Итожили как прожили год

Оценить
Итожили как прожили год
Главные контролеры движения бюджетных средств. Руководители КСП города Саратова. Наталия Масютина и Татьяна Антонова
В новых условиях депутатам только и остается, что работать над ошибками

Снижение доходов бюджета города Саратова в 2014 году по сравнению с 2013-м составило без малого 1,5 миллиарда рублей. Или почти 20 процентов. И это без учета инфляции, которая в реальности «сожрала» еще минимум 15 процентов платежеспособности. Это – все, что требуется запомнить о финансовых условиях, в которых работала саратовская городская власть в 2014 году и продолжает работать в 2015-м. Никаких изменений к лучшему депутаты Саратовской городской думы больше не ждут. И ни о каких «окнах роста» не мечтают. В минувший четверг на очередном заседании это стало очевидным.

Мечтать вредно

Десять уж почти лет тому назад, когда команда Олега Грищенко пришла к власти в городе, им было ясно, что делать. Не ждать милостей от высших уровней власти и работать над собственными доходными источниками. А таких, по сути, виделось тогда два – платежи за пользование землей и штрафы за административные правонарушения. Для того чтобы взять деньги «с земли», требовалось ее законодательно закрепить за пользователями. Тогда была разработана амбициозная программа по оформлению земли под многоквартирными домами. Для того чтобы она заработала, кроме массированной просветительской работы, в ходе которой объяснялось, зачем собственникам квартир многоэтажек владеть еще и землей придомовых территорий, требовались значительные денежные вложения. Депутаты понимали, что эту часть пути собственники не будут оплачивать. Но дальновидно согласились найти на оформление земли средства в бюджете. Образно говоря, решили, что вот расчистят заиленное, запущенное русло доходной речки, а потом побегут в нее ручейки налоговых платежей от людей, которые живут по берегам и с каждым днем все больше понимают выгоды земельного владения.

Работа оказалась нелегкой, небыстрой и дорогой. Со времени начала оформления земли под многоэтажками уже истрачены сотни миллионов бюджетных рублей. Но вот отдачи городские власти не дождались. Потому что на федеральном уровне вдруг решили, что ежегодная оплата земельного налога для жителей многоэтажек слишком большая нагрузка, лишняя в непростые сегодняшние времена. И в одночасье отменили этот налог, который, на минуточку, по их же федеральному предыдущему решению должен был пополнять бюджеты муниципалитетов, у которых ранее отняли многие иные доходные источники.

Олег ГрищенкоНа очередном 46-м заседании гордумы глава города Олег Грищенко отмену этих выстраданных в Саратове платежей с горечью вспомнил. Он сказал, что, конечно, нельзя опускать руки в любой ситуации, и что всегда нужно искать новые дополнительные доходы, но резко меняющаяся ситуация в федеральном законодательстве порой не позволяет заранее предусмотреть возможные пути, как это случилось при оформлении земельных участков под многоквартирными домами. Муниципалитет вложил в эту работу солидные средства, рассчитывая на получение налогов в дальнейшем, однако сегодня земля под многоквартирными домами по воле федерального законодателя налогом не облагается.

А депутат Александр Янклович напомнил коллегам о другом перекрытом уже областью источнике доходов. Депутаты Саратовской городской думы не пожалели сотни миллионов бюджетных рублей, чтобы закупить камеры видеонаблюдения для установки на дорогах области, рассчитывая, что в дальнейшем смогут иметь какую-то долю со штрафов, наложенных на нарушителей автодвижения, и строить на них городские парковки, к примеру, или ремонтировать тротуары да ливневую канализацию. Однако региональные власти решили, что эти деньги им самим нужнее. И не поделились штрафами с городом Саратовом. И вот получается какая-то дурацкая ситуация, в которой нищий город не просто оплатил покупку, но и продолжает тратить деньги для содержания этих средств фиксации нарушений (потому что они стоят у него на балансе). И при этом не получает в ответ ничего, кроме опыта, в очередной раз показывающего, куда ведет выстланная благими намерениями дорога. Городская дума решила пожить без раздрая и ссор с областной властью. В итоге получила уменьшение кадастровой оценки земли, уменьшение оставляемой в городе доли налога на доходы физических лиц (НДФЛ), лишилась перечислений транспортного налога, уплаченного саратовцами, и никак не может опомниться от сокращения до минимума перечислений на ремонт дорог.

Расходную часть при всей этой очень неприятной бюджетной ситуации никто не отменял. А чтобы лучше понимать, на что тратятся городские бюджетные деньги, достаточно знать такую, например, цифру: на детские сады и школы в 2014 году городским властям пришлось истратить 6,5 млрд рублей. Из 12,7 млрд рублей бюджетных доходов.

Подвигали деньги

«Зачем они собираются каждый месяц?» – не раз слышала я вопрос. И всякий раз приходится объяснять, что бюджетные дела в России устроены таким образом, что каждый нижеследующий уровень власти финансово зависит от вышестоящих. Депутаты областной думы обязаны собираться всякий раз, когда приходят перечисления из федерального бюджета. Депутаты городского уровня заводят в бюджет деньги, спущенные с федерального и регионального уровня власти. Вот ради этой формальности и собираются, по большому счету, в последнее время. Потому что иначе нарушат законодательство. К фиксации перечислений иных бюджетов иногда приятно добавляются собственные дополнительные доходы.

На майском заседании городской бюджет 2015 года «подрастили» на сумму около 600 миллионов рублей. Безвозмездные поступления из областного бюджета составили почти 569 миллионов. Основная их часть через область прошла транзитом. 455,6 млн рублей – это средства государственной корпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ, то есть бюджетные субсидии на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. 100 млн рублей дала непосредственно область – на капитальный ремонт, просто ремонт и на содержание автомобильных дорог общего пользования. 13 млн рублей предназначены для использования по программе обеспечения жильем молодых семей. Собственные налоговые и неналоговые доходы городского бюджета увеличены в мае на 23 млн рублей. Из них 20 миллионов – это поступления от продажи муниципального имущества.

Собственными дополнительными доходами, в отличие от целевых трансфертов из вышестоящих бюджетов, городская власть распоряжается по своему усмотрению. На заседании думы поддержали следующие «горячие» направления: на 6 млн рублей увеличили расходы на оплату исполнительных листов комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта; 5 млн рублей отдают на софинансирование строительства детского сада в Заводском районе; более двух миллионов рублей потребуется на довыборы в городскую думы. Трата, конечно, где-то даже досадная, но ничего не поделаешь. Состав представительного собрания придется обновлять из-за депутата Вячеслава Малышева, который лишился своих полномочий.

Но все эти такие солидные, на первый взгляд, дополнительные вливания в бюджет не меняют сути ситуации. По доходам бюджет 2015 года пока остается меньше, чем бюджет 2014 года, который, как нам уже известно, был почти на 20 процентов меньше, чем бюджет 2013 года. А это означает, что городская власть снова пойдет за кредитами в банки. Остается добавить, что напряженная ситуация с бюджетами характерна для подавляющего большинства российских муниципалитетов. Их долг коммерческих банкам составлял на начало 2013 года 245 млрд рублей, а на начало 2015 года составил уже 313 млрд.

В этих условиях каждый крутится как может. В Саратовской городской думе, например, на майском заседании двигали деньги со статьи на статью. По предложению депутата Дмитрия Кудинова увеличили бюджетные ассигнования управлению инженерной защиты на 16 миллионов рублей. Деньги пойдут на строительство очистных сооружений в поселке Латухино (бывший поселок завода Тантал между Сторожевкой и Новой Скатовкой). Проголосовали и за 25 миллионов рублей для ремонта коммунальной и дорожной техники. Источником этих трат стали заложенные в бюджет средства на переселение граждан из аварийного фонда. По словам Дмитрия Кудинова, там ожидается экономия. Депутат Андрей Карасев на всякий случай спросил, не приведут ли эти манипуляции к тому, что жителям будут давать жилье меньшей площади? Дмитрий Кудинов авторитетно ответил, что все будет по закону. И вместо своих 12 метров в коммуналке человек как получал, так и получит однокомнатную квартиру нормальной площади.

Открытый урок налогового администрирования

В Саратовской городской думе все давно уже знают особенности характеров коллег. И даже чиновники, которые тесно общаются с депутатами, поняли, как правильно на эти особенности реагировать. У депутата Андрея Карасева длинное педагогическое прошлое. И по старой учительской привычке он считает, что чем чаще говорить одно и то же, тем прочнее будет закрепление. В настоящий момент депутат Карасев изучает вопрос акцизов на нефтепродукты. Он уже затвердил, что этот налог планируется не у нас, собирает его Москва, и что он как-то зависит от протяженности дорог. Но ему непонятно, почему его в 2014 году собрали меньше, если дороги короче не стали и автомобили на улицах города остались в том же несчетном количестве, и значит, бензин покупается. Депутат Карасев все время спрашивает исполняющего обязанности председателя комитета по финансам Александра Струкова, в чем же секрет и где страшная собака зарыта. А Александр Струков каждый раз без вздохов и охов, а очень спокойно начинает сложные объяснения. И на майском заседании думы снова сказал, что формула расчета доли этого акциза очень многое учитывает, в данном случае, в частности, на нее повлиял рост продаж бензина высокого качества. «Это налог с продажи бензина. Изначально закладывался один его класс, но по итогам года получилось, что высокого класса продали больше, – пояснял Струков. – А чем выше класс бензина, тем ниже ставка акциза». Вот так и получилось, что высококлассные бензиновые запросы саратовцев сократили объем акцизного доходного источника. А протяженность дорог в данном случае ни при чем.

Четыре дорожных сантиметра Саратову все же мало

В ходе обсуждения вопроса о бюджете 2015 года предметно о дорогах все же поговорили. Опять депутат Карасев спровоцировал. Напомнил про необъективность представителей Общероссийского народного фронта, которые все наши саратовские дороги недавно охаяли, а при этом совершенно не понимают, что пункт выделения денег на их ремонт находится наверху – в Москве, где заседают во всех кабинетах люди из правящей партии, дела которых очень не нравятся депутату-коммунисту. И он их без устали готов критиковать.

Глава города Олег Грищенко сначала не очень хотел поддерживать дискуссию. Говорил, что данная тема не имеет отношения к бюджету. Потом, наверное, вспомнил про 100 миллионов рублей, с трудом нацеженных областью на ремонт дорог на целый год, и не стал скрывать от коллег свою точку зрения. Он пояснил, что представители ОНФ, как, впрочем, и другие проверяющие, делают выводы, не зная ситуации. Например, им невдомек, что когда говорится о ремонте улицы, речь может идти всего лишь о конкретном малюсеньком участке. Как было на улице Огородной, где два-три года назад ремонтировали лишь участок, через который идут трамвайные пути. А они приходят смотреть всю улицу, оценивая работу подрядных организаций. А вся Огородная на самом деле находится в ужасном состоянии. Но по ее состоянию нельзя судить о том, что ремонт дорог в Саратове делается плохо.

«Это просто от непонимания и незнания происходит, – говорил коллегам Грищенко. – Нельзя обвинять голословно. Поэтому я и говорю: сначала встретьтесь с нашими специалистами, они вам расскажут, покажут, дадут схему, которая прилагается к смете, и вам будет все ясно и понятно». Он напомнил, что в Саратове разработана грамотная технология укладки дорожного полотна с использованием современных материалов, ее целый год отрабатывали, проверяли на прочность. «Те дороги, которые по ней в Саратове сделаны, все в нормальном состоянии, даже после истечения гарантийного срока, – подчеркнул глава города. – Там же, где эта технология не применялась, дороги, конечно, изнашиваются и, конечно, будут разваливаться. Например, серпантин в поселке Затон, сколько его ни ремонтируй, долго не продержится. На таком сложном участке нужен особый подход. Там плиты надо укладывать сначала, иначе грунт едет. К сожалению, мы были вынуждены нашу дорожную программу с использованием этой современной технологии прервать по причине нехватки средств».

А дальше начинается на самом деле конфликт интересов. Олег Грищенко рассказал депутатам, что те 100 миллионов рублей, которые Саратову выделяет на дороги министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, могут быть закопаны в землю или стерты в пыль. Потому что министерство настаивает на том, чтобы город делал ремонт по министерским технологиям, а не по той, которую использовал город. «Ну, пусть делают. Но в таком случае город не будет нести ответственность за результат», – предупредил Олег Васильевич.

Незадолго до заседания думы депутаты заседали на комиссии по промышленности, и там заместитель руководителя городской администрации Валерий Данилин немного приоткрыл завесу над тайной технологии, которую лоббирует минтранс. Толщина покрытия по ней составляет всего четыре сантиметра.

Кадры «нарешали» почти на три миллиарда

На майском заседании думы обсудили отчет КСП о работе за 2014 год.

– Общий объем выявленных нарушений составил 2 миллиарда 643 миллионов рублей. Это правда? – спросил у докладчика Татьяны Антоновой депутат Олег Комаров.

Она ответила, что – да, но 87 процентов выявленных нарушений связаны с некорректной финансовой отчетностью и учетом муниципального имущества. При этом неразбериха с учетом имущественной части городской казны началась еще в девяностых годах прошлого столетия и ее не так-то просто исправить.

Олег Комаров, спросил, когда же можно будет наладить учет в комитете? Ему ответили, что КСП делает для этого все возможное уже два года, настаивая на привлечении профессиональных бухгалтерских работников, и, возможно, уже в следующем году появится какая-то ясность.

Глава города Олег Грищенко сказал, что муниципальные власти с каждым случаем выявленных нарушений разбираются самым внимательным образом. «Мы и дальше будем придерживаться принципиальной позиции по данному вопросу», – пообещал он. Но попросил обращать внимание не только на объемы нарушений, но и на их качественные характеристики. Для наглядности привел два примера. Контролеры выявили, что в одном из учреждений не был поставлен на балансовый учет земельный участок кадастровой стоимостью более 400 млн рублей. Эти 400 миллионов и стали суммой нарушения. В другом случае компьютерная техника отнесена не на тот счет, на который было необходимо.

Другие случаи нарушений можно было найти в заключении палаты по отчету об исполнении бюджета города Саратова за 2014 год. Так, например, под раздачу попала администрация Кировского района за то, что неправильно истратила деньги, выделенные городской администрацией на восстановление многоквартирного жилого дома в районе СХИ. Дело в том, что распоряжением администрации пять миллионов рублей были выделены на ремонт рухнувшей стены дома. А глава районной администрации согласовал смету, в которой были и другие работы, непосредственно не связанные с реконструкцией стены дома. Демонтаж дверных коробок, разборка дымовых кирпичных труб, прокладка канализации, устройство гидроизоляции и стяжки, смена поддонов в душевых это же не стена! Наверное, все эти дополнительные работы глава районной администрации финансировал не от доброты душевной, а от безысходности и необходимости. Но контролеры из КСП строго указали, что есть Жилищный кодекс РФ и есть правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением правительства РФ. И в них черным по белому написано, что собственники жилых помещений несут бремя содержания данных помещений и общего имущества. А лица или организации, управляющие имуществом данного дома, несут ответственность за его состояние. И должны были собирать с жильцов деньги на содержание и ремонт общего имущества. И вот с этой точки зрения выделение бюджетных средств на всякие окна и двери не соответствовало требованиям статьи 81 Бюджетного кодекса РФ.

«Причины таких нарушений могут быть различными – где-то это недостаточная финансовая грамотность, где-то недостаток средств на оформление и регистрацию имущества, а где-то элементарное разгильдяйство. Над этими проблемами, несомненно, надо работать. Но при этом надо и понимать, что это не похищенные деньги и имущество, это не ущерб муниципальной казне, как можно было бы подумать», – разъяснял Олег Грищенко.

Самое страшное преступление, которое могут найти контролеры, связано с нецелевым расходованием бюджетных средств. В отчете за 2014 год КСП указала, что таких нарушений было всего 0,01% от общего объема. «Здесь муниципалитет занимает самую жесткую позицию, принимая соответствующие кадровые решения и привлекая правоохранительные органы», – заверил Олег Васильевич. И похвалил и муниципальную власть, и КСП одновременно. Потому что за год достигнут заметный прогресс. Ведь по сравнению с прошлым годом объем финансовых нарушений уменьшился более чем в два раза. Но на самом деле Олег Грищенко глубоко убежден, что все дело в кадрах. В профессиональной подготовке трех десятков аудиторов и контролеров он уверен. А вот за всех руководителей бюджетных подразделений и учреждений, конечно, поручиться не может.