«С учетом дефицита федерального бюджета»
Основным вопросом обсуждения на заседании правительства Саратовской области в минувший четверг был бюджет. Сейчас как раз началась работа по планированию бюджетных доходов и расходов на будущий 2016 год. Попутно обсудили и исполнение бюджета прошлого года. Докладывали о бюджетных делах и экономических перспективах министр финансов Александр Выскребенцев и министр экономики области Владимир Пожаров. Но прежде чем дать им слово, губернатор выступил со своим. И заявил: кто бы что ни говорил, но у регионального саратовского правительства есть четкая задача и непоколебимое намерение выйти на бездефицитный бюджет как можно раньше. К тому, мол, и стремимся.
Налоговые условия
Никаких конкретных цифр в докладах о будущем бюджете, конечно же, не прозвучало. Цифры будут позже. А пока профильные министры рассказывают участникам заседания о тех условиях, в которых новый бюджет будет формироваться, и что на его конечные объемы повлияет.
Александр Выскребенцев, возглавляющий в областном правительстве министерство финансов, рассказал, например, что на бюджет будущего года (а также следующих за ним ближайших лет) серьезно повлияют налоговые новации, которые постепенно внедряются в российских регионах. Здесь имеются в виду те нововведения, которые замысливались как инструменты, стимулирующие восстановление роста экономики. Это, например, меры, направленные на поддержку бизнеса, на легализацию теневой занятости, на исключение возможности ухода от налогов и прочее.
Если говорить конкретно о поддержке бизнеса, то, по словам министра Выскребенцева, федеральный центр уже подтвердил свое намерение «сохранить стабильные условия для ведения предпринимательской деятельности». Бизнесу, который, к слову, никогда не считал эти условия стабильными, сейчас предлагают возрадоваться очередным обещаниям о расширении преференций предпринимателям. Региональные власти этому тоже как будто бы радуются, правда, не очень охотно. Потому что расширение преференций бизнесу означает расширение убытков региональных бюджетов. Как пример саратовский министр финансов привел меру «о повышении порогового значения стоимости амортизируемого имущества», возможность введения которой сейчас рассматривается российскими властями. По словам Выскребенцева, внедрение этого механизма поддержки бизнеса повлечет сокращение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций и, соответственно, приведет к сокращению доходов бюджета.
Компенсировать эти потери, видимо, будут пытаться через стимулирование развития малого предпринимательства. Для малого и среднего бизнеса хотят расширить перечень видов деятельности, которые будут подпадать под действие патентной системы. Правда, при этом расширят и категорию предпринимателей-новичков, на которых будут распространяться двухлетние налоговые каникулы. Эта категория, в частности, пополнится сферой бытовых услуг.
Патент собираются ввести и для самозанятых граждан. Люди, которые фактически занимаются предпринимательством, но делают это неофициально (на дому, например), смогут покупать это разрешение работать от государства, заплатив налоговый сбор в режиме одного окна. Власти надеются, что этот шаг в какой-то степени снизит необоснованные расходы областного бюджета по уплате взносов за якобы неработающих граждан на обязательное медицинское страхование. Осталось, правда, не очень понятным, кто же заплатит страховые взносы за покупателей патента, пожелавших легализовать свою трудовую деятельность таким образом.
По словам Выскребенцева, регионам и муниципалитетам федеральное правительство намерено подарить право самостоятельно снижать ставки по некоторым налогам для бизнеса. Хотя у этого подарка значение больше декоративное, чем функциональное. Как показывает практика, добровольно в регионах и тем более муниципалитетах с их дефицитными бюджетами правом снижать ставку по какому-либо налогу, да еще для действующего бизнеса, никто не пользуется.
Льготы и порядки
Придумали в российском правительстве, как дополнительно подстегнуть к активности инвесторов. Регионам, в частности, предоставят право снижать ставки по налогу на прибыль организаций до 10 процентов. Но не для всех участников этого рынка, а для так называемых «гринфилдов», то есть вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения.
А вот ставки акцизов пересматривать пока не будут. Несмотря на высокую инфляцию, их на ближайшие три года сохранят на действующем уровне. А в 2018 году проиндексируют на текущий уровень инфляции. Исключение предусматривается по двум позициям: алкоголь и табак. Как отметил Александр Выскребенцев, решение по этим акцизам есть, и их, скорее всего, повысят. Сделает это международная комиссия с тем, чтобы ограничить, если не предотвратить, «бесконтрольный переток подакцизных товаров между государствами» – членами единого Таможенного союза.
Кое-какие изменения намечаются в области налогообложения доходов физических лиц. Собираются подкорректировать порядок освобождения от налогов по отдельным видам доходов. Например, при увольнении гражданских, военнослужащих и судей. Изменится и налогообложение выигрышей в лотерею. Ничего более конкретного по этим вопросам министр Выскребенцев не сообщил, но добавил, что для некоторых категорий граждан, например, для семей с детьми-инвалидами, увеличат размер стандартных налоговых вычетов.
На региональном уровне, как сказал министр финансов Саратовской области, тоже кое-что нужно будет предпринять. Например, определиться уже окончательно с тем, стоит переходить на исчисление имущественных налогов исходя из кадастровой стоимости или все же не стоит. Аналитическая работа в этом направлении, мол, ведется в настоящее время активно, и скоро ее результаты будут вынесены на обсуждение.
Кроме того, нужно продолжать работать над оптимизацией налоговых льгот и принимать решение о продлении их или отмене «на основании оценки бюджетной и социальной эффективности». Выскребенцев заметил, что смотреть нужно на то, как эти льготы влияют, например, на финансово-экономическое состояние субъектов предпринимательской деятельности. Какую роль при этом играют ограничения льготы по времени. Сейчас провести такую оценку в региональном правительстве, и в частности в минфине, не могут – не хватает методологических знаний и мешает отсутствие объективной статистики. Поэтому прямо с трибуны министр Выскребенцев попросил о содействии и непосредственном участии в обозначенном анализе представителей налоговой службы.
Санкции – реальность регионов
В общем, все перечисленные нововведения, по словам Выскребенцева, никакого положительного эффекта для бюджета области не несут. Во всяком случае, в кратковременной перспективе на увеличение доходов казны рассчитывать не приходится. Планировать рост доходов бюджета можно только в том случае, если вдруг начнется непроизвольный экономический рост в стране и налогооблагаемая база в области станет сама собой расти.
Усугубляется финансовое положение регионов еще и тем, что федеральные власти обратились к практике ужесточения требований к субъектам РФ как получателям финансовой поддержки из государственной казны. «С учетом дефицита федерального бюджета и сокращения его расходов, в текущем году существенно урезаны суммы трансфертов субъектам РФ, – сообщил министр Выскребенцев. – Соответственно, трансферты следующих лет тоже будут меньше».
Положительным моментом является увеличение доли возмездной помощи регионам – бюджетных кредитов. При этом в случае нарушений заемщиками своих обязательств по этим кредитам будут вводиться штрафные санкции. Например, региону могут отказать в выдаче следующего кредита, а ранее полученные средства заставят вернуть в принудительном порядке.
На фоне жесткой финансовой политики центра по отношению к регионам заявление саратовского губернатора о стремлении к бездефицитному бюджету более чем понятно. Это не утопия, не реальность, а вынужденная необходимость. Регионам приходится затягивать пояса. И если говорить о Саратовской области в частности, то уже со следующего года здесь планируется снизить «рыночные обязательства» как минимум до 50 процентов от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета. Как сказал Александр Выскребенцев, потребуется самым серьезным образом сокращать все неэффективные бюджетные расходы. Надо будет снижать и непосредственно объемы государственного долга, и расходы на его обслуживание, и судебные издержки по проигранным судебным процессам, и расходы, связанные с наращиванием зарплат, правда, только сверх предусмотренного «дорожными картами» уровня. Экономия будет также достигаться через оптимизацию госаппарата (иными словами, через сокращение числа чиновников) и через меры соцподдержки, которая оказывается уже теперь адресно тем, кто в ней нуждается.
Сценарий базово-оптимистичный
Расчеты в цифрах областной минфин начнет делать после того, как областное министерство экономики и инвестиций предоставит ведомству свои прогнозные данные социально-экономического развития региона на ближайший год и следующую трехлетку. И как заверил на заседании правительства области министр экономики региона Владимир Пожаров, работа над этими прогнозами сейчас в самом разгаре.
Пожаров отметил, что свои расчеты его ведомство делает на основе прогнозов, составленных в вышестоящих инстанциях федерального масштаба. А в этих инстанциях разработали два варианта развития экономических событий. Есть сценарий базовый (близкий к реалиям сегодняшнего дня), а есть оптимистичный.
В базовом сценарии нет никаких сюрпризов: цена нефти – 50 долларов за баррель (плюс 5 долларов в каждом следующем году), Россия по-прежнему находится под санкциями. Причем санкции, согласно этому федеральному прогнозу, продержаться в течение ближайших трех лет. А значит, доступ к глобальному рынку капитала все это время будет ограничен, как и возможности рефинансирования российских предприятий. Так вот рост ВВП в 2016 году и в два последующих года прогнозируется на уровне 2,3– 2,4%.
В оптимистичном сценарии все еще немного лучше. Во всяком случае, цены на нефть в нем растут (от 60 долларов в 2015 году до 90 – в 2018-м) и санкции отменили уже со следующего года. Рост ВВП составляет от 3,1% в 2016 году до 3,3% – в 2018 году. Инвестиции прирастают на 4 процента в среднем в год. При этом говорится, что никто не надеется на резкий всплеск инвестиционной активности после отмены санкций.
В минэкономе Саратовской области решили исходить из более реального прогноза и пришли к выводу, что при описанных в нем условиях наш регион уже в текущем году покажет рост ВРП на уровне 1,5%, а в 2016-2017 годах – 2,5-3%. Однако здесь уверены также, что инвестиции видимо возобновят свой рост уже в 2016 году. Хотя это уже больше согласуется с оптимистичным сценарием социально-экономического развития страны.
По словам Пожарова, даже в текущем году объем инвестиций в экономику нашего региона покажет рост. Маленький – 0,8% по отношению к 2014 году – но все же рост. Объем инвестиций к концу года ожидают на уровне 140 миллиардов рублей. А уже со следующего года они начнут прирастать по 4% в год. И хотя такие прогнозы больше похожи на оптимистичные, Пожаров настаивает, что все реально. Потому что, мол, прогноз минэконома строится, в том числе, на планах местных предприятий. Тут же министр напомнил, что в этом году в Саратовской области продолжают реализовываться более 50 крупных инвестпроектов с общим объемом инвестиций свыше 240 миллиардов рублей. Начатые инвестпроекты позволяют надеяться на динамику роста промышленности. В Саратовской области этот показатель должен превысить среднероссийский и в 2015-2018 годах составит 3,8% в среднем. «Это связано в первую очередь с вводом ряда промышленных предприятий, а также завершением нескольких инвестпроектов», – сообщил Пожаров.
Что касается сельского хозяйства, то там у нашего региона проблем как будто тоже нет. Рост в пределах общероссийских темпов – 0,5-1%.
Развитие АПК, по словам министра, будет определяться инвестпроектами и действующими мерами господдержки. Кроме того, свою роль играет выполнение поставленной губернатором задачи по выходу региона на самообеспеченность основными продуктами питания.
Саратовская розничная торговля, по прогнозу областного минэконома, будет предсказуемой. Рост оборота в 2016-2018 годах прогнозируется, правда, чуть ниже общероссийского. На уровне 1,1-1,4% вместо 1,5-3,7% по России.
Снять соцнагрузку и победить
Вопросов к докладчикам у присутствующих на заседании не возникло. Сомнений тоже. Только губернатор Валерий Радаев сделал пару пожеланий к дальнейшей работе над бюджетом. Особое внимание, по его словам, нужно направить на сокращение бюджетных расходов по той категории граждан, что задействованы в теневой сфере занятости. «Мы несем колоссальную нагрузку на бюджет. Это ровно 50% от социальных расходов», – отметил Валерий Радаев, характеризуя, во сколько обходятся областному бюджету неплательщики налогов и сборов из числа несознательных лиц. Но дальше никого расстраивать не стал, а уверенно сообщил, что в профильных федеральных ведомствах в настоящее время «разрабатывают алгоритмы действий по данному направлению».
Областному минтруда при этом было поручено активней сотрудничать с федеральными структурами и внедрять все тамошние наработки на территории Саратовского региона.