Живое казённое имущество

Оценить
Значительную часть населения нашей губернии составляли государственные крестьяне

С момента создания губернии они находились в ведении казённой палаты – главного губернского финансового учреждения. В отличие от помещичьих эти крестьяне имели самоуправление. На сельских сходах они выбирали сельских старост, смотрителей запасных хлебных магазинов, представителей в судебные инстанции. Крестьяне нескольких поселений составляли волость, возглавляемую волостным правлением, подчинявшимся уездной власти.

В 1797 году на основании изданного Павлом I «Учреждения об императорской фамилии» из числа государственных крестьян были исключены проживавшие в дворцовых имениях, то есть составлявшие собственность царской семьи. Отныне эти крестьяне стали называться удельными. В Саратовской губернии в тот период их насчитывалось 12600 душ мужского пола. Для управления ими в 1808 году упреждена Саратовская удельная контора.

Управление государственными крестьянами претерпело изменения в 1839 году, когда эти крестьяне наряду с другой казённой собственностью поступили в ведение специально созданной губернской палаты государственных имуществ.

Как правило, внедрение в практику новых агротехнических приёмов и новых сельскохозяйственных культур осуществлялось через казённых крестьян. Так, когда приучали саратовское население к такой незаменимой теперь картошке, «по распоряжению министра государственных имуществ выдано в награду 90 рублей серебром при похвальных листах нескольким государственным крестьянам, которые оказали особенный успех при разведении картофеля».

Имея главной целью «попечительство об усовершенствованиях в сельском хозяйстве», министерство госимуществ создавало для обучения крестьян рациональным способам хозяйствования специальные учебные фермы. С заданием выбрать место и организовать Юго-Восточную учебную ферму летом 1841 года в Саратов прибыл Юлий Фёдорович Витте. Он объехал Астраханскую, Оренбургскую, Саратовскую губернии и остановил свой выбор на расположенном в Новоузенском уезде на реке Еруслан неподалёку от хутора Зорин умёте – отдельно стоявшем в степи постоялом дворе. Умёт принадлежал Покровскому сельскому обществу.

Управляющий Саратовской палатой государственных имуществ предписал Новоузенскому окружному начальнику собрать сельский сход и «выпросить за умёт самую дешёвую цену, так как учреждение образцовой фермы принесёт со временем и казённым крестьянам важные пользы». В итоге крестьяне уступили умёт, занимавший почти две с половиной тысячи десятин земли, за 70 рублей серебром.

Вскоре здесь появились четыре жилых флигеля для обслуживающего персонала, три избы для учеников, кухня, кузница, магазин для запасов хлеба, погреб для овощей, баня, три колодца, причём один с насосом, ледник, мост через речку, скотный двор и другие постройки.

Шесть лет, прожитых Юлием Витте в Саратовской губернии, ознаменовались не только выполнением важного задания, но и крутым изменением своей судьбы. В метрической книге кафедрального Александро-Невского собора за 1844 год имеется актовая запись о венчании 7 января титулярного советника, управляющего Юго-Восточной фермой, лютеранина Юлия Фёдоровича Витте и православной девицы Екатерины, дочери саратовского губернатора Андрея Михайловича Фадеева. В марте следующего года у молодожёнов появился первенец Андрей, названный так, возможно, в честь деда. Так в нашей губернии обрели своё семейное счастье родители Сергея Юльевича Витте – известного государственного деятеля, министра путей сообщений, министра финансов, с 1903 года председателя комитета министров, в 1905-1906 годах председателя совета министров, инициатора винной монополии, денежной реформы и много ещё чего.