутались в теплые вещи, новые коллекции раскупались мало. Маркетологи надеются, что летом и осенью продажи все-таки вырастут – начнется сезон отпусков и новый сезон деловой активности.

Эксперты рынка уверены, что люди не перестанут совсем покупать одежду и обувь, просто на время забудут об излишествах. Среди торговых компаний в выигрыше будут те, кто предложит лучшее соотношение цены и качества.

Летний отдых: между желанным и возможным

Всероссийский центр изучения общественного мнения представил результаты ежегодного исследования, посвященного планам россиян на предстоящий летний сезон. 40% россиян планируют провести свой летний отпуск дома и 26% – на даче или садовом участке. Основные причины домашнего отпуска – отсутствие денег (43%), работа (15%), состояние здоровья (13%) и семейные обстоятельства (7%). А кто-то просто любит оставаться дома и не хочет никуда уезжать ( 5%). Тем не менее, если сравнивать с опросами предыдущих лет, процент «невыездных» постепенно сокращается – в 2004-м и 2005-м дома оставались в общей сложности около 80% граждан.

Растет спрос на отечественный туризм. 10% населения останавливают свой выбор на Черноморском побережье, и еще 11% планируют посетить другие российские города.

По-прежнему популярен отдых в Крыму. Если в начале 2000-х на Крымский полуостров отправлялись 1–2% респондентов, то с прошлого года ситуация сильно изменилась (9% в 2014-м и 7% в 2015-м). Крым привлекает россиян прежде всего архитектурой, пейзажем и достопримечательностями (25%), наличием хороших курортных зон (23%) и климатом (11%). 5% радуются, что теперь это часть России, и надеются на низкие цены (4%). Есть и те, кого поездка в Крым отпугивает. Причинами называют беспокойную обстановку в связи с событиями на Украине (10%) и дороговизну (10%).

Любоваться заморскими пейзажами поедут 6% соотечественников. Спад наметился еще в прошлом году, в 2012-м и 2013-м заграничный отдых могли себе позволить 8–9% россиян.

Большинство детей останется дома (34%) и на даче (17%). Кто-то направится в детский лагерь (11%), а кто-то поедет путешествовать с родителями по другим городам России (15%), на Черное море (10%), за рубеж (5%).

Самым желанным видом летнего отдыха по-прежнему остается поездка за границу – за пределы бывшего Советского Союза, при наличии такой возможности, отправились бы 27% опрошенных. На СНГ согласилось бы 7% и еще 4% на Прибалтику. 20% россиян все равно предпочли бы остаться дома или на даче.

В среднем на летний отпуск планируют потратить 32810 рублей (из расчета на одного человека). Большинство населения продолжает специально откладывать для этого деньги (54%). Из текущих средств оплачивать поездку будут 12%. Подрабатывать или брать для оплаты кредит рискнут 5%.

Привыкаем жить без излишеств

Тамара Бурданова, экономист-бухгалтер:

Тамара БурдановаНЕ ТО СЕЙЧАС ВРЕМЯ, ЧТОБЫ ПРИВЕРЕДНИЧАТЬ

Кризис, конечно, чувствуется. Как обычно, цены повышаются, а зарплаты падают. Особенно это на продуктовой корзине ощущается. Не скажу, что мы постоянно икру на бутерброды мажем или вина марочные пьем. Просто периодически покупали в «Ленте» или «Метро» какие-нибудь хорошие, качественные продукты – макароны итальянские, кофе швейцарский, алкоголь. Были вполне приемлемые цены, особенно когда акции или скидки. Хочется ведь себя чем-нибудь эдаким вкусненьким иногда побаловать. А сейчас это всё в несколько раз подорожало. Скоро, наверно, придется на оптовку ходить, покупать там большие пакеты с рисом, гречкой и перебирать потом всё вручную.

На одежде тоже приходится экономить. И даже не из-за того, что цены на нее взвинтились. Это в первую очередь касается качественной фабричной польской и турецкой одежды. Раньше, например, я покупала к лету 2–3 платья, костюмчики легкие, сарафаны. А в этом сезоне уже всё. Хочется, конечно, обновок. Но я лучше повкуснее поем и отложу на что-нибудь, чем буду каждый день наряды менять. Подождем лучших времен.

Вот что еще меня очень удивляет, так это цены в парикмахерских. Я привыкла ходить в одну парикмахерскую, недалеко от моего дома. И стрижки там делала, и окрашивание. И тут вдруг всё подорожало чуть ли не в два раза. Я согласна, что возросли цены на мелирование и окрашивание. Потому что краски все привозные, а курс вон как взлетел. Но стрижки? Старые ножницы тоже, что ли, подорожали? Не понимаю я этого. Так и пришлось искать другой салон. Он подальше, конечно, и к мастеру новому я еще не привыкла. Но не то сейчас время, чтобы привередничать.

Кирилл Черняков, снабженец:

Кирилл ЧерняковВ НЕКОТОРЫХ МАГАЗИНАХ БЫСТРО НЕ СОРИЕНТИРУЕШЬСЯ – ЦЕНЫ В ЕВРО

За еду и другие хозяйственные дела в нашей семье жена отвечает. Жалуется, что дорожает, но в подробности я не вникал. Не голодаем, на столе всегда всё вкусно – и ладно. На работе я занимаюсь снабжением. Закупали недавно строительные материалы, так это просто кошмар какой-то был. Песок, цемент, шпатлевка – сегодня одна цена, на следующий день едем – уже другая. Я не помню, фильм какой-то американский смотрел – там курс акций на бирже чуть ли не каждый час менялся. И все стоят нервные, испуганные, у одних глаза беспомощно бегают, другие что-то сосредоточенно считают, карандаши кусают, бумажки мнут. Вот и у нас что-то подобное происходит. Как тут сметы составлять? В некоторых магазинах тоже быстро не сориентируешься – цены в евро. По курсу потом считают. Ходят люди, ищут, как беспомощные котята.

На машину стало денег больше уходить. Бензин как-то подрос незаметно, он всегда у нас потихоньку дорожает. А техосмотр, страхование... Я уже боюсь, сколько за ремонт может влететь, если так вдруг что случится. Так что аккуратнее надо на дорогах. Весной пошел страховку оформлять на машину, так меня еще и от клещей застраховали. Зачем, спрашивается? К чему эта ненужная обязаловка? Может, это у них такая антикризисная программа? Смешно. Я в полях не бываю, клещи мне не страшны. Но вот пришлось.

Летний отдых... Больная сейчас тема у всех. На Черное море я не хочу. Представляю, какие там сейчас цены. Начиная от жилья и заканчивая чурчхелой на пляже. Посмотрел цены на заграницу в Интернете. Турция просто запредельная, все туры с авиаперелетами. Получается, что в Италию дешевле поехать на автобусе. С женой решили, что будем смотреть по деньгам и по ситуации. Если что, у нас всегда Волга рядом.

Маргарита Букесова, корреспондент саратовского информационного агентства:

Маргарита БукесоваСАМЫМ ПОПУЛЯРНЫМ ТОВАРОМ НА САРАТОВСКИХ ЯРМАРКАХ СТАЛИ ЯЙЦА ПО СОЦИАЛЬНЫМ ЦЕНАМ

Сначала я не восприняла информацию про кризис всерьёз. Многие СМИ писали об этом, но не было понимания, что это коснется обычных людей. Конечно, с наступлением кризиса пришлось отказаться от многих продуктов, которые я и моя семья раньше покупали. Также пришлось отказаться от походов в кафе, потому что цены на всё взлетели, а зарплаты выше не стали. Что касается продуктов, то очень смутило подорожание помидоров, огурцов, кабачков и других овощей. Но особенно яиц, которые стали стоить под 60 рублей, а также некоторых видов хлеба, сладостей, лимонов!

Да что говорить о моём примере, если самым популярным товаром на саратовских ярмарках стали яйца по социальным ценам. Пожилые люди и молодежь все выходные стояли в огромных очередях на Театральной площади, чтобы купить яйца! Такого на моей памяти никогда не было. Также вспоминается случай с ценами на гречку, когда ещё некоторое время назад её просто не было в магазинах, и она была очень дорогая. Слава богу, сейчас все цены стали возвращаться к докризисным, и надеюсь, так это и останется.

Что касается летнего отдыха, то я думала поехать за границу с семьёй, но, скорее всего, изменю свои планы и в этом году буду отдыхать в Крыму или на даче на Волге. Потому что в нынешнем году в связи с сокращением зарплат и повышением цен на продукты уже не так-то просто накопить на заграничный отдых.

Татьяна Парфилова, юрист:

Татьяна ПарфиловаЛЕТОМ НА ОТДЫХ НЕ ЕДУ, ПОТОМУ ЧТО НЕ В СЕЗОН ВСЕГДА ВЫГОДНЕЕ

Сложно сказать... Я как-то всегда, еще до кризиса, пыталась экономить на материальных вещах – выбираю более дешевые продукты, ограничиваю себя в покупке одежды. На работу беру обед с собой, с работы стараюсь ездить с коллегами, чтобы не тратиться на транспорт. Часто экономлю, покупая товары по акциям или на распродажах. Еще, чтобы сэкономить, покупаю купоны, например, на «Биглионе» (на маникюр, стоматологические услуги и так далее). Летом на отдых не еду – стараюсь брать весной или осенью, потому что не в сезон всегда выгоднее. В этом году брала отпуск в мае, но все равно пришлось выбрать тур дешевле, чем собиралась.

Цены на туристические поездки за границу очень изменились, как и курс евро. Я езжу практически каждый год и поэтому у меня часть денег на поездку хранилась в евро. Так что в этот раз я не особо потеряла. А так я достаточно экономно езжу – на платные экскурсии практически не хожу, например, в те же театры билеты нахожу сама, пользуюсь музейными картами. Есть в поездке тоже стараюсь без излишеств – пробую национальную кухню, а так особо не трачусь. Но самая большая экономия – это, конечно, разная сувенирная продукция. Я сувениры практически вообще не покупаю.